Современная система образования в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Система образования каждой страны имеет свои отличительные черты, особенности, достоинства и недостатки. Японская система образования поражает своей эффективностью и преданностью традициям. В послевоенные годы в стране произошел экономический бум, в результате которого Япония стала второй державой мира. Изменения в экономике повлекли за собой изменения и в других сферах общества, в том числе и в сфере образования.

Работа содержит 1 файл

Система образования Япония.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    Вершиной иерархической пирамиды высшего образования являются университетыцентры продвинутого и углубленного обучения и научных исследований в области специальных учебных дисциплин, обеспечивающих доступ к новым знаниям. Для поступления в университет необходимо окончить полную среднюю школу или учебное заведение равноценное ей. Срок обучения в университете, как правило, 4 года; на факультетах медицинских, ветеринарных – 6 лет. Во время обучения в течение двух первых лет японские студенты получают базисную общетеоретическую подготовку по избранной специальности, в последние два года проходят специализация [21; 53].

    Анализ  статистических данных позволяет выявить  приоритетные направления подготовки специалистов системой образования  Японии. Это: социальные, инженерные, гуманитарные науки, образование и здравоохранение.

    Государственные вузы отличаются, как правило, лучшим условиями обучения, что предопределяет и различия в качестве подготовки специалистов. Государственным университетам принадлежит ведущая роль в подготовке специалист высшей квалификации – магистров и докторов в области естественных, технических, сельскохозяйственных, медицинских и педагогических наук.

    Обучение  в университетах ведется на японском языке, хотя небольшое число курсов последипломного обучения читается на английском.

        В университетах принята семестровая система, экзамены проводятся обычно в сентябре или октябре после летних каникул и в январе или феврале после зимних. Экзамены в основном письменные, но вместо них можно представлять доклады или обзоры.

        В университетах Японии принята система зачетных единиц для получения степени бакалавра, например в Токийком технологическом университете, необходимо получить 130 зачетных единиц. Одна зачетная единица соответствует лекционным занятиям (одно учебное занятие – 45 мин). Для семинарских занятий одна зачетная единица соответствует 30 занятиям в семестр. При выполнении лабораторных работ, практических занятий одна зачетная единица соответствует 45 мин занятий еженедельно в течение семестра. Оценки базируются на полученных студентом в ходе экзамена баллах и результатах письменных работ, при этом учитывается также посещаемость занятий. Оценки подразделяются на «отлично»  «хорошо» «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» или соответственно А, В, С, 0.

    Программы финансовой помощи студентам обеспечивается Японским стипендиальным фондом, который поддерживается правительством. Кроме того, студенты получают финансовую помощь от местных органов власти, бесприбыльных организаций и самих учебных заведений. Японский стипендиальный фонд обеспечивает стипендиальными займами способных студентов, которые испытывают финансовые затруднения. Стипендиальные займы бывают двух типов: беспроцентные и долгосрочные (до 35 лет) под низкий процент [8; с. 205-210].

    Школы последипломного обучения «дайгакуин» предлагают курсы, ведущие к степени магистра (срок обучения 3 года) и степени доктора (обычно продолжительностью 5 лет, за исключением медицины и стоматологии – 4 года). Студентам, успешно закончившим эти последипломные курсы, при выполнении определенных требований может быть присвоена степень магистра или доктора. Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом ранее полученных зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.

     Японский  бакалавриат ориентирован в основном на "поточный" выпуск квалифицированных  представителей рабочего класса. Задача бакалавриата - выпуск специалистов, необходимых для поддержания системы, задача магистратуры - выпуск инициативных аналитиков, способных к проектированию её развития [8; с.211-212].

 

Глава II. Реформы в образовательной  среде и обеспечение качества образования в Японии

2.1. Особенности и этапы реформирования системы образования

    История современного образования может  быть разделена на 5 периодов:

     1. Период основания (1868-1885). Был основан первоначальный корпус

     современного  образования.

     2. Период консолидации (1886-1916). Были изданы разнообразные школьные законы, была создана систематическая образовательная структура.

     3. Период экспансии (1917-1936). Образовательная система базировалась на рекомендациях Чрезвычайного Совета по Образованию (1917-1919)

     4. Военный период (1937-1945). Пик милитаристского  образования.

     5. Современный период (1945-наши дни). Образовательные реформы во время союзнической оккупации.

      I период

    Начало  периода реставрации Мэйдзи характеризует  переход Японии от эпохи невежества к эпохе цивилизации и просвещения.

    В июне 1871 г. было создано Министерство Просвещения. В 1872 г. правительство Мэйдзи разработало план реформы современной школьной системы в национальном масштабе и в августе провозгласило Закон об образовании. Новая система образования вводила обязательное бессословное обучение, должна была способствовать раскрепощению воли и инициативы народа, ускорению модернизации японского общества, а так же – достижению провозглашенной цели – «обогащению и укреплению государства». 

    Основные  цели этого закона четко представлены в Осейдасачешо (сопровождающей этот закон прокламации):

    • Образование должно обеспечивать успешное продвижение человека по социальной лестнице;
    • функция школ состоит в том, чтобы прививать патриотические чувства у каждого человека;
    • все японцы должны обучиться практическим наукам, что, в конечном счете, принесёт пользу обществу и поможет построить современное государство [12; с.35].

     Реорганизация системы народного образования происходила по западному образцу. Во-первых, вводилась система обязательного обучения, составлявшая в то время 4 года. Эта система разрушила прежнюю сословную систему образования, которая была привилегией самураев и высших слоев общества. Во-вторых, провозглашалось, что развитие науки и образования будет проводиться не только в целях государственного управления, как это было прежде, а для “личного благосостояния каждого, завоевания положения в обществе и процветания в делах ”. И, в-третьих, считалось, что наука и образование должны поднять волю и инициативу народа. Однако отменялся старый обычай, по которому расходы на обучение, одежду и питание покрывались правительством.

     Правительство взяло за образец 3-х фазовую систему образования в США, учредив начальные, средние школы и университеты. С другой стороны, школьная административная система была заимствована из Франции: все учебные учреждения находились под сильным центральным контролем Министерства образования. Невиданное распространение школьной сети, которой были охвачены даже самые отдалённые горные деревни, проходило под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала также и глубоко укоренившаяся система господства и подчинения, система беспрекословного повиновения народа. Был установлен строгий государственный контроль над профессией учителя. С этого времени учитель приобретает статус государственного служащего, которому запрещается заниматься политикой.

     Большое количество иностранцев, естественно, побудило японцев изучать иностранные языки.

     Значение введения новой системы образования заключалось в том, что полностью были ликвидированы старые княжеские школы, все частные школы обязывались получить разрешение властей, и была создана новая система просвещения, контролируемая государством [10; с.35-40]

     II период

     В 1885 г. была основана кабинетная система, и Мори Аринори стал первым министром образования. Он разработал основу школьной системы следующих периодов. Ни одна из её основных частей не являлась самодовлеющей. Все компоненты системы – начальное, среднее, профессиональное, университетское образование - взаимосвязаны. Начальное образование было призвано формировать сознание большинства населения страны в соответствии с государственной политикой, определяющей взаимоотношения широких масс и правительства в духе лояльности, основой которой выступал национализм и милитаризм. Сформировалась образовательная система, сочетающая в себе лояльность монарху с приверженностью свободным научным изысканиям, необходимым для успешного становления и быстрого развития Японии как современного государства.

     Иноуэ Коваши, человек, который стал министром образования после Мори, основал систему частных Сэммон Гакко – профессиональных школ для выпускников начальных школ. После 1899 г. большое распространение получили школы для девушек. В 1908 г. срок обязательного обучения был увеличен до 6 лет.

     III период

     В 1917 г. правительство создало чрезвычайный совет по образованию (Риндзи Кёику Кайги). До того, как он был распущен в 1919г., совет издал несколько докладов, которые оформили основу для распространения образования в следующей декаде 20 века.

     До 1918 г. существовали только имперские университеты (до 1897 г. существовал только один – Токийский Имперский Университет). Однако Университетский закон 1918 г. позволил появиться частным университетам. В соответствии с этим законом многие национальные, общественные и частные Сэммон Гакко были повышены до статуса университетов. Одной из самых важных целей этих университетов являлась подготовка образованной элиты, необходимой для японского государства. Они были очень престижны и в то же время чрезвычайно националистичны.

     IV период

     Правящий класс Японии в этот период активно возрождает идеологию «японизма», проповедавшего ультранационализм и милитаризм. К началу 1930х фактически весь процесс обучения и образования контролировался правительством. Министерство образования, местные комитеты находились под прямым контролем Министерства внутренних дел, ведомства, контролировавшего всю нацию. Учебники по географии, истории, написанные и напечатанные самим Министерством образования, были заменены на новые. В конечном итоге школа стала эффективным инструментом подготовки милитаристски настроенной молодёжи.

     Со  вступлением Японии во Вторую Мировую войну милитаристское образование лишь усилилось: в школах ещё сильнее стали навязывать фашистские идеи расового превосходства японцев и мораль средневековых самураев – преданность военному долгу, самопожертвование во имя «великой Японии».

     V период

     На  послевоенное время приходится вторая реформа образовательной системы. Основной целью, которую преследовали оккупационные власти, была демократизация, демилитаризация и децентрализация японского общества.

     В 1947 г. был принят “Основной закон об образовании”, в соответствии с которым обязательное обучение было продлено до 9 лет, школьная административная система подверглась децентрализации.

Информация о работе Современная система образования в Японии