Совершенствование социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Социально - экономические преобразования современной России в значительной степени находят отражение в социальной защите населения. Происходит формирование новой модели социальной защиты населения, сочетание различных форм, принципов и механизмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ…………………………6
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………6
1.2. Современное положение социального обеспечения в России ………….11
1.3. Государственная политика в области социальной защиты ……………..14
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………18
2.1. Совершенствование пенсионной системы………………………………..18
2.2. Совершенствование в системе социальных пособий…………………….31
2.3. Перспективы развития социальной защиты населения …………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Султановой А.doc

— 276.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  
 

     Учалинский  факультет 
 
 

                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

     по  дисциплине: «Национальная экономика»

     на  тему: «Совершенствование социальной защиты населения в России» 
 

                       Выполнил студент 3 курса         

                       Специальности «Националь-

                       ная экономика»

                            Султанова А.Н.

                            Научный руководитель: к.э.н.,

                            ст. преп. Княгинина Г.В.

                                                   

                                            Учалы – 2010 

                                            ОГЛАВЛЕНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ…………………………6

    1. Сущность социальной защиты населения…………………………………6
    2. Современное положение социального обеспечения в России ………….11
    3. Государственная политика в области социальной защиты ……………..14

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………18

2.1. Совершенствование  пенсионной системы………………………………..18

2.2. Совершенствование  в системе социальных пособий…………………….31

2.3. Перспективы развития социальной защиты населения …………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 

                         

                              

                                                        ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  курсовой работы "Совершенствование социальной защиты населения в РФ" является на сегодняшний день актуальной, так как реальная ситуация     современном этапе в России  крайне противоречива и многоаспектна                                                                                           

     Формирование  социальной рыночной экономики предполагает создание адекватных ей социальных механизмов. Темпы социально-экономического развития любого государства во многом зависят  от проводимой социальной политики. В  условиях трансформации российской экономики все большую значимость приобретают вопросы развития социальной сферы как одной из важнейших основ стабилизации и эффективности социально-экономической системы.

     Социально - экономические преобразования современной  России в значительной степени находят отражение в социальной защите населения. Происходит формирование новой модели социальной защиты населения, сочетание различных форм, принципов и механизмов.

     В условиях развития рыночных отношений  актуальна проблема разработки механизма регулирования социальной напряженности, выявляющего фактора роста общенационального богатства, способствующего улучшению условий жизни населения. К такого рода специализированным механизмам относится социальная защита. Само возникновение социальной защиты обусловлено необходимостью разрешения важного противоречия процесса воспроизводства между естественными потребностями каждого отдельного индивида и реальными его возможностями по обеспечению собственного благосостояния.

     В России до настоящего времени не происходило формирования достаточно четких подходов к реформированию системы социальной защиты населения, для которой в условиях административно-командной экономики была характерна чрезвычайно высокая патерналистская роль государства с крайне слабо обозначенными общественными институтами.

     В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась  на адресное оперативное решение  самых острых, кризисных жизненных  проблем отдельных категорий  граждан на заявительной основе. На определенном этапе такой путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой области. Однако время  
показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения страны в целом. Требуется разработка и широкомасштабное внедрение активных программ социальной защиты населения, нацеленных на повышение качества жизни и усиление мотивации трудовой деятельности с целью самостоятельного обеспечения личного благосостояния.

     В этих условиях актуальной задачей экономической  науки является теоретическое осмысление протекающих процессов в реформируемом  обществе, что требует комплексного изучения их социально-экономических  механизмов и институциональных особенностей позволяющих обосновать необходимость формирования и регулирования отношений в сфере социальной защиты населения.

       Цель, поставленная в работе, состоит  в раскрытии сущности, содержания  и социальной защиты населения  с точки зрения минимизации социальных рисков, и в разработке основных направлений совершенствования.

     Реализация  поставленной цели предопределила необходимость  решения следующих задач:

     - обобщить исторические, политические, идеологические и экономические  предпосылки возникновения социальной защиты населения;

     -  изложить сущность социальной  защиты населения как формы  защиты населения от социальных  рисков;

     -  раскрыть системное содержание  социальной защиты населения; 

     - обобщить методические подходы  к оценке эффективности системы социальной защиты населения;

     - провести оценку эффективности  социальной защиты населения  на федеральном и региональном  уровне;

     - выявить основные перспективы  развития социальной защиты населения;

     - основные направления повышения  эффективности социальной защиты населения направленные на совершенствование системы  
социальной защиты населения.

     В качестве предмета исследования выступают  экономические отношения, связанные  с функционированием системы  социальной защиты населения и ее формами в условиях рыночной экономики России. 

     Объектом  исследования является система социальной защиты населения в период формирования рыночных условий хозяйствования в  России.

     Методологической  основой исследования послужили  фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов и социологов, внесших существенный вклад в разработку научных основ функционирования системы социальной защиты населения.

       
 
 
 

                  ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

                                                            

      1. Сущность социальной защиты населения
 

     Система социальной защиты населения как  особый социальный институт находится  в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные  значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

     В современных условиях потребовалось развитие других организационно- правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

     Был введен термин «социальная защита», который давно использовался  в мировой практике.

     Социальная  защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

     Социальная  защита осуществляется в различных  организационно-правовых формах, включая  такие, как индивидуальная ответственность  работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

     Вместе  с тем социальная защита, являясь  по своему функциональному характеру  достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых  ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан1. Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым, прежде всего, отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения, как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института. Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы  
 

     1Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / под ред. В.С. Кукушина – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. 336 с.

 

социальной  защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в  качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.

     В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 — 2000 гг. понятие «социальной  защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

     Отсутствие  общего представления о характере  института социальной защиты и его  содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института,

     В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения».

     В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин 
«социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита». Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения). Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер. Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти
1.Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения. Другой организационно-правовой формой социальной защиты является  социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты.

Информация о работе Совершенствование социальной защиты населения