Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа
В заключении можно сказать что без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно подлинное возрождение науки во всей полноте ее теоретических и практических задач.
История социологии является наукой, которая, занимаясь изучением конкретных судеб отдельных ученых или целых научных школ, вырабатывает критерии объективной оценки господствовавшего в ту или иную эпоху интеллектуального и морального климата. Это ставит историю социологии в непосредственную связь с культурой, развитию и совершенствованию которой она в конечном итоге призвана служить.
Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Список литературы
В период 1930-х годов характеризуется тем, что в то время, когда в СССР военная социология, как и социологическая наука в целом прекращает свое развитие, в русском зарубежье продолжаются научные поиски в данной области.
Возрождение военной социологии
в СССР было непосредственно связано
с процессом
В период 1965-1970 годов социологические исследования начинают использоваться и в деятельности некоторых органов военного управления.
Первое же крупномасштабное
социологическое исследование в
Вооруженных Силах СССР, санкционированное
и организованное Главным политическим
управлением СА и ВМФ, было проведено
в июле-августе 1966 года. Предпосылки
к решению вопроса о создании
в структуре Вооруженных Сил
штатных социологических
Явления, вскрываемые социологами, носили, как правило, массовый и застарелый характер, обладали свойствами быстрого самовоспроизводства и распространения.
Все это с первых лет
существования научно-
Тем не менее, за период с середины 1960-х и до конца 1980-х годов военным социологам удалось сосредоточить свои усилия и внести значительный вклад в изучении актуальных проблем армии и флота.
В 1960-х-начале 1970-х годов,
в связи с развернувшейся в
стране дискуссией по поводу целесообразности
"отпочкования" от философской
науки социологии и обретения
последней статуса
Таким образом, по прошествии более чем 70 лет термин "военная социология" вновь прочно входит в научный обиход отечественной социологии.
В настоящее время ведущим
исследовательским органом в
области военной социологии является
Социологический центр
Роль научно методического центра продолжает выполнять кафедра Социологии Военного университета Министерства обороны РФ.
Весьма интенсивно это
направление развивается также
в институте социально-
Все это создает большие
потенциальные возможности для
дальнейшего развития в России военной
социологии, обретения ею общественного
признания и полноправного
2.3 Особенности
развития социологии
Социология организаций как часть общесоциологической теории является социолого-управленческой дисциплиной. В то же время она входит в состав другой области знания - теории организации и управления. Социология организаций и теория организации и управления соотносятся между собой как частное и целое.
Социология организаций
- наука, появившаяся относительно недавно.
В истории отечественной
1.1920-1930-е года - проблематика
этой дисциплины
2. вторая половина 60-х
и до середины 70-х годов XX века
- социология организаций еще
не была выделена как
3. Вторая половина 70-х и до середины 80-х годов XX века - в общих чертах определились проблематика, и появился сам термин "социология организаций";
4. Конец 80-х годов и до настоящего времени - постперестроечный этап.
Первый этап - крупнейшим представителем был А.А. Богданов, важная роль которого в развитии этой дисциплины состоит, прежде всего в том, что им была предпринята первая попытка создания всеобщей организационной науки - тектологии. Богданов сформулировал ряд универсальных подходов в изучении природы и принципов организации, которую он рассматривал и как систему, и как динамический процесс. Им было введено понятие "организационный комплекс", в определении которого по сути дела присутствовало свойство организационных процессов, получившее название синергического эффекта. Им также были предложены: анализ интеграционных механизмов, дезынтреграционных механизмов, а также принцип строения комплексов.
Среди тех, кто участвовал в разработке советской концепции НОТ, следует выделить П.М. Керженцева и Н.А. Витке.
Организационная концепция Керженцева представляла собой достаточно самостоятельное явление. Этот ученый был первым, кто выделил в качестве отдельной сферы НОТ изучение организационных принципов и человеческого фактора, а также вещные факторы организации. А с другой стороны он сделал главный акцент именно на социально-управленческой стороне организации. Среди общих признаков организационного порядка он выделил установление цели и задач, выбор типа организации, выработку плана, методы работы с людьми и др.
Положение теории Н.А. Витке
тоже корреспондирует с работами
представителей "классической" школы.
Важнейшим достижением этого
ученого стала выдвинутая им концепция
использования в процессах
Второй этап - развития социологии
организаций разворачивается
В этот период выделилось несколько направлений в разработке социальной проблематики организаций.
Первое направление связано с развитием методологических принципов анализа организационных систем (П.К. Анохин, И.В. Блауберг, Б.В. Бирюков и др.).
