Совершенствование социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Социально - экономические преобразования современной России в значительной степени находят отражение в социальной защите населения. Происходит формирование новой модели социальной защиты населения, сочетание различных форм, принципов и механизмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ…………………………6
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………6
1.2. Современное положение социального обеспечения в России ………….11
1.3. Государственная политика в области социальной защиты ……………..14
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………18
2.1. Совершенствование пенсионной системы………………………………..18
2.2. Совершенствование в системе социальных пособий…………………….31
2.3. Перспективы развития социальной защиты населения …………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Султановой А.doc

— 276.50 Кб (Скачать)
 

                  2.3. Перспективы развития социальной зашиты населения

 

         Стратегия реформирования социального  сектора, предложенная нынешним  российским правительством, включает  предложения по развитию отдельных  отраслей комплекса социальной  сферы (образование, здравоохранение,  культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических

 
 
1Холостова  Е.И. Социальная политика. Учебное  пособие. М., Инфра-М. 2006. 350 с..

 

условий позволяющим гражданам за счёт собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления

          В основу реформы социальной  защиты положены следующие принципы:

     1) Перераспределение социальных расходов  в пользу бедных домохозяйств.

       Чтобы высвободить необходимые бюджетные  ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

       Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут  шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей  социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

       Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения.

       Эти льготы предполагается перевести в  форму денежных выплат и производить  из федерального бюджета. Льготы, установленные  для различных категорий государственных  служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также  должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

     2) Перераспределение полномочий по  реализации федерального социального  законодательства. Стратегия реформирования  социального сектора предполагает  изменение действующего порядка  взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

       В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

       Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

     3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные  задачи в этой сфере - расширение  возможностей граждан, пользующихся  бесплатными или субсидируемыми  услугами, по выбору производителей  услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги [Приложение 1].

     Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительств Российской Федерации  в области социальной политики и  модернизации экономики на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи1. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания[Приложение 2].

Сокращаются только так называемые "социально  неоправданные льготы", часть  помощи будет по-прежнему предоставляться  без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии2.

 
 
 
 
 

___________________________________

1Крейнина М.Н.Социальная защита населения. Методы оценки. - М.: ИКЦ "Дис", 1997 г. – 390, 400 с.2Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. – М.: ИНФРА-М, 2006. 122, 130  с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       На  основании вышеизложенного материала сделаем выводы: 
Социальная защита населения - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца.

       Россия  еще, по крайней мере, десятилетие  будет находиться в достаточно сложном  положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

       Социальная  политика не может рассматриваться  как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

       Как показывает исторический опыт, при  осуществлении радикальных экономических  преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь  одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

       Действительно, с одной стороны, потребность  и готовность общества пойти на радикальные  экономические преобразования достигает  максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

       С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В  результате складывается ситуация, когда  старый экономический механизм уже  не работает, а новый ещё не создан.

       Понятно, что такая ситуация в первую очередь  негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом  может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

Тем самым  становится, очевидно, что для нормального  функционирования социально ориентированной  рыночной экономики России и успешного  создания эффективного социально-защитного  механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

Основной, доминирующей тенденцией в развитии социальной защиты населения в настоящее время является активная регионализация и районизация, т.е. перенос центра тяжести в решении практических задач социальной зашиты населения в регионы или отдельные районы. На сегодняшний день существуют следующие пути повышения эффективности социальной зашиты населения к ним можно отнести: развитие материальной базы, повышение профессионализма государственных служащих, совершенствование системы материального и морального стимулирования, повышение качества работы органов управления и эффективности работы. 

 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

       1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10.12. 1995 г. // http://www.psyinst.ru.

       2. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // http://www.psyinst.ru.

       3. Федеральный закон «О совершенствовании пенсионной системы» от 01.01.2010 г. // http://www.psyinst.ru.

       4. Гранберг, А. Г. Национальная экономика: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.- 303 с.

       5. Казанцев, А. К. Национальная экономика: Учебное пособие / А. К. Казанцев, Л.С. Серова. - М. : ИНФРА-М, 2006.-348с.

       6. Крейнина, М. Н. Социальная защита населения: Методы оценки / М. Н. Крейнина. - М.: ИКЦ "Дис", 1997 . – 390 с.

       7. Кузьмин, О.В. Социальная политика государства: УМК / О.В. Кузьмин -  Новосибирск, 2006. - 300 c.

       8. Кукушина, В.С. Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» /  В.С. Кукушина – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. -370 с.

       9. Ратников, В.А. Социальная защита и рыночные отношения: Вестник социальной работы / В.А Ратников -  Москва, 2005. – 250c.

       10. Савинов, А.Н., Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Савинов, Т.Ф Зарембо. – М.: Мастерство: высшая школа, 2008 - 89с.

       11. Тарасова, Т.В. Журнал для бухгалтера: Социальные пособия – 2010 //http://www.vkursedela.ru

       12. Трубин, В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации / В.В Трубин. -  М., 2008. - 67, -100 с.

       13. Ходов, Л.Г. Основы экономики: учебник / Л.Г. Ходов. М.- БЭК, 2007. - 387 с

       14. Холостова, Е.И. Социальная политика: Учебное пособие / Е.И Холостова. - М.: Инфра-М, 2006. -  445c.

       15. Шаталин, С.С. Социальные ресурсы и социальная политика / С.С. Шаталин.  – М.: ИНФРА-М, 2006. - 130 с.

       16. Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н.Юсупов, А.В Янгиров, А.Р. Таймасов. – М.: КНОРУС, 2009. - 267 с.

       17. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ // http://www.pfrf.ru

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                  

 

                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                  Состав и структура Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг.

 
  2005 2006 2007
млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу
Налоговые доходы 644,96 54,78 559,88 46,64 671,86 46,64
Неналоговые доходы 22,78 1,93 41,41 3,45 49,69 3,45
Безвозмездные поступления 509,63 43,29 599,09 49,91 718,91 49,91
Всего доходов 1177,38 100,00 1200,38 100,00 1440,46 100,00
Расходы Пенсионного фонда РФ по обязательно-му пенсионному страхованию 959,12 85,23 1010,12 93,40 1212,15 93,40
Выплата пенсий, финан-сируемых за счет средств  федерального бюджета 62,21 5,53 68,69 6,35 82,43 6,35
Выплата пенсий, назна-ченных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий 0,84 0,07 0,90 0,08 1,08 0,08
Расходы Пенсионного фонда РФ на дополнитель-ное  пенсионное обеспечение 1,79 0,16 1,76 0,16 2,11 0,16
Расходы на осуществле-ние ежемесячной денеж-ной  выплаты отдельным категориям граждан 99,76 8,87 0,00 0,00 0,00 0,00
Расходы на мероприятия, связанные с праздно-ванием 60-летия Победы в Великой Отечественной  войне 1,58 0,14 0,00 0,00 0,00 0,00
Социальная  поддержка Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистическо-го Труда и полных кавале-ров ордена Трудовой Славы 0,01 100,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Всего расходов 1125,31 100,00 1081,48 100,00 1297,77 100,00

Информация о работе Совершенствование социальной защиты населения