Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является теоретическое рассмотрение социометрического метода, как способа изучения межличностных отношений, и практическая демонстрация применения социометрии для диагностики и управления психологическим климатом в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть становление и развитие социометрии как метода
2. Рассмотреть сущность, назначение и процедуру проведения социометрического исследования;
3. Рассмотреть способы обработки и представления социометрических данных;
4. Рассмотреть понятие трудовой коллектив и выявить его психологические особенности;
5. Выявить специфику использования социометрического метода для изучения отношений в малой группе (на примере трудового коллектива);
6. Выявить характерные особенности анализа результатов социометрического исследования для управления отношениями в трудовом коллективе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1.Методологические и методические подходы в использовании социометрии при изучении малых групп…………………………………………………….6
1.1. История возникновения и развитие социометрии, как отрасли социально-психологического знания……………………………………………………….6
1.2 Понятие, назначение и процедура проведения социометрического
исследования…………………………………………………………………….13
1.3 Методика обработки и представления социометрических данных …….17
2. Особенности применения социометрического метода для диагностики межличностных отношений в коллективе ……………………………………25
2.1 Понятие трудового коллектива и его психологические особенности ….25
2.2 Специфика использования метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере коллектива детского отделения ЦРБ г. Углегорска) …………………………………………………………………….29
ЗАЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………45
Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и становятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив. Разумеется, что общность целей не устраняет некоторых разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди различаются уровнем образования, жизненным опытом, особенностями характера и другими индивидуальными признаками. Поэтому производственные коллективы нуждаются в изучении. Одним из важных методов изучения малых групп является метод социометрического опроса.
С помощью этого способа можно установить популярность - непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
В первой главе мною были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с возникновением и развитием социометрического метода. Во второй главе мною было дано определение трудового коллектива. Также проведено социологическое исследование, которое подтвердило гипотезу, выдвинутую мной в начале данной работы, приложения наглядно показывают структуру межличностных взаимоотношений в коллективе детского отделения ЦРБ г. Углегорска. Таким образом, цели и задачи, поставленные мной, выполнены в полной мере.
В ходе исследования было выявлено, что межличностные отношения вне рабочего времени у коллектива несколько лучше, чем в процессе трудовой деятельности. Это вызывает напряженность между коллегами и может помешать качественно, выполнять свои рабочие обязанности.
Чтобы этого избежать, можно попробовать сплотить коллектив, используя приемы командообразования, такие как неформальные выезды коллектива на отдых, проведения тренингов на сплочение, объединение всех участников коллектива, общей целью, которой они будут заинтересованы. Например, можно провести конкурс на лучшее отделение ЦРБ, в котором победителю будет вручаться денежная премия.
Также в ходе проведенного мной исследования было выявлено, что в коллективе есть один участник (Анна У.), к которому коллектив относится негативно как при формальном, так и при неформальном взаимодействии. Исходя из этого, самым оптимальным вариантом для руководителя этого коллектива было бы стоит перевести этого сотрудника в другое отделение, так как вся конфликтность в данной группе исходит от этого человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги
1. Авеносов В.С. Тесты в социологических исследованиях. – М.: Наука, 1982. – 200 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1994.-375 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-2 изд., доп. – М.: «Академия», 2003. – 264 с.
4. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Социально – психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1983. – 207 с.
5. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. СПб.: изд-во ЛГУ, 2002. -88с.
6. Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во “Питер”, 1976.-207 с.
7. Кузьмин Е. С., Основы социальной психологии. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.: Академический Проект, 1972.- 201 с.
8. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М.: Прогресс, 1999.- 352 с.
9. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с.
10. Морено Я.Л. Социометрии: экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проспект, 2004. – 315 с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с.
12. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: АРК Бизнес Групп, 1979.-150с.
13. Парыгин Б.Д, Основы социально – психологической теории. –М.: Наука, 1971. – 186 с.
14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. стереотип. – М.: «Академия», 2000. – 310 с.
15. Рабочая книга социолога/ Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006.– 480 с.
16. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 2003.- 416 с.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-384с
18. Толмачев Н.Г. Хурс М.Н. Социально – психологический климат трудового коллектива: условия формирования и возможности регулирования.- Минск: Изд- во Белорусского филиала НИИ труда СССР, 1990. – 218 с.
19. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 544 с.
20. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Изд-во Наука, 1972.- 248 с.
Статьи
21. Золотовицкий, Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения //
Социс : Социологические исследования. — 2002. — № 4. — С. 103—113.
Интернет ресурсы.
22. Психологический словарь «Мир психологии»:
http://psychology.net.ru/
23. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 г.:
http://voluntary.ru/
Приложение 1
Карточка социометрического опроса.
Уважаемый респондент!
Взаимоотношения в коллективе оказывают очень сильное влияние как на самочувствие отдельного человека, так и на работоспособность всей группы. В целях изучения взаимоотношений в Вашей группе просим Вас высказать лично свое мнение по поводу вопросов данной анкеты. Результаты исследования будут известны только исследователю.
.
Ф.И.О.________________________ |
1. А.С кем из своих коллег вы предпочли бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий. Б. С кем из своих коллег вы не хотели бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий. |
2. А. Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в первую очередь? Укажите не более двух фамилий. Б.Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в последнюю очередь? Укажите не более двух фамилий. |
Приложение 2
Социомарица для изучения формальных отношений
Кто выбирает | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | «+» | «-» | ∑ |
1.Оксана М. |
|
|
| - | - | + |
|
| + | 2 | 2 | 4 |
2.Ольга М. |
|
|
|
| - | + | + | - |
| 2 | 2 | 4 |
3.Яна В. |
|
|
| + | - | + | - |
|
| 2 | 2 | 4 |
4.Валерия Т. | - |
|
|
| + | - |
|
| + | 2 | 2 | 4 |
5.Анна У. |
|
|
| + |
| - |
| - | + | 2 | 2 | 4 |
6.Анастасия Ш. | + |
| + |
| - |
|
| - |
| 2 | 2 | 4 |
7.Екатерина |
| + |
|
| - | - |
| + |
| 2 | 2 | 4 |
8.Виктория Т. | - | - | + |
|
|
| + |
|
| 2 | 2 | 4 |
9.Дарина С. |
| + |
|
|
| + | - | - |
| 2 | 2 | 4 |
«+» | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | 1 | 3 | 18 |
|
|
«-» | 2 | 1 | 0 | 1 | 5 | 3 | 2 | 4 | 0 |
| 18 |
|
∑ | 3 | 3 | 2 | 3 | 6 | 7 | 4 | 5 | 3 |
|
| 36 |
Примечание:
«+» - положительный выбор
«-» - отрицательный выбор
Приложение 3
Социограмма для определения формальных отношений.
Односторонний отрицательный выбор
Обоюдный отрицательный выбор
Односторонний положительный выбор
Обоюдный положительный выбор
Приложение 4
Социоматрица для изучения неформальных отношений
Кто выбирает | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | «+» | «-» | ∑ |
1.Оксана М. |
|
|
| - | - | + |
|
| + | 2 | 2 | 4 |
2.Ольга М. |
|
|
|
| - |
| + | - | + | 2 | 2 | 4 |
3.Яна В. |
|
|
| - | - | + |
| + |
| 2 | 2 | 4 |
4.Валерия Т. | - | + |
|
| + |
|
| - |
| 2 | 2 | 4 |
5.Анна У. |
| - |
| + |
| - |
|
| + | 2 | 2 | 4 |
6.Анастасия Ш. | + | - |
|
|
|
| - |
| + | 2 | 2 | 4 |
7.Екатерина |
| + |
| - | - |
|
| + |
| 2 | 2 | 4 |
8.Виктория Т. |
|
| + | - | - |
| + |
|
| 2 | 2 | 4 |
9.Дарина С. | + |
|
| - | - | + |
|
|
| 2 | 2 | 4 |
«+» | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 4 | 18 |
|
|
«-» | 1 | 2 | - | 5 | 6 | 1 | 1 | 2 | - |
| 18 |
|
∑ | 3 | 4 | 1 | 6 | 7 | 4 | 3 | 4 | 4 |
|
| 36 |