Совершенствование социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Социально - экономические преобразования современной России в значительной степени находят отражение в социальной защите населения. Происходит формирование новой модели социальной защиты населения, сочетание различных форм, принципов и механизмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ…………………………6
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………6
1.2. Современное положение социального обеспечения в России ………….11
1.3. Государственная политика в области социальной защиты ……………..14
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………18
2.1. Совершенствование пенсионной системы………………………………..18
2.2. Совершенствование в системе социальных пособий…………………….31
2.3. Перспективы развития социальной защиты населения …………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Султановой А.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

______________________________________________________

1Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: высшая школа, 2008. 89 с.

В его  основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного  и добровольного страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.                                                                                                 

В странах  с рыночной экономикой также активно  используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после  проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми формами  социальной защиты могут быть провиденные  фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения  некоторых обстоятельств. Эти фонды  существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

     Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

     Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

     Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей  на социальное самочувствие людей, способной  улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста1.

 

     1.2. Современное положение  системы социального  обеспечения в  России

 

     Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности  в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь2.

 

1Национальная экономика: учебное пособие / К.Н.Юсупов. – М.: КНОРУС, 2009. 267 с.2Ратников В. Социальная защита и рыночные отношения. Вестник социальной работы, № l, Союз. М. 2005, ст Р64-70. 45 с.

Социального обеспечения в России включает в  себя следующие виды:

-  пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за

выслугу лет, социальные.

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах): профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;

- протезно-ортопедическую помощь врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов;

-   льготы и преимущества инвалидам.

И хотя всей системе социального обеспечения  присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма  финансирования. Выплаты по социальному  страхованию производятся из страховых  фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования1. Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

_______________________________________________________________

1Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2008. 67 с.

     В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая  включает в себя как учет, выявление  лиц  и профилактику бедности, и  надомные услуги нуждающимся и т. д.; б) функция консультирования, включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция  информирования населения, изучения и  прогнозирования социальных нужд;

г) функция  участия, которая предусматривает  разработку чрезвычайных программ и  помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

     Следует отметить важность следующих четырех  принципов:

     -  принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг;

     -  принципа опоры на общественное участие;

     - принципа территориальности;

     -  принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

     Также необходимо отметить для успешного  функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов1.

 

       1.3. Государственная  политика в области  социальной защиты

 

     Проводимая  в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения. Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний1.

     Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г. утвержден  перечень категорий населения, которые  нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы. К ним относятся: граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и другим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой

_______________________________________________________________________________________________________________

1Гранберг А.Г. Национальная экономика: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 33 с.

1Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2006. 345 с.

Отечественной войне и в мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно- воспитательного учреждения; лица без определенного места жительства; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем дохода; многодетные семьи; неполные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые, в том числе студенческие семьи; матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери; самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ - интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки с девиантным поведением; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

     Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений).                                                                                  

     В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в том числе социальных:

     Программа социальных реформ в Российской Федерации  на период 1996 — 2000 гг.; Федеральная целевая  программа улучшения условий  и охраны труда, 1998- 2000 гг.; Федеральная  комплексная программа «Социальная  поддержка инвалидов»; Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 1997— 1999 гг. (продлена); Президентская программа «Дети России»; Программа пенсионной реформы в России и др.

     Система социального обслуживания населения  формируется в рамках 
Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в 
Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.

     Социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

     Социальные  услуги населению оказывают различные  типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально- реабилитационные центры для несовершенно - летних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры и т. д.

     Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.

     Учреждение  социальной защиты (в дальнейшем —  УСЗ) является не только организационной  структурой комплексной системы  социальной защиты населения, но и действующим  субъектом в системе общественных отношениях государства.

     Для УСЗ эти факторы являются факторами  окружающей среды, которые оказывают  на него прямое или косвенное воздействие.

     К числу таких факторов относятся  идеология, политика, культура, экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация общества, природно-климатические условия и другие1.                      Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают свое воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты и поставщики. В переходный период многие факторы внешней среды существенно изменяются. Эти изменения требуют, в свою очередь, изменений, как в самом учреждении, так и в его деятельности.

Информация о работе Совершенствование социальной защиты населения