Совершенствование социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Социально - экономические преобразования современной России в значительной степени находят отражение в социальной защите населения. Происходит формирование новой модели социальной защиты населения, сочетание различных форм, принципов и механизмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ…………………………6
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………6
1.2. Современное положение социального обеспечения в России ………….11
1.3. Государственная политика в области социальной защиты ……………..14
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………18
2.1. Совершенствование пенсионной системы………………………………..18
2.2. Совершенствование в системе социальных пособий…………………….31
2.3. Перспективы развития социальной защиты населения …………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Султановой А.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

________________________________________

1Казанцев А. К. , Серова Л. С.Национальная экономика: Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2006.-348с.

 

Объединение базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости не повлияет на размер указанной пенсии, и не требует каких - либо действий со стороны работников и пенсионеров.

     Объединение является прямым следствием ликвидации с 2010 года ЕСН, из которого формировалась  базовая часть пенсии, и переходу к уплате работодателями прямых страховых взносов в Пенсионный фонд. Объединение изменит условия индексации пенсии. Если ранее уровень повышения базовой части зависел от уровня инфляции, а страховой – от уровня роста средней зарплаты в стране, то с 2010 года увеличение размера пенсии будет зависеть от уровня средней заработной платы в стране и доходов Пенсионного фонда РФ. В частности, согласно данным Росстата, в 2008 году заработная плата выросла на 25,2% (доходы ПФР на 40%), в то время как инфляция – на 13,3%.                                    

     С 2010 года вводится фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности. Он будет соответствовать размерам базовых частей трудовой пенсии установленных  на 31.12.2009 в зависимости от вида пенсии. Индексация фиксированного размера будет производиться постановлением Правительства Российской Федерации в зависимости от роста средней заработной платы по стране и доходов ПФР.

     С 2015 года при назначении трудовой пенсии по старости фиксированный базовый  размер страховой части пенсии будет повышаться на 6% за каждый год страхового стажа превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин и уменьшаться на 3% за каждый год, недостающий до 9 лет. Таким образом, если Вы к достижению пенсионного возраста чувствуете в себе силы и желание продолжать трудовую деятельность, то есть смысл обратиться за назначением пенсии как можно позднее. В таком случае размер пенсии будет больше. Длительность требуемого страхового стажа будет увеличиваться ежегодно на один год, пока не достигнет нормативной величины – 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин1. С 2010 года будет законодательно установлено, что сумма пенсии с учетом других социальных выплат (ЕДВ, дополнительного материального (социального) обеспечения и мер социальной поддержки граждан, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, в денежном выражении), установленных пенсионеру, должна быть не меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания. Для этого неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума будет назначаться, и выплачиваться федеральная или региональная социальная доплата к пенсии. В настоящее время средний размер трудовой пенсии уже превышает федеральный прожиточный минимум пенсионера (к концу 2009 года превысит его на треть). В то же время, у ряда пенсионеров размер пенсии меньше, чем средняя трудовая пенсия. Прежде всего, это относится к получателям трудовых и социальных пенсий по случаю потери кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи и пенсий по инвалидности 3 группы.  Кроме того, в ряде регионов, прежде всего, на Дальнем Востоке, региональный прожиточный минимум пенсионера значительно выше среднего размера пенсии. Именно эти категории граждан и станут основными получателями данного вида доплат.Размер федерального прожиточного минимума пенсионера будет устанавливаться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается ежегодно законом субъекта РФ и доводится до сведения Пенсионного фонда

 

_____________________________________

1Казанцев А. К. , Серова Л. С.Национальная экономика: Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2006.-348с. 1Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. – М.: ИНФРА-М, 2006. 122.

Финансирование  доплаты будет производиться  следующим образом: если прожиточный минимум пенсионера в субъекте Российской Федерации ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, то федеральная социальная доплата к пенсии будет производиться из федерального бюджета; если прожиточный минимум пенсионера в субъекте Российской Федерации выше прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, то региональная социальная доплата к пенсии будет производиться из бюджета субъекта Российской Федерации, при этом дотационные регионы будут получать средства на осуществление региональных социальных доплат к пенсии в виде межбюджетных трансфертов»1. Если прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации, где проживает гражданин, ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, то неработающему пенсионеру необходимо подать заявление о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания. Если прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации выше прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, то гражданину необходимо обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации за назначением региональной социальной доплаты к пенсии».

     Для детей-инвалидов и детей, не достигших  возраста 18 лет, после назначения пенсии Пенсионным фондом Российской Федерации по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральном законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» законодательством предусмотрено установление социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке.

 

 Изменения порядка  установления пенсий инвалидам. С 2010 года пенсия и ежемесячная денежная выплата инвалидам будет устанавливаться в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения трудоспособности, как было ранее. Это позволит увеличить размер выплат тем, у кого группа инвалидности выше, чем степень ограничения трудоспособности, а также назначать пенсию инвалидам, не имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности.                             Замена ЕСН страховыми взносами и администрирования страховых взносов. С 1 января 2010 года в России упраздняется единый социальный налог. Вместо него вводятся страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Ранее все взносы включались в единый социальный налог, администрирование который осуществляли налоговые органы.

     Размер  страховых взносов в 2010 году будет следующий: В Пенсионный фонд РФ – 20% от заработной платы конкретного работника; Фонд социального страхования – 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1%, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%. Общий размер тарифов в 2010 году будет на уровне 2009 года (ЕСН – 26%).

     С 2011 года произойдет увеличение тарифа страховых взносов. В частности  взнос в ПФР составит 26%, из которых 20% пойдут на финансирование страховой  части пенсии, 6% - накопительной (кроме лиц старше 1967 г.р). Фонд социального страхования останется на прежнем уровне 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%, территориальные ФОМС – 3,0. Общий размер страховых взносов составит 34%.

