Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа
Социально - экономические преобразования современной России в значительной степени находят отражение в социальной защите населения. Происходит формирование новой модели социальной защиты населения, сочетание различных форм, принципов и механизмов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ…………………………6
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………6
1.2. Современное положение социального обеспечения в России ………….11
1.3. Государственная политика в области социальной защиты ……………..14
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………18
2.1. Совершенствование пенсионной системы………………………………..18
2.2. Совершенствование в системе социальных пособий…………………….31
2.3. Перспективы развития социальной защиты населения …………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42
______________________________
1Казанцев А. К. , Серова Л. С.Национальная экономика: Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2006.-348с.
Объединение базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости не повлияет на размер указанной пенсии, и не требует каких - либо действий со стороны работников и пенсионеров.
Объединение
является прямым следствием ликвидации
с 2010 года ЕСН, из которого формировалась
базовая часть пенсии, и переходу
к уплате работодателями прямых страховых
взносов в Пенсионный фонд. Объединение
изменит условия индексации пенсии. Если
ранее уровень повышения базовой части
зависел от уровня инфляции, а страховой
– от уровня роста средней зарплаты в
стране, то с 2010 года увеличение размера
пенсии будет зависеть от уровня средней
заработной платы в стране и доходов Пенсионного
фонда РФ. В частности, согласно данным
Росстата, в 2008 году заработная плата выросла
на 25,2% (доходы ПФР на 40%), в то время как
инфляция – на 13,3%.
С 2010 года вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности. Он будет соответствовать размерам базовых частей трудовой пенсии установленных на 31.12.2009 в зависимости от вида пенсии. Индексация фиксированного размера будет производиться постановлением Правительства Российской Федерации в зависимости от роста средней заработной платы по стране и доходов ПФР.
С 2015 года при назначении трудовой пенсии по старости фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет повышаться на 6% за каждый год страхового стажа превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин и уменьшаться на 3% за каждый год, недостающий до 9 лет. Таким образом, если Вы к достижению пенсионного возраста чувствуете в себе силы и желание продолжать трудовую деятельность, то есть смысл обратиться за назначением пенсии как можно позднее. В таком случае размер пенсии будет больше. Длительность требуемого страхового стажа будет увеличиваться ежегодно на один год, пока не достигнет нормативной величины – 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин1. С 2010 года будет законодательно установлено, что сумма пенсии с учетом других социальных выплат (ЕДВ, дополнительного материального (социального) обеспечения и мер социальной поддержки граждан, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, в денежном выражении), установленных пенсионеру, должна быть не меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания. Для этого неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума будет назначаться, и выплачиваться федеральная или региональная социальная доплата к пенсии. В настоящее время средний размер трудовой пенсии уже превышает федеральный прожиточный минимум пенсионера (к концу 2009 года превысит его на треть). В то же время, у ряда пенсионеров размер пенсии меньше, чем средняя трудовая пенсия. Прежде всего, это относится к получателям трудовых и социальных пенсий по случаю потери кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи и пенсий по инвалидности 3 группы. Кроме того, в ряде регионов, прежде всего, на Дальнем Востоке, региональный прожиточный минимум пенсионера значительно выше среднего размера пенсии. Именно эти категории граждан и станут основными получателями данного вида доплат.Размер федерального прожиточного минимума пенсионера будет устанавливаться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается ежегодно законом субъекта РФ и доводится до сведения Пенсионного фонда
______________________________
1Казанцев А. К. , Серова Л. С.Национальная экономика: Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2006.-348с. 1Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. – М.: ИНФРА-М, 2006. 122.
Финансирование доплаты будет производиться следующим образом: если прожиточный минимум пенсионера в субъекте Российской Федерации ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, то федеральная социальная доплата к пенсии будет производиться из федерального бюджета; если прожиточный минимум пенсионера в субъекте Российской Федерации выше прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, то региональная социальная доплата к пенсии будет производиться из бюджета субъекта Российской Федерации, при этом дотационные регионы будут получать средства на осуществление региональных социальных доплат к пенсии в виде межбюджетных трансфертов»1. Если прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации, где проживает гражданин, ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, то неработающему пенсионеру необходимо подать заявление о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания. Если прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации выше прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, то гражданину необходимо обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации за назначением региональной социальной доплаты к пенсии».
Для детей-инвалидов и детей, не достигших возраста 18 лет, после назначения пенсии Пенсионным фондом Российской Федерации по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральном законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» законодательством предусмотрено установление социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке.
Изменения порядка
установления пенсий инвалидам. С 2010 года
пенсия и ежемесячная денежная выплата
инвалидам будет устанавливаться в зависимости
от группы инвалидности, а не от степени
ограничения трудоспособности, как было
ранее. Это позволит увеличить размер
выплат тем, у кого группа инвалидности
выше, чем степень ограничения трудоспособности,
а также назначать пенсию инвалидам, не
имеющим степень ограничения способности
к трудовой деятельности.
Размер страховых взносов в 2010 году будет следующий: В Пенсионный фонд РФ – 20% от заработной платы конкретного работника; Фонд социального страхования – 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1%, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%. Общий размер тарифов в 2010 году будет на уровне 2009 года (ЕСН – 26%).
С 2011 года произойдет увеличение тарифа страховых взносов. В частности взнос в ПФР составит 26%, из которых 20% пойдут на финансирование страховой части пенсии, 6% - накопительной (кроме лиц старше 1967 г.р). Фонд социального страхования останется на прежнем уровне 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%, территориальные ФОМС – 3,0. Общий размер страховых взносов составит 34%.
Страховые взносы будут начисляться не на весь фонд оплаты труда предприятия, а только на зарплату конкретного сотрудника с учетом премий и иных выплат, и выплачиваться из средств работодателя. При этом установлена предельная сумма, с которой работодатель обязан оплатить взносы - 415 тысяч рублей в год (страхуемый заработок). Сверх этой суммы взносы не платятся. К примеру, если заработок работника с учетом премий и иных выплат составил 500 тысяч рублей в год, то с 415 тысяч работодатель будет уплачивать страховые взносы, а с оставшихся 85 тысяч рублей – нет1.
С ростом средней заработной платы будет увеличиваться и страхуемый заработок. Для граждан, чей заработок существенно превышает 415 тысяч в год, созданы необходимые условия для самостоятельного формированиядополнительного пенсионного капитала. Они могут воспользоваться программой государственного софинансирования пенсионных накоплений, перевести накопительную часть пенсии в негосударственную управляющую компанию либо в НПФ, самостоятельно производить отчисления в негосударственный пенсионный фонд.
С
2010 года страховые взносы будут перечисляться
в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального
страхования, а не в Федеральную
налоговую службу. Контроль за правильностью,
полнотой и своевременностью уплаты
страховых взносов
После отмены ЕСН администрирование страховых
взносов перейдет непосредственно к государственным
внебюджетным фондам. В частности, ПФР
будет администрировать взносы в Пенсионный
фонд и фонды обязательного медицинского
страхования, Фонд социального страхования
будет осуществлять администрирование
страховых взносов самостоятельно.
Пенсионный фонд обладает всеми необходимыми материально-техническими и интеллектуальными ресурсами для осуществления процедуры администрирования страховых взносов. Для персонифицирования
поступающих платежей и их администрирования планируется принять на
1Социальная
защита населения: Опыт организационно-
работу в следующем году в целом по стране еще 5 тысяч сотрудников. На сегодняшний день в системе Пенсионного фонда России трудятся 130 тысяч человек.
При выполнении функции администрирования Пенсионный фонд будет строго соблюдать действующее законодательство и максимально избегать дополнительного административного давления на бизнес. Пенсионный фонд РФ будет осуществлять контроль за уплатой страховых взносов посредством планомерного проведения камеральных и выездных проверок работодателей.
Пенсионный
фонд будет жестко отстаивать пенсионные
права россиян. К неплательщикам
страховых взносов будут
Работодатели ежеквартально и по итогам года должны предоставлять отчетность по уплаченным страховым взносам в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы самостоятельно рассчитывают суммы обязательных платежей исходя из стоимости страхового года, и должны будут уплатить их не позднее 31 декабря текущего (начиная с 2010 г) календарного года. Расчет по уплаченным взносам предоставляет в ПФР не позднее 20 числа календарного месяца, следующего за расчетным периодом.
В 2010 году сведения персонифицированного учета будут предоставляться в ПФР раз в полугодие, с 1 января 2011 г. – ежеквартально.
Декларации по страховым взносам в Пенсионный фонд за 2009 год передаются в налоговые органы до 30 марта 2010 года.
2.2. Совершенствование в системе социальных пособий
Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов
предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь. Для таких людей, нуждающихся не только в деньгах, но и в уходе в оказании услуг, создаются дома престарелых.
Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по двум приоритетным направлениям.
Во-первых, это установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов. Решить проблему можно на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повышения заинтересованности граждан в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроля за расходованием средств страховых фондов.
Во-вторых, будут изменены требования к предоставлению социальных пособий. Здесь должен соблюдаться принцип, в соответствии с которым при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка. Государство оказывает значительную помощь безработным, прежде всего, она проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным государственного пособия по безработице. Для лиц, потерявших работу, такое пособие в первые месяцы выплачивается в объеме, близком к той заработной плате, которую они имели пред потерей работы. В последующие месяцы пособие снижается. Обычно принято предоставлять пособие по безработице в течении полугода со времени потери работы. Наряду с пособием государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью1.
Приведём
сравнительную таблицу
Информация о работе Совершенствование социальной защиты населения