Социометрия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретическое рассмотрение социометрического метода, как способа изучения межличностных отношений, и практическая демонстрация применения социометрии для диагностики и управления психологическим климатом в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть становление и развитие социометрии как метода
2. Рассмотреть сущность, назначение и процедуру проведения социометрического исследования;
3. Рассмотреть способы обработки и представления социометрических данных;
4. Рассмотреть понятие трудовой коллектив и выявить его психологические особенности;
5. Выявить специфику использования социометрического метода для изучения отношений в малой группе (на примере трудового коллектива);
6. Выявить характерные особенности анализа результатов социометрического исследования для управления отношениями в трудовом коллективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1.Методологические и методические подходы в использовании социометрии при изучении малых групп…………………………………………………….6
1.1. История возникновения и развитие социометрии, как отрасли социально-психологического знания……………………………………………………….6
1.2 Понятие, назначение и процедура проведения социометрического
исследования…………………………………………………………………….13
1.3 Методика обработки и представления социометрических данных …….17
2. Особенности применения социометрического метода для диагностики межличностных отношений в коллективе ……………………………………25
2.1 Понятие трудового коллектива и его психологические особенности ….25
2.2 Специфика использования метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере коллектива детского отделения ЦРБ г. Углегорска) …………………………………………………………………….29
ЗАЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

курсовая.проверка.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

Социономия теоретически интерпретирует результаты, полученные в социометрических исследованиях, и изучает законы, которые лежат в основе социального развития и социальных форм.

Согласно определению Морено, социометрия как часть социономии занимается математическим исследованием психологических черт населения, пользуется экспериментальными методами и результатами, полученными при применении количественных методов.[5;16] Это предполагает измерение социальных отношений в самом широком смысле слова — “любое измерение всех социальных отношений”.[5;24] Она начинает свое исследование с изучения развития и организации группы и места индивида в ней, изучает индивидов в тот момент, когда они спонтанно вступают во взаимоотношения, ведущие к образованию групп. В этом смысле о социометрии можно сказать, что она исследует некоторые аспекты, необходимые для социологии, антропологии, социальной психологии и социальной психиатрии. Но хотя социометристы и считают, что измеряют все социальные отношения, в действительности они занимаются изучением только психологических аспектов человеческих отношений, а еще точнее — их эмоциональной стороной.[15;114]

Морено рассматривает социометрию и социологию в одной системе, но вместе с тем отмечает и различие между ними: социология как наука занимается социальными феноменами вообще, в то время как социометрия проводит их измерения. Внутри социологии разграничиваются макросоциология —социология больших социальных групп, государств, наций — и микросоциология—социология малых групп, микрогрупп или “атомных групповых структур”.[10;121]

Социометрия — по Морено — это “социология микродинамических процессов”.[10;151] Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроскопические и микроскопические.

“Социология есть научное описание и измерение макроскопических общественных систем”, — подчеркивает автор.[10;123] Но для каждой макроскопической дисциплины может быть найдена дополнительная микроскопическая дисциплина — микросоциология для макросоциологии, микроантропология для макроантропологии, микроэкономика для макроэкономики и т.д,. Исследовать социальную структуру в целом и ее части невозможно, пока индивид с его отношениями и приспособлением к группе представляет неразрешенную проблему. Социальная структура должна быть рассмотрена в целостности и одновременно в ее “мельчайших частях”. Таким образом, достигается описание социометрических фактов (“описательная социометрия”) в соответствии с функцией каждой специфической структуры, с действием ее частей друг на друга (“динамическая социометрия”).

Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). [10;160]Отсюда три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является “всегда наукой действия”.

В “Основах социометрии” Морено также перечисляет важнейшие, по его мнению, аспекты социометрической теории: 1) теория “теле”, 2) теория спонтанности, 3) теория о социальном атоме, 4) теория механизмов коммуникационной сети и 5) теория “актера in situ” (в обстановке, в которой живет).

В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или “направление старой социометрии” (преимущественно период 1936—1956 гг.) и “новая социометрия” (1956--1966 гг. и позднее). Как отмечает сам Морено, “новая социометрия”, по существу, сохраняет направление старой ).

Он же с чувством удивления констатирует тот факт, что быстрое признание в Соединенных Штатах социометрических методов находится в полном противоречии с медленным восприятием идей и теорий, лежащих в их основе. Морено подчеркивает, что использование методов социометрии и одновременно игнорирование ее теорий или даже сопротивление им представляет одну из трудностей в развитии социометрии.

Однако, как отмечает болгарский социолог Л. Десев “предлагаемое Морено методологическое обоснование социометрических методов и обобщение результатов (прежде всего — перенос результатов исследования малой группы и микроструктур на общество в целом) оказываются неубедительными, несостоятельными”.

В то же время несмотря на дискуссии относительно убедительности теоретико-методологической базы социометрии, социометрические методы дают хорошие исследовательские результаты, именно поэтому они охотно используются социологами и социальными психологами.

