Совершенствования социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить организацию социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста и внести предложения по усовершенствованию данной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
Задачи исследования:
-изучить соответствующую литературу
-изучить граждан пожилого и старческого возраста как объекта социальной работы
-рассмотреть опыт работы УСЗН и ЦСО Строгино
-внести предложения по усовершенствованию работы
-сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-7
Глава1.Теоретический анализ, сущность и содержание социальной
работы с гражданами пожилого возраста и старческого возраста…………………………………………………………………….8-36
1.1.Граждане пожилого и престарелого возраста как объект
социальной работы……………………………………………………….8-22
1.2. Нормативно правовые документы в работе с гражданами
пожилого и старческого возраста……………………………………….22-34
Выводы по главе …………………………………………………………34-36
Глава 2.Исследование практики организации социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста на примере УСЗН
района Строгино и ЦСО Строгино…………………………………..37-64
2.1. Предназначение и решаемые задачи УСЗН района Строгино
и ЦСО Строгино…………………………………………………………37-54
2.2. Особенности социальной работы, реализованной на
практике УСЗН Строгино и ЦСО Строгино……………………………54-61
Выводы по главе ………………………………………………………….62-64
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию социальной работы
с гражданами пожилого и старческого возраста……………………64-72
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста……………….…………64-68
3.2.Рекомендации в социальной работе по надомному обслуживанию.69-71
Выводы по главе …………………………………………………………..71-72
Заключение………..……………………………………………………...73-76
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

v2_соц работа с пожилыми.docx

— 137.50 Кб (Скачать)

-стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

-срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. 27

     Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется, в частности, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают.

     Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ28.

     В Федеральном законе «Об основах социальной защиты населения Российской Федерации» (1995г.) социальная защита рассматривается как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»

     В этих законах подчеркивается необходимость обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг для пожилых людей, ориентация обслуживания на индивидуальные потребности и приоритет мер по социальной адаптации пожилых.

      Социальное обслуживание в соответствии  с Федеральным законом «Об  основах социального обслуживание  населения в Российской Федерации»  от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет  собой деятельность социальных  служб по социальной поддержке,  оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,  психолого-педагогических, социально-правовых  услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

     Трудная жизненная ситуация –  это ситуация, объективно нарушающая  жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом,  болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие  определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение  в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть  самостоятельно.

     Граждане пожилого возраста (женщины  старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)  и инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или  временной посторонней помощи  в связи с частичной или  полной утратой возможности самостоятельно  удовлетворять свои основные  жизненные потребности вследствие  ограничения способности к самообслуживанию  и (или) передвижению, имеют право  на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

     Федеральный закон «О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов» от 2 августа  1995 г. № 122-ФЗ предусматривает  5 форм социального обслуживания:

1) социальное  обслуживание на дому (включая  социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное  социальное обслуживание в отделениях  дневного (ночного) пребывания учреждений  социального обслуживания;

3) стационарное  социальное обслуживание в домах-интернатах  для престарелых и инвалидов,  психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для  умственно отсталых детей, пансионатах  и других учреждениях социального  обслуживания независимо от их  наименования;

4) срочное  социальное обслуживание;

5) социально-консультативная  помощь.

     Социальное обслуживание граждан  пожилого возраста и инвалидов  осуществляется по решению органов  социальной защиты населения  в подведомственных им учреждениях,  либо по договорам, заключаемым  органами социальной защиты с  учреждениями социального обслуживания  иных форм собственности29.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты:

- материально-бытовые  услуги,

- услуги  по организации питания, быта, досуга,

- социально-медицинские  и санитарно-гигиенические услуги,

- правовые  услуги,

- содействие  в организации ритуальных услуг.

     За последние шесть лет были изданы приказы и постановления в Министерстве здравоохранения РФ и Министерстве труда и социального развития РФ (до слияния этих министерств в 2004 году) о совместной работе (Приказ Минздрава №279 от 28.07.99 «Об организации в поликлинике медико-социального отделения с включением социальных работников» и Постановление Минтруда №32 от 22.07.99 «О введении врача в штат центра социального обслуживания, в отделение дневного пребывания»), но пока это только поиск приемлемых решений.

      Формирование эффективных форм взаимодействия медицинских и социальных служб находится в стадии разработки. В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительством РФ было принято постановление №70 от 29 января 2002 года «О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы».

      Правительство также обязало ряд министерств при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение средств на реализацию этой программы с ежегодным уточнением объема ассигнований и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ социально-экономического развития п Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 04-06-00057а «Определение приоритетов в области социальной и медицинской поддержки пожилых в России» — 2004 г.

    Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума.

     Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.

     Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г.

      В соответствии с законом пенсии – ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

    Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изменениями от 16.12.1997 г.), неполные (ст. 15 Закона от 20.11.90г.), пенсии на льготных основаниях (ст.11 – 14 Закона от 20.11.90г.). К пенсии по старости установлены надбавки (ст. 21, там же).

      Наряду с пенсией по старости Закон от 20.11.1990г. выделяет трудовые пенсии по инвалидности (гл. 3 Закона), по случаю потери кормильца (гл. 4 Закона), за выслугу лет.

       Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

 Гражданам,  имеющим право на различные  виды пенсий, назначается и выплачивается  одна из них, по их выбору.

     Право на получение двух пенсий имеют также родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца (Закон РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993г.).

       Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1992г. «Вопросы Пенсионного фонда РФ», ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

     Назрела необходимость в реформировании системы пенсионного страхования через постепенный переход от распределительного принципа к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей накопительный принцип. Существенным шагом по пути реформирования является организация персонифицированного учета и создание Негосударственных пенсионных фондов (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.92г.). Формированием пенсионной политики на Федеральном уровне в настоящее время в той или иной мере заняты Министерство труда и социального развития, Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Пенсионный фонд РФ и другие учреждения.

     Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

     В числе пожилых и престарелых очень много ветеранов ВОВ и труда, инвалидов, граждан подвергшихся радиационному воздействию, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, поэтому в системе социального обеспечения пожилых людей следует отметить льготы и преимущества для этих категорий населения.

     Право на льготы и преимущества закреплено в следующих нормативных актах:

     Федеральный Закон «О ветеранах» от 16.12.1994 года, Закон РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на «Семипалатинском полигоне» от 19.08.1995 года, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча от 20.05.1993 года, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 года, Указ Президента РФ «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 15.10.1992 года.

       Основными льготами, предусмотренными этими законами, являются:

     Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, междугородном автомобильном транспорте; льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива; бесплатная установка телефона; налоговые льготы; льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья; Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами; обеспечение транспортными средствами; льготы по протезированию.

Выводы по главе

     В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет.

     Основные проблемы:

Информация о работе Совершенствования социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста