Социология в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

В заключении можно сказать что без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно подлинное возрождение науки во всей полноте ее теоретических и практических задач.
История социологии является наукой, которая, занимаясь изучением конкретных судеб отдельных ученых или целых научных школ, вырабатывает критерии объективной оценки господствовавшего в ту или иную эпоху интеллектуального и морального климата. Это ставит историю социологии в непосредственную связь с культурой, развитию и совершенствованию которой она в конечном итоге призвана служить.

Содержание

Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 61.72 Кб (Скачать)

В период 1930-х годов характеризуется  тем, что в то время, когда в  СССР военная социология, как и  социологическая наука в целом  прекращает свое развитие, в русском  зарубежье продолжаются научные  поиски в данной области.

Возрождение военной социологии в СССР было непосредственно связано  с процессом институционализации  советской социологической науки  в целом.

В период 1965-1970 годов социологические  исследования начинают использоваться и в деятельности некоторых органов  военного управления.

Первое же крупномасштабное социологическое исследование в  Вооруженных Силах СССР, санкционированное  и организованное Главным политическим управлением СА и ВМФ, было проведено  в июле-августе 1966 года. Предпосылки  к решению вопроса о создании в структуре Вооруженных Сил  штатных социологических подразделений  были созданы Постановлением ЦК КПСС "О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и  Военно-Морском Флоте" от 21 января 1967 года.

Явления, вскрываемые социологами, носили, как правило, массовый и застарелый характер, обладали свойствами быстрого самовоспроизводства и распространения.

Все это с первых лет  существования научно-исследовательских  подразделений сделало военную  социологию "неудобной наукой", способствовало неоправданной закрытости результатов исследований и многочисленным организационным преобразованиям  социологических структур.

Тем не менее, за период с  середины 1960-х и до конца 1980-х годов  военным социологам удалось сосредоточить  свои усилия и внести значительный вклад в изучении актуальных проблем  армии и флота.

В 1960-х-начале 1970-х годов, в связи с развернувшейся в  стране дискуссией по поводу целесообразности "отпочкования" от философской  науки социологии и обретения  последней статуса самостоятельной  научной отрасли, стал подниматься  вопрос и об относительном обособлении  социологической составляющей "марксистско-ленинского учения о войне и армии". Предлагались различные наименования этой отрасли, в частности "социология армии".

Таким образом, по прошествии более чем 70 лет термин "военная социология" вновь прочно входит в научный обиход отечественной социологии.

В настоящее время ведущим  исследовательским органом в  области военной социологии является Социологический центр Вооруженных  Сил РФ.

Роль научно методического  центра продолжает выполнять кафедра  Социологии Военного университета Министерства обороны РФ.

Весьма интенсивно это  направление развивается также  в институте социально-политических исследований РАН, где в центре социологии национальной безопасности проводится серьезная работа по теоретическому осмыслению практики военно-социологических  исследований, истории и теории военной  социологии.

Все это создает большие  потенциальные возможности для  дальнейшего развития в России военной  социологии, обретения ею общественного  признания и полноправного статуса  специальной отрасли социологических  знаний.

 

2.3 Особенности  развития социологии организации  и социологии религии в России

Социология организаций  как часть общесоциологической  теории является социолого-управленческой дисциплиной. В то же время она  входит в состав другой области знания - теории организации и управления. Социология организаций и теория организации и управления соотносятся  между собой как частное и  целое.

Социология организаций - наука, появившаяся относительно недавно. В истории отечественной социологии организаций можно выделить 4 основных этапа:

1.1920-1930-е года - проблематика  этой дисциплины прорабатывалась  главным образом в рамках концепции  НОТ;

2. вторая половина 60-х  и до середины 70-х годов XX века - социология организаций еще  не была выделена как отдельная  область знаний;

3. Вторая половина 70-х  и до середины 80-х годов XX века - в общих чертах определились  проблематика, и появился сам  термин "социология организаций";

4. Конец 80-х годов и  до настоящего времени - постперестроечный  этап.

Первый этап - крупнейшим представителем был А.А. Богданов, важная роль которого в развитии этой дисциплины состоит, прежде всего в том, что им была предпринята первая попытка создания всеобщей организационной науки - тектологии. Богданов сформулировал ряд универсальных подходов в изучении природы и принципов организации, которую он рассматривал и как систему, и как динамический процесс. Им было введено понятие "организационный комплекс", в определении которого по сути дела присутствовало свойство организационных процессов, получившее название синергического эффекта. Им также были предложены: анализ интеграционных механизмов, дезынтреграционных механизмов, а также принцип строения комплексов.

Среди тех, кто участвовал в разработке советской концепции  НОТ, следует выделить П.М. Керженцева и Н.А. Витке.

Организационная концепция  Керженцева представляла собой достаточно самостоятельное явление. Этот ученый был первым, кто выделил в качестве отдельной сферы НОТ изучение организационных принципов и человеческого фактора, а также вещные факторы организации. А с другой стороны он сделал главный акцент именно на социально-управленческой стороне организации. Среди общих признаков организационного порядка он выделил установление цели и задач, выбор типа организации, выработку плана, методы работы с людьми и др.

Положение теории Н.А. Витке  тоже корреспондирует с работами представителей "классической" школы. Важнейшим достижением этого  ученого стала выдвинутая им концепция  использования в процессах организации  природы человеческого фактора. В центре управления находится работник, а не орудие труда и техника. Суть организационно-управленческой деятельности в проявлении человеческой энергии  к достижению определенной цели. Основную проблему целесообразной организации  деятельности людей он рассматривал как проблему создания трудовой кооперации. Также он много рассуждал о  роли неформального авторитета и  неформального лидерства.

Второй этап - развития социологии организаций разворачивается после  длительного перерыва. Данный этап можно обозначить как период освоения теории и практики, создания универсальных  методологических принципов научного анализа и управления сложными системами, подготовки создания целостной концепции  социологии организаций.

В этот период выделилось несколько  направлений в разработке социальной проблематики организаций.

Первое направление связано  с развитием методологических принципов  анализа организационных систем (П.К. Анохин, И.В. Блауберг, Б.В. Бирюков и др.).

Особо надо выделить разработки М.И. Сетрова, занимавшегося проблемами функционирования анализа динамичных систем в рамках общего системного подхода. Описывает организацию как свойство и как действие. В качестве исходных принципов организации системы были выделены принцип совместимости и принцип актуальности.

Вторым направлением стали  освоение и трансляции зарубежных социолога - и психолого-организационных концепций (О.Н. Жеманова, Н.М. Крейзерова, А.И. Пригожина и др.).

Наиболее значимыми работами данного периода являлись книги  Д.М. Гвишиани "Социология бизнеса" и "Организация и управление". Последняя служила своеобразной энциклопедией для трех поколений социологов. В ней изложены история возникновения, указываются основные персоналии и положения научных школ менеджмента.

Третье направление представлено попытками некоторых философов, социологов, экономистов и психологов решить ряд общих и частных  теоретических вопросов функционирования организации в рамках марксистской социальной философии, социально ориентированной экономики вновь формирующихся специальных социолого-управленческих дисциплин (В.Г. Афанасьева, П.Н. Лебедева, Г.Х. Попова и др.). Другая группа ученых разрабатывала проблематику разделения труда, кооперации, вопросы мотивации и отношения к труду (К.Н. Герендорф, И.И. Чангли, В.А. Ядов). Большое место в разработках специалистов тех лет занимало выявление специфики руководства (Н.И. Алексеев, Ю.Е. Волков, О.И. Косенко и др.).

Третий этап - этап развития социологии организаций, связан во-первых, с ее становлением как специальной социологической дисциплины; во-вторых - с попытками создания отечественных версий социолого-организационных теоретических моделей; в-третьих - с формированием языка отечественной социологии организаций. В числе наиболее ярких представителей этого периода можно назвать Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Б.З. Мильнера и др.

