Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа
Социально - экономические преобразования современной России в значительной степени находят отражение в социальной защите населения. Происходит формирование новой модели социальной защиты населения, сочетание различных форм, принципов и механизмов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ…………………………6
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………6
1.2. Современное положение социального обеспечения в России ………….11
1.3. Государственная политика в области социальной защиты ……………..14
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………18
2.1. Совершенствование пенсионной системы………………………………..18
2.2. Совершенствование в системе социальных пособий…………………….31
2.3. Перспективы развития социальной защиты населения …………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42
2.3. Перспективы развития социальной зашиты населения
Стратегия реформирования
1Холостова
Е.И. Социальная политика. Учебное
пособие. М., Инфра-М. 2006. 350 с..
условий позволяющим гражданам за счёт собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления
В основу реформы социальной
защиты положены следующие
1)
Перераспределение социальных
Чтобы
высвободить необходимые
Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.
Переход
к адресному порядку
Эти
льготы предполагается перевести в
форму денежных выплат и производить
из федерального бюджета. Льготы, установленные
для различных категорий
2)
Перераспределение полномочий
В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.
Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.
3)
Диверсификация обслуживания. Приоритетные
задачи в этой сфере - расширение
возможностей граждан,
Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительств Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи1. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания[Приложение 2].
Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии2.
______________________________
1Крейнина М.Н.Социальная защита населения. Методы оценки. - М.: ИКЦ "Дис", 1997 г. – 390, 400 с.2Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. – М.: ИНФРА-М, 2006. 122, 130 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основании вышеизложенного материала
сделаем выводы:
Социальная защита населения - это совокупность
социально-экономических мероприятий,
проводимых государством и обществом
и обеспечивающих предоставление оптимальных
условий жизни, удовлетворение потребностей,
поддержание жизнеобеспечения и деятельного
существования личности различным социальным
категориям и группам, а также совокупность
мер, направленных против ситуаций риска
в нормальной жизни граждан, таких как
болезнь, безработица, старость, смерть
кормильца.
Россия еще, по крайней мере, десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.
Социальная
политика не может рассматриваться
как исключительно
Как
показывает исторический опыт, при
осуществлении радикальных
Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.
С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан.
Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.
Тем самым становится, очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.
Основной,
доминирующей тенденцией в развитии
социальной защиты населения в настоящее
время является активная регионализация
и районизация, т.е. перенос центра тяжести
в решении практических задач социальной
зашиты населения в регионы или отдельные
районы. На сегодняшний день существуют
следующие пути повышения эффективности
социальной зашиты населения к ним можно
отнести: развитие материальной базы,
повышение профессионализма государственных
служащих, совершенствование системы
материального и морального стимулирования,
повышение качества работы органов управления
и эффективности работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10.12. 1995 г. // http://www.psyinst.ru.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // http://www.psyinst.ru.
3. Федеральный закон «О совершенствовании пенсионной системы» от 01.01.2010 г. // http://www.psyinst.ru.
4. Гранберг, А. Г. Национальная экономика: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.- 303 с.
5. Казанцев, А. К. Национальная экономика: Учебное пособие / А. К. Казанцев, Л.С. Серова. - М. : ИНФРА-М, 2006.-348с.
6. Крейнина, М. Н. Социальная защита населения: Методы оценки / М. Н. Крейнина. - М.: ИКЦ "Дис", 1997 . – 390 с.
7. Кузьмин, О.В. Социальная политика государства: УМК / О.В. Кузьмин - Новосибирск, 2006. - 300 c.
8.
Кукушина, В.С. Социальная защита населения:
Опыт организационно-
9. Ратников, В.А. Социальная защита и рыночные отношения: Вестник социальной работы / В.А Ратников - Москва, 2005. – 250c.
10. Савинов, А.Н., Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Савинов, Т.Ф Зарембо. – М.: Мастерство: высшая школа, 2008 - 89с.
11. Тарасова, Т.В. Журнал для бухгалтера: Социальные пособия – 2010 //http://www.vkursedela.ru
12. Трубин, В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации / В.В Трубин. - М., 2008. - 67, -100 с.
13. Ходов, Л.Г. Основы экономики: учебник / Л.Г. Ходов. М.- БЭК, 2007. - 387 с
14. Холостова, Е.И. Социальная политика: Учебное пособие / Е.И Холостова. - М.: Инфра-М, 2006. - 445c.
15. Шаталин, С.С. Социальные ресурсы и социальная политика / С.С. Шаталин. – М.: ИНФРА-М, 2006. - 130 с.
16. Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н.Юсупов, А.В Янгиров, А.Р. Таймасов. – М.: КНОРУС, 2009. - 267 с.
17. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ // http://www.pfrf.ru
Состав и структура Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг.
2005 | 2006 | 2007 | ||||
млрд. руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | |
Налоговые доходы | 644,96 | 54,78 | 559,88 | 46,64 | 671,86 | 46,64 |
Неналоговые доходы | 22,78 | 1,93 | 41,41 | 3,45 | 49,69 | 3,45 |
Безвозмездные поступления | 509,63 | 43,29 | 599,09 | 49,91 | 718,91 | 49,91 |
Всего доходов | 1177,38 | 100,00 | 1200,38 | 100,00 | 1440,46 | 100,00 |
Расходы Пенсионного фонда РФ по обязательно-му пенсионному страхованию | 959,12 | 85,23 | 1010,12 | 93,40 | 1212,15 | 93,40 |
Выплата пенсий, финан-сируемых за счет средств федерального бюджета | 62,21 | 5,53 | 68,69 | 6,35 | 82,43 | 6,35 |
Выплата пенсий, назна-ченных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий | 0,84 | 0,07 | 0,90 | 0,08 | 1,08 | 0,08 |
Расходы Пенсионного фонда РФ на дополнитель-ное пенсионное обеспечение | 1,79 | 0,16 | 1,76 | 0,16 | 2,11 | 0,16 |
Расходы
на осуществле-ние ежемесячной |
99,76 | 8,87 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Расходы на мероприятия, связанные с праздно-ванием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне | 1,58 | 0,14 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистическо-го Труда и полных кавале-ров ордена Трудовой Славы | 0,01 | 100,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Всего расходов | 1125,31 | 100,00 | 1081,48 | 100,00 | 1297,77 | 100,00 |
Информация о работе Совершенствование социальной защиты населения