Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является теоретическое рассмотрение социометрического метода, как способа изучения межличностных отношений, и практическая демонстрация применения социометрии для диагностики и управления психологическим климатом в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть становление и развитие социометрии как метода
2. Рассмотреть сущность, назначение и процедуру проведения социометрического исследования;
3. Рассмотреть способы обработки и представления социометрических данных;
4. Рассмотреть понятие трудовой коллектив и выявить его психологические особенности;
5. Выявить специфику использования социометрического метода для изучения отношений в малой группе (на примере трудового коллектива);
6. Выявить характерные особенности анализа результатов социометрического исследования для управления отношениями в трудовом коллективе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1.Методологические и методические подходы в использовании социометрии при изучении малых групп…………………………………………………….6
1.1. История возникновения и развитие социометрии, как отрасли социально-психологического знания……………………………………………………….6
1.2 Понятие, назначение и процедура проведения социометрического
исследования…………………………………………………………………….13
1.3 Методика обработки и представления социометрических данных …….17
2. Особенности применения социометрического метода для диагностики межличностных отношений в коллективе ……………………………………25
2.1 Понятие трудового коллектива и его психологические особенности ….25
2.2 Специфика использования метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере коллектива детского отделения ЦРБ г. Углегорска) …………………………………………………………………….29
ЗАЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………45
Обычно выделяют две основы тяготения к группе: мотивационную и эмоциональную. Мотивационная основа тяготения субъекта к группе включает в себя совокупность его потребностей и ценностей, учитывает насколько характеристики группы соответствуют и отвечают этим потребностям. Эмоциональная составляющая проявляется в межличностных симпатиях, в характере взаимодействия индивидов. Именно такой компонент измеряет индекс групповой сплоченности в социометрии. Возможно, поэтому некоторые авторы избегают употреблять термин «индекс сплоченности», заменяя его «коэффициентом взаимности». В отечественной психологии существует трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, в русле этой концепции используются другие методы измерения сплоченности коллектива.[9;36]
Индекс групповой сплоченности (психологической взаимности) рассчитывается по следующей формуле:
где — количество взаимных положительных выборов;
N — количество членов в группе.
Индекс конфликтности в группе (Y) выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных выборов:
где — количество взаимных отрицательных выборов,
N — количество членов в группе.
При необходимости можно также подсчитать индекс групповой экспансивности. Однако, он малоинформативен, так как зачастую мы используем социометрическое ограничение, то есть прибегаем к параметрической процедуре опроса.
Таким образом, метод социометрии, предложенный психологом Дж.Морено, прошел непростой путь становления в социальных науках. Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.
Методикой социометрического исследования занимаются как зарубежные, так и российские социальные психологи и социологи, привнося в теорию что-то новое. Однако общими остаются основные положения, сформулированные автором еще в 30-е года 20 века.
2. Особенности применения социометрического метода для диагностики межличностных отношений в коллективе
2.1 Понятие трудового коллектива и его психологические особенности
Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.[12;43]
Трудовой коллектив—это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.[18;101] Условия существования человека заставляли его работать сообща там, где один человек физически не мог выполнить необходимую работу. Развитие производительных сил приводит к тому, что основой любого производства материальных благ становится трудовой коллектив.
Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности.
Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива [18;132].
Прежде всего, коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели.
Во – вторых, это добровольный характер объединения, под которым понимается такая характеристика группы, когда она «задана» не только внешними обстоятельствами, но является для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базе общей деятельности.
Существенным признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.
Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.[8;136]
Существует несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении.
В настоящее время психологи рассматривают следующие уровни групповой структуры:
Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы, причем это обязательно социально – позитивная деятельность. Степень развития группы определяется тремя критериями:
1) оценка выполнения группой основной общественной функции;
2) оценка соответствия группы социальным нормам;
3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.
Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Этот слой описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой.
Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.
Четвертый слой групповой структуры фиксирует непосредственные эмоциональные контакты между членами группы, не опосредованные коллективными целями деятельности, установленными нормами поведения. [4;33]
Межличностные отношения являются базой в формировании социально- психологического климата в коллективе. Наряду с данным термином в литературе используется и ряд других: социально – психологическая атмосфера, морально – психологический настрой, морально – психологическая обстановка, уровень напряженности.
В.Д. Парыгин дает следующее определение социально – психологического климата: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [13;11].