Лапин в своих статьях  и книге "Теория и практика социального  планирования" четко обозначил  предметную сферу социологии организаций - социальную организацию предприятия. Описывает организацию как гетерогенную систему, состоящую из вещных и человеческих компонент. Социальные отношения между  работниками есть предмет изучения социологии организаций. Автор определяет ее в широком смысле как коллектив, и в узком как систему социальных групп и отношений между ними. Выделяет два типа требований, предъявляемых  работнику:

1. Ценностные,

2. Нормативные. Описывая организацию как естественную систему Лапин выделяет три функции организации:

1. интегративную,

2. целевую,

3. изменяюще-поддерживающую. И выделяет три типа социальных процессов функционирования организации:

1. Базовые трудовые,

2. интегративные,

3. изменяюще-поддерживающие.

Четвертый этап - охватывает весь период перестройки и рыночных реформ и продолжается в настоящее  время. Можно выделить основные направления:

1. Новая фаза обращения  к организационному опыту стран  Запада,

2. Поиск новых методологических  принципов понимания природы  организации и работы с нею,

3. Продолжение оригинальных  исследовательских разработок в  области организаций,

4. Деятельность, связанная  с преподаванием дисциплины в  вузах. В области методологии  можно выделить три тенденции:

1. Вытеснение нормативистских моделей организации ситуационным,

2. Обращение не только  к естественнонаучным моделям,  но и к различным версиям  антропоморфных, антропоцентрических  и деятельностных моделей организации,

3. Поворот исследователей  к современным моделям организации  как открытой системе и различным  версиям инвайронментального подхода к анализу организаций, позволяющим лучше понять взаимоотношение организации с динамичной внешней средой.

В России социология религии  не сложилась в виде очерченной теоретико-методологически и институционально закрепленной традиции, какая существует на Западе благодаря основоположениям, сознательно разработанным Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Лишь в самое последнее время социология религии в нашей стране предпринимает попытки самоопределения в качестве самостоятельной исследовательской и учебной дисциплины.

В отечественной мысли  вопрос о том, какую роль играет религия  в жизни общества, первоначально  ставится и обсуждается как конкретный вопрос о роли православия в общественной жизни России.

В советский период российской истории определение религии  как социального феномена осуществляется в контексте марксистской теории общества, согласно которой способ производства материальной жизни обуславливает  социальный, политический и духовный процессы жизни. В центре внимания стоит  вопрос о социальных корнях религии. Дисциплина, в которой сосредотачивается  теоретическая разработка религиоведческой проблематики, в данный период институционализировалась как "научный атеизм" (сочетал в себе философскую критику религии и изучение религиозных феноменов в историко-культорологическом, этнографическом, психологическом, социологическом и других аспектов). В социально-психологическом отношении она сводится к претензии человеческого и естественного быть сверхчеловеческим и сверхъестественным. В индивидуально - смысле религия коренится в специфическом сочетании сознательного и бессознательного: "Человек не понимает и не выносит своей собственной глубины и раскалывает поэтому свое существо на "Я" без "не-Я", которое называет богом". [13]

В 1960-е годы разработка религиоведческих проблем, включая социологию религии получает организационную базу: в это время создается ряд кафедр научного атеизма в университетах и гуманитарных вузах.

В 70-80-е годы XX века продолжается работа по освоению западной социологии религии. Появляются монографии, посвященные  творчеству западных социологов - Дюркгейма, Вебера, Зиммеля, Парсонса и др.

В то же время разрабатывается  марксистская социология религии как  составная часть научного атеизма. Она ориентируется на совершенствовании  управления процессом атеистического воспитания и опирается на данные конкретных социологических исследований. Большое значение функции религии  имеют на уровне личности. Однако и  на этом уровне их роль падает. Марксистская социология религии сосредотачивает свое внимание на проблемах преодоления религии.

В 60-70-е годы в стране интенсивно разворачиваются эмпирические социологические  исследования.

Исследования конца 70-х - начала 80-х годов XX века выявили неожиданные  моменты в массовой религиозности: стабилизацию ее уровня, повышение  уровня образованности верующих, увеличение доли мужчин в религиозных общинах  и т.п.

В постсоветский период в  социологии религии активно переводятся  и издаются труды классиков западной социологии религии Зиммеля, Вебера, Дюркгейма и др. Книги эти снабжены развитым научным аппаратом, хорошо откомментированы и уже не под углом зрения критики буржуазной социологии.

Информация о работе Социология в России