Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:33, курсовая работа
Система образования каждой страны имеет свои отличительные черты, особенности, достоинства и недостатки. Японская система образования поражает своей эффективностью и преданностью традициям. В послевоенные годы в стране произошел экономический бум, в результате которого Япония стала второй державой мира. Изменения в экономике повлекли за собой изменения и в других сферах общества, в том числе и в сфере образования.
Итак,
общую структуру школьного
Данная
структура системы школьного
образования дополняется
Японская начальная школа предназначена для обеспечения общего элементарного образования и основ развития ребенка. Обучение в течение первых девяти лет в государственных школах - обязательное и бесплатное. В отличие от европейской начальной школы на обучение в ней отводится не четыре, а шесть лет. Это во многом обусловлено исключительной сложностью и трудоемкостью изучения родного языка [16; с.25]. Ученики начальной школы должны усвоить за шесть лет обучения в ней 1350 иероглифов. Таков минимум, установленный Министерством образования, науки и культуры.
В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство. Отдельной учебной дисциплиной являются занятия по стимулированию специальной активности. Уроки специальной активности обычно организуются в послеобеденное время и предполагают участие детей в работе клуба по интересам по следующим направлениям: художественное, досуговое, спортивное. Таким образом, в известной мере, снимается напряжение учащихся после дневного учебного процесса, придается определенный стимул воспитательной работе в начальной школе.[9; с.15].
Для начальной школы ежегодная аттестация проводится по 4 предметам: японский язык, общественные науки, математика, естествознание.[27]
Вторым звеном общего образования в Японии считается неполная средняя школа официально введенная в действие в 1947 году. В неполную среднюю школу (тютакко) учащиеся переходят без экзаменов в возрасте двенадцати лет. Наполняемость классов в неполных средних школах также составляет более 20 человек. Обучение – обязательное и бесплатное.
Неполная средняя школа Японии призвана заложить фундамент общеобразовательной подготовки, необходимый учащимся для продолжения образования и полноценного включения в последующую жизнь. Ее выпускники могут продолжать обучение в полной средней школе или в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях Японии..[4; с.10].
Занятия в неполной средней школе проводятся в соответствии с учебным планом "гакусю сидо ёре", по программам, разработанным и утвержденным Министерством образования, науки и культуры. Программы обязательны не только для государственных, но и для частных неполных средних школ страны.
Обучение
в школе включает обязательные занятия,
предметы по выбору, дидактический
курс "Моральное воспитание”
и уроки специальной
В основной средней школе учащиеся экзаменуются по 5 предметам - дополнительно вводится экзамен по иностранному языку в каждом классе [5; с.15].
Верхней ступенью школьной системы образования является полная средняя школа (котогакко), или старшая школа. В школу принимаются подростки пятнадцати лет после сдачи вступительных экзаменов с последующим трехлетним сроком обучения. Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние "технические колледжи" - профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся.
Старшая школа обеспечивает завершение общеобразовательной и начальной допрофессиональной подготовки учащихся на основе разносторонней и глубокой дифференциации обучения на различных потоках. Полные средние школы могут иметь одно или два отделения, один или несколько потоков, сочетать общеобразовательное отделение с профессиональными или иметь только общеобразовательные отделения с одним или несколькими потоками.
Тенденция к сокращению количества учащихся на профессиональных отделениях объясняется тем, что их окончание дает выпускнику школы квалификацию или специальность, но не гарантирует трудоустройство. Учебные планы отделений и потоков в школе составляются на основе стандартов, устанавливаемых Министерством образования, науки и культуры. Разрешается разработка собственных или комбинированных учебных планов вплоть до отхода от примерных планов министерства.
По числу кредитов (зачетных единиц), нельзя не заметить разницу в количестве времени, отводимом на изучение предметов общеобразовательного или специального цикла. Полную среднюю школу на любом потоке можно считать законченной, набрав в общей сложности за три года учебы в ней не менее 96 кредитов [9; с.12].
Сегодня в Японии сложилась школьная система полного дня с двойной дифференциацией (общеобразовательное и допрофессиональное обучение), причем стремление к общеобразовательному профилю с последующим поступлением в вузы характерно для 70% выпускников полной средней школы [6; с.89].
Общеобразовательная
Особое место в японской системе образования принадлежит частным репетиционным школам "джуку" и "джобико". По своей функции они являются альтернативно-компенсирующими учебными заведениями, поскольку восполняют пробелы и недостатки государственной школы.
Фактически за последние десятилетия в Японии была создана и получила широкое распространение параллельная государственной система школьного обучения. Сегодня в Японии услугами частных репетиционных школ пользуется шестая часть учащихся начальной школы, половина учащихся средних классов и практически все старшеклассники.
Школа "джуку" предназначена для изучения и повторения школьной программы на повышенном уровне. В своей деятельности школа "джуку" учитывает особенности контингента учащихся и строит свою работу в зависимости от потребностей и запросов школьников: готовит учащихся для перехода на следующую школьную ступень; оказывает дополнительную помощь в освоении школьной программы, объединяет в себе обе вышеназванные функции; занимается с отстающими учащимися.
Что касается школ "джобико", то они специализируются на подготовке к поступлению в вузы тех выпускников полной средней школы, которые не сумели попасть в университет с первой попытки. Вследствие падения рождаемости и уменьшения числа выпускников средней школы, поступающих в вузы, школы "джобико" стали готовить к поступлению в полную среднюю школу выпускников неполной средней школы. Школы "джобико" имеют статус полуофициальных учебных заведений. Это означает, что открытие такой школы должно быть санкционировано местными властями, а обучение соответствовать требованиям государственного стандарта. По наполняемости частные школы очень разные. Есть небольшие репетиционные школы семейного типа, есть большие школы, насчитывающие до 10 000 тыс. учащихся.
В основном учащиеся
Средняя плата за обучение в школах "джуку" составляет 50 долларов для ученика начальной школы и около 80 долларов для ученика средней школы. Самая большая плата взимается за обучение в репетиторских школах, которые готовят обучаемых для перехода на следующую ступень, - вышестоящую школьную, или для повторного поступления в вуз [18; с.80-87].
Система
высшего образования
Итак, выделим два сектора высшего образования:
-
неуниверситетский (младшие,
- университетский.
В младших колледжах срок обучения составляет 2-3 года для выпускников полных средних школ. Младшие колледжи «танки-дайгаку» составляют значительную часть всей образовательной системы страны. Примечательно, что 90% обучающихся в младших колледжах составляют девушки. Программы ориентированы на гуманитарные и социально-экономические науки, искусство, медицину, педагогику и домоводства. Большинство национальных младших колледжей существует при национальных университетах. Выпускникам теоретически предоставлена возможность поступать на второй или третий курс университета, на практике университеты требуют от них сдавать экзамены для поступления на первый курс. Часть национальных младших колледжей наряду с дневной подготовкой ведет обучение и в вечернее время.
Технические колледжи «кото сэммон гакко» предлагают 5–летние курсы, в которых особое внимание уделяется практической подготовке на базе соответствующих специальных дисциплин. Технические колледжи имеют более 30 программ инженерно-технического профиля, среди них преобладают программы по информатике и электронике, промышленному дизайну и инженерной графике. Технические колледжи, в отличие от младших колледжей и университетов, принимают выпускников основной средней школы. Технические колледжи предоставляют возможность студентам получить высокий уровень профессиональной подготовки за относительно короткие сроки обучения. Занятия ведутся в небольших группах по углубленным программам [20; с. 56-58].
Информация о работе Современная система образования в Японии