Исследования, в которых в настоящее время применяются социометрические методы, Л.Десев подразделяет на три области:

а) динамическая, или “революционная социометрия”, которая занимается группами в действии (представители—Дж. Л. Морено, X. Ф. Инфельд, в известной степени Э.Х.Дженнингс);

б) диагностическая социометрия, которая занимается классификацией социальных групп (представители—Дж. X. Крисуэлл, Дж. А. Ландберг, У. Бронфенореннер, М. Л. Нортуэй, М. Е. Бонней, Л. Д. Зелени, Ч. П. Лумис, Ф. Чэпин, Э. Богардус и др.);

в) математическая социометрия (представители — П, Лазарсфельд, С. Ч. Додд, Л. Кац, Д. Стюарт и др.). [5;66]

В России первые упоминания о социометрии появились в 50-е годы XX века. В работах психологов стали применятся такие термины, как «малая группа», «групповая терапия», «групповой статус», однако самого термина «социометрия» не существовало. Также  в значительной части была изъята из библиотек и осталась в считанных экземплярах книга «Социометрия», переведенная на русский язык в 1958 году накануне приезда Морено в СССР.[9;22]

Спустя четыре десятилетия, прошедшие с момента выхода этой книги, в России вышли статья Я.Л Коломинского и А.И Розова в журнале «Вопросы психологии»; брошюра И. Волкова «Основы социометрии»; статьи Г.Андреевой, а также оживленные дисскусии в группе аспирантов первого набора Института конкретных социальных исследований АН СССР и на первой в истории России кафедре социальной психологии МГУ. Также,  цитироваровались вышеупомянутые авторы, к середине 70-х годов многие психологи и социологи имели представление  о методики социометрии, потерявшей всякую связь с ее создателем.[9;27]

Появились гуманитарные специалисты прикладного характера деятельности, такие как социологи и психологи на предприятиях, психологи - терапевты, педагоги-новаторы, стремящиеся к использованию социометрии в своих работах, но отсутствие первоисточников учебников на русском языке не позволяло в полной мере использовать метод социометрии применительно к своей работе.[9;29 ]

В современной России социометрия изучается социальными психологами и представляет собой лишь отрасль психологии. Отличительной чертой является о, что в отличие от советского времени появилось большее количество социометрической литературы, переводов первоисточников. А также появились исследования следующих социологов и социальных психологов: Авеносов В.С., Андриенко Е.В., Битянова М., Осипов Г.В., Андреева Г.М., Немов Р.С., Рогов Е.И., Тушкина М.К., Сосновский Б.А., Столяренко Л.Д., Шибутани Т.  и др.

Таким образом, социометрия представляет собой теорию в социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы. 

Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Последователи Морено развивали социометрию, рассматривая ее с позиций новых проблем, с которыми сталкивается общество. Однако в России,  в частности в СССР,  развитие социометрического метода происходило медленно. Причиной этому было то, что отечественные авторы не имели первоисточников и качественных переводов тестов Морено. В связи с этим, теории, разрабатываемые советскими психологами, теряли всякую идейную связь с первоисточником.

В современной России социометрией занимаются как социологи, так и социальные психологи. Развитие этой отрасли в нашей стране стало возможным благодаря как доступности необходимой литературы, так и развитию социальных наук в целом.

 

1.2 Понятие, назначение и процедура проведения социометрического

исследования

    Применение социометрического метода требует разъяснения общих вопросов, связанных с пониманием определенного положения социометрии среди других методов. Ряд авторов помещает социометрический опрос в отдельную категорию методов, наряду с такими, как анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение, эксперимент.[1;90]

Такая точка зрения особенно распространена среди социологов. Вместе с тем, по технике проведения социометрия приближается к опросному методу, однако сложная процедура обработки данных, отсутствие стандартной единой процедуры действительно придают социометрии статус самостоятельного метода. Кроме того, практические психологи используют так называемые игровые варианты социометрии, которые далеки от опроса. Несмотря на общность процедуры различных вариантов социометрического метода возможно проведение ее разными средствами в зависимости от целей исследователя, личностных особенностей членов группы, возрастного состава участников, то есть, возможно, применение различных методик социометрического исследования. Методикой обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Хотя существует множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, которая заключается в следующем определении. Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.[15;112]

    Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким:[9;20]

   - измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

   - выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый";

   - обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

         С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.[ 20;116]

         Для того, чтобы не допустить ошибок в социометрическом исследовании необходимым является выполнение следующих правил:

             формулировка вопроса должна быть понятна всем членам группы;

             четко очерченные границы группы;

             наличие опыта совместной деятельности;

             критерии должны быть существенны для данной группы;

             опрос проводится посторонним для данного коллектива лицом;

             выбор члены группы должны производить самостоятельно

Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов. 1)Подготовительная фаза.

Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Также необходимо определить цели этого исследования. Целью может стать  выявление лидеров, изучение сплоченности коллектива или обнаружение микрогрупп внутри коллектива. 2)Первая фаза.

Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.

Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми.  Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. Эти вопросы могут быть как формальными, так и неформальными.[9;27]

    Формальные вопросы направлены  на изучение взаимоотношений  в сфере той деятельности, которой  занимается данный коллектив.  Например: «С кем из ваших сотрудников  вы бы хотели вместе выполнить  то или иное задание  или «Кого из вашего коллектива вы хотели бы видеть начальником отдела?»

     Неформальные вопросы направлены  на изучение взаимоотношений  в сферах, не связанных напрямую  с трудовой деятельностью данного коллектива. Например: «Кого из членов вашего коллектива вы бы пригласили на свой день рождения?». Вопросы могут быть сформулированы как в положительной, так и в отрицательной форме. В первом случае можно получить картину предпочтительных выборов, а во втором – наоборот, выявите тех сотрудников, которые отвергаются данным человеком.

3)Вторая фаза.

Проведение социометрического опроса включает в себя: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета, начинается с обращения, в котором объясняются цель опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее излагается информация о том, как заполнять карточку, есть или нет ограничения на выбор. На карточке должны быть следующие разделы: вопросы и сделанные выборы. Эта процедура проводится в двух формах.

Информация о работе Социометрия