Особо надо выделить разработки М.И. Сетрова, занимавшегося проблемами функционирования анализа динамичных систем в рамках общего системного подхода. Описывает организацию как свойство и как действие. В качестве исходных принципов организации системы были выделены принцип совместимости и принцип актуальности.
Вторым направлением стали
освоение и трансляции зарубежных социолога
- и психолого-организационных
Наиболее значимыми работами данного периода являлись книги Д.М. Гвишиани "Социология бизнеса" и "Организация и управление". Последняя служила своеобразной энциклопедией для трех поколений социологов. В ней изложены история возникновения, указываются основные персоналии и положения научных школ менеджмента.
Третье направление
Третий этап - этап развития социологии организаций, связан во-первых, с ее становлением как специальной социологической дисциплины; во-вторых - с попытками создания отечественных версий социолого-организационных теоретических моделей; в-третьих - с формированием языка отечественной социологии организаций. В числе наиболее ярких представителей этого периода можно назвать Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Б.З. Мильнера и др.
Лапин в своих статьях
и книге "Теория и практика социального
планирования" четко обозначил
предметную сферу социологии организаций
- социальную организацию предприятия.
Описывает организацию как
1. Ценностные,
2. Нормативные. Описывая организацию как естественную систему Лапин выделяет три функции организации:
1. интегративную,
2. целевую,
3. изменяюще-поддерживающую. И выделяет три типа социальных процессов функционирования организации:
1. Базовые трудовые,
2. интегративные,
3. изменяюще-поддерживающие.
Четвертый этап - охватывает весь период перестройки и рыночных реформ и продолжается в настоящее время. Можно выделить основные направления:
1. Новая фаза обращения
к организационному опыту
2. Поиск новых методологических принципов понимания природы организации и работы с нею,
3. Продолжение оригинальных
исследовательских разработок
4. Деятельность, связанная с преподаванием дисциплины в вузах. В области методологии можно выделить три тенденции:
1. Вытеснение нормативистских моделей организации ситуационным,
2. Обращение не только к естественнонаучным моделям, но и к различным версиям антропоморфных, антропоцентрических и деятельностных моделей организации,
3. Поворот исследователей
к современным моделям
В России социология религии не сложилась в виде очерченной теоретико-методологически и институционально закрепленной традиции, какая существует на Западе благодаря основоположениям, сознательно разработанным Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Лишь в самое последнее время социология религии в нашей стране предпринимает попытки самоопределения в качестве самостоятельной исследовательской и учебной дисциплины.
В отечественной мысли вопрос о том, какую роль играет религия в жизни общества, первоначально ставится и обсуждается как конкретный вопрос о роли православия в общественной жизни России.
В советский период российской истории определение религии как социального феномена осуществляется в контексте марксистской теории общества, согласно которой способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. В центре внимания стоит вопрос о социальных корнях религии. Дисциплина, в которой сосредотачивается теоретическая разработка религиоведческой проблематики, в данный период институционализировалась как "научный атеизм" (сочетал в себе философскую критику религии и изучение религиозных феноменов в историко-культорологическом, этнографическом, психологическом, социологическом и других аспектов). В социально-психологическом отношении она сводится к претензии человеческого и естественного быть сверхчеловеческим и сверхъестественным. В индивидуально - смысле религия коренится в специфическом сочетании сознательного и бессознательного: "Человек не понимает и не выносит своей собственной глубины и раскалывает поэтому свое существо на "Я" без "не-Я", которое называет богом". [13]
В 1960-е годы разработка религиоведческих проблем, включая социологию религии получает организационную базу: в это время создается ряд кафедр научного атеизма в университетах и гуманитарных вузах.
В 70-80-е годы XX века продолжается работа по освоению западной социологии религии. Появляются монографии, посвященные творчеству западных социологов - Дюркгейма, Вебера, Зиммеля, Парсонса и др.
В то же время разрабатывается марксистская социология религии как составная часть научного атеизма. Она ориентируется на совершенствовании управления процессом атеистического воспитания и опирается на данные конкретных социологических исследований. Большое значение функции религии имеют на уровне личности. Однако и на этом уровне их роль падает. Марксистская социология религии сосредотачивает свое внимание на проблемах преодоления религии.
В 60-70-е годы в стране интенсивно разворачиваются эмпирические социологические исследования.
Исследования конца 70-х - начала 80-х годов XX века выявили неожиданные моменты в массовой религиозности: стабилизацию ее уровня, повышение уровня образованности верующих, увеличение доли мужчин в религиозных общинах и т.п.
В постсоветский период в социологии религии активно переводятся и издаются труды классиков западной социологии религии Зиммеля, Вебера, Дюркгейма и др. Книги эти снабжены развитым научным аппаратом, хорошо откомментированы и уже не под углом зрения критики буржуазной социологии.