     Страховые взносы будут начисляться не на весь фонд оплаты труда предприятия, а только на зарплату конкретного сотрудника с учетом премий и иных выплат, и выплачиваться из средств работодателя. При этом установлена предельная сумма, с которой работодатель обязан оплатить взносы - 415 тысяч рублей в год (страхуемый заработок). Сверх этой суммы взносы не платятся. К примеру, если заработок работника с учетом премий и иных выплат составил 500 тысяч рублей в год, то с 415 тысяч работодатель будет уплачивать страховые взносы, а с оставшихся 85 тысяч рублей – нет1.

С ростом средней заработной платы будет  увеличиваться и страхуемый заработок. Для граждан, чей заработок существенно превышает 415 тысяч в год, созданы необходимые условия для самостоятельного формированиядополнительного пенсионного капитала. Они могут воспользоваться программой государственного софинансирования пенсионных накоплений, перевести накопительную часть пенсии в негосударственную управляющую компанию либо в НПФ, самостоятельно производить отчисления в негосударственный пенсионный фонд.

     С 2010 года страховые взносы будут перечисляться  в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального  страхования, а не в Федеральную  налоговую службу. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов работодателей  за своих работников будет осуществлять Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. 
После отмены ЕСН администрирование страховых взносов перейдет непосредственно к государственным внебюджетным фондам. В частности, ПФР будет администрировать взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования будет осуществлять администрирование страховых взносов самостоятельно.

     Пенсионный  фонд обладает всеми необходимыми материально-техническими и интеллектуальными ресурсами для осуществления процедуры администрирования страховых взносов. Для персонифицирования

поступающих платежей и их администрирования  планируется принять на

 

1Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / под ред. В.С. Кукушина – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. 370 с.

работу  в следующем году в целом по стране еще 5 тысяч сотрудников. На сегодняшний  день в системе Пенсионного фонда России трудятся 130 тысяч человек.

     При выполнении функции администрирования  Пенсионный фонд будет строго соблюдать  действующее законодательство и  максимально избегать дополнительного  административного давления на бизнес. Пенсионный фонд РФ будет осуществлять контроль за уплатой страховых взносов посредством планомерного проведения камеральных и выездных проверок работодателей.

     Пенсионный  фонд будет жестко отстаивать пенсионные права россиян. К неплательщикам страховых взносов будут применяться все меры административного воздействия, вплоть до списания недоплаченных средств с банковских счетов, наложения штрафов и пеней, передачи информации в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.

     Работодатели  ежеквартально и по итогам года должны предоставлять отчетность по уплаченным страховым взносам в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.

     Индивидуальные  предприниматели, адвокаты и нотариусы  самостоятельно рассчитывают суммы  обязательных платежей исходя из стоимости  страхового года, и должны будут уплатить их не позднее 31 декабря текущего (начиная с 2010 г) календарного года. Расчет по уплаченным взносам предоставляет в ПФР не позднее 20 числа календарного месяца, следующего за расчетным периодом.

     В 2010 году сведения персонифицированного учета будут предоставляться в ПФР раз в полугодие, с 1 января 2011 г. – ежеквартально.

     Декларации  по страховым взносам в Пенсионный фонд за 2009 год передаются в налоговые  органы до 30 марта 2010 года.

 

     2.2. Совершенствование  в системе социальных пособий

      

     Кроме  пенсий  из  средств  государственного  и   местного   бюджетов

предоставляются  разнообразные  пособия  и  выплаты   различным   категориям нуждающегося  населения.  Пособия  и  выплаты   могут   носить   постоянный, длительный  и   временный   характер.   Возможно   предоставление   разовой, одномоментной  социальной  помощи.  Пособия  выдаются  чаще  всего  с  целью социальной поддержки детей,  больных,  престарелых,  лиц,  лишенных  средств существования. Проявляется забота о престарелых людях,  не  имеющих  детей  и родных, способных оказать им помощь. Для таких людей, нуждающихся не  только в деньгах, но и в уходе в оказании услуг, создаются дома престарелых.

       Реформирование  системы социальных выплат будет  осуществляться по двум приоритетным направлениям.

       Во-первых, это установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных  страховых взносов. Решить проблему можно на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повышения заинтересованности граждан в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроля за расходованием средств страховых фондов.

       Во-вторых, будут изменены требования к предоставлению социальных пособий. Здесь должен соблюдаться принцип, в соответствии с которым при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка. Государство оказывает значительную помощь  безработным,  прежде  всего, она проявляется в виде  выплат  официально  зарегистрированным  безработным государственного пособия по безработице. Для лиц, потерявших  работу,  такое пособие в первые месяцы выплачивается в объеме,  близком к той заработной плате, которую они имели пред потерей работы. В последующие  месяцы  пособие снижается. Обычно принято предоставлять пособие  по  безработице  в  течении полугода со времени потери работы. Наряду с  пособием  государственный  фонд занятости  затрачивает  средства  на  обучение  безработных,  помощь  им   в овладении новой специальностью1.

 
Приведём  сравнительную таблицу максимальных размеров пособий в 2009 году и предельных сумм возмещения утраченного заработка на 2010 год [Приложение 3]. Таким образом, с 2010 года законодательно установлена взаимосвязь между суммой выплаты работнику страхового обеспечения (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет) и суммой уплаченного за него страхового взноса.  То есть размер выплат из средств ФСС РФ по новым правилам будет напрямую зависеть от суммы заработка застрахованного работника и максимального годового размера базы по страховым взносам ФСС РФ (в 2010 году это 41500р).

Информация о работе Совершенствование социальной защиты населения