Один из видных исследователей социально – психологических проблем управления трудовыми коллективами В.М. Шепель, определяя психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей, возникающих на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей, выделяет три климатические зоны.[6;99]
Первая – социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии гарантировано соблюдение конституционных прав и обязанностей работников.
Вторая – моральный климат, определяемый моральными ценностями, общепринятыми в коллективе.
Третья – психологический климат, под которым понимает ту атмосферу, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Несмотря на различие в подходах и определениях социально – психологического климата, многие авторы сходятся на том, что относительно устойчивый психологический настрой является в известной степени целостной характеристикой коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в отношениях к трудовой ситуации, влияет на результаты производственной деятельности, самочувствие, активность личности (положительно, нейтрально или отрицательно).[12;70]
Наиболее глубоким по содержанию и степени разработанности является определение социально – психологического климата, данное Ю.Л. Неймером. По его мнению, социально – психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели [19;230].
Психологический климат отражает преобладающий психический настрой; совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к членам коллектива; к руководству организации [6:23].
В коллективах существуют и действуют различные формальные и неформальные группы и их лидеры, между которыми возможны конфликтные ситуации, чувство соперничества. Чаще всего ситуация обостряется, когда наряду с формальными, к коллективе существуют и неформальные лидеры. Для того что, чтобы изучить межличностные отношения исследователи используют различные методики. Наиболее распространенной методикой изучения межличностных отношений является социометрическая - метод, структурного анализа малых групп, предложенная Дж. Морено.
Система социометрии Дж. Морено основана на пяти теоретических положениях.
1. Распределение симпатии-антипатии между людьми связано с существованием «теле» невидимых нематериальных сгустков эмоциональной энергии, простейших единиц чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Эти "теле" подлежат измерению.
2. Человек не может существовать без взаимодействия с другими людьми, которое осуществляются на двух уровнях: спонтанном и реальном. Спонтанным является уровень, на котором находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт. Реальный представлен теми, кто действительно является эмоциональными партнерами. Социальная общность представляет собой социальный атом, а каждая личность - ядро этого атома, где собираются воедино многочисленные роли, связанные с существованием других участников.
Вскрыть эти структуры позволяет разработанные Я. Морено тест ролей, психодрама, социодрама.
3. Закон социальной гравитации устанавливает, что сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна влечению пространственной дистанции между ними.
4. Социологический закон - высшие формы коллективной ориентации развиваются из простейших.
5. Социодинамический закон отмечает, что в любой группе человеческие привязанности" распределяются неравномерно; большая часть эмоциональных явлений приходится на немногих индивидов (звезды), большинство участников оказываются эмоционально обездоленными (ооциометрический пролетарий). Увеличение размеров группы еще более усиливает эту непропорциональность. Изменить это может только социометрическая революция.
Трудовой коллектив является формой кооперации людей, основанный на идеи достижения какой- либо значимой цели. Любой коллектив состоит из множества аспектов, среди которых важную роль составляет социально-психологический климат. Для изучения психологического климата используется немало методик, таких как опрос, наблюдение и др., но одной из важных методик является социометрическое исследование, с помощью которого возможно рассмотреть как формальные, так и неформальные взаимоотношения внутри коллектива.
2.2 Специфика использования метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере трудового коллектива детского отделения ЦРБ г. Углегорска)
Для того, чтобы самым общим образом охарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку часто используют понятия "социально-психологический климат", "морально- психологический климат", "психологический климат", "эмоциональный климат". Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о "производственном" или "организационном" климате. В большинстве случаев эти понятия употребляют примерно в идентичном смысле. В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов к этой проблеме".
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе".[2;65]
Для изучения межличностных отношений малых групп используются различные как психологические, так социологические методы. В данной работе, для изучения взаимоотношений внутри коллектива, мною использовался социометрический метод изучения трудового коллектива, на примере детского отделения ЦРБ г. Углегорска. Исследование проводилось в период с 10 по 16 апреля 2011 года.
Коллектив детского отделения состоит из старшего, среднего и младшего медицинского персонала. Коллектив женский, стаж каждого работника составляет двух до 17 лет. Численность коллектива – 9 человек. Таким образом, коллектив уже сложившийся, следовательно, один из главных принципов социометрической методики - наличие опыта совместной деятельности – соблюден.
Также для соблюдения социометрической процедуры необходимо соблюдение и следующих принципов: