Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа
В заключении можно сказать что без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно подлинное возрождение науки во всей полноте ее теоретических и практических задач.
История социологии является наукой, которая, занимаясь изучением конкретных судеб отдельных ученых или целых научных школ, вырабатывает критерии объективной оценки господствовавшего в ту или иную эпоху интеллектуального и морального климата. Это ставит историю социологии в непосредственную связь с культурой, развитию и совершенствованию которой она в конечном итоге призвана служить.
Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Список литературы
В начале XX века социология под своим именем еще не читалась в русских университетах, тем не менее шло ее интенсивное развитие как в университетах, так и вне государственной системы образования под следующими названиями: “Философия истории", “Введение в общую теорию права", “Социальные основы экономики”, “Социальная психология” и т.д.
После революции процесс институционализации социологии становится еще более интенсивным. Появляются первые официальные учебники по социологии. Увеличивается количество книг, выпускаемых по социологии. Постепенно начинают появляться секции, союзы и ассоциации по изучению общественных наук во многих университетах России.
Отсутствие в России квалифицированно подготовленных преподавателей по социологии привело к тому, что для ее преподавания, особенно в средних школах, привлекались люди, не имеющие совершенно никакого отношения к общественным наукам. Поэтому в первые годы после революции в учебных заведениях России преподаватели социологии толковали предмет своей науки кому как вздумается. Правительство, увидев, что многие преподаватели ведут социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило преподавать ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. Социологию полностью перенесли в Исследовательские институты.
Четвертый этап (20-е - 30-е годы
XX в). Процессы, происходящие на третьем
этапе, в конечном итоге привели
к размежеванию между буржуазными
(немарксистскими) и марксистскими
социологами. Часть представителей
старого поколения, которые не захотели
или не смогли смириться с советской
властью, в конце 1922 г. были отстранены
от преподавания в университетах
и институтах и высланы из страны.
В конце 1922 г. во всех центральных
университетах закрылись
В это время перестали издаваться журналы “Мысль”, “Экономист", “Утренник", “Начала", “Литературные записки" и другие, на страницах которых популяризовались идеи немарксистских философов и социологов.
В 20-е годы началось бурное развитие марксистской социологии. Начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Наряду с серьезными шагами, сделанными в области теоретического социологического знания, советские социологи-марксисты в 20-30-х годах также провели ряд социальных и социологических исследований. Именно 20-е годы, с полным на это правом, могут быть названы периодом становления конкретных социологических исследований в СССР.
Значительное число
Но уже в конце 20-х - начале 30-х гг. социологические исследования начинают свертываться. Тоталитарная система не считала нужным их изучать. Социология объявляется буржуазной наукой (т.е. лженаукой), а термин “социология" полностью изымается из употребления.
В конце 30-х годов на судьбу социологии сильно повлияла канонизации выдвинутых И.В. Сталиным различных теоретических положений.
Социология была запрещена,
но это не означало, что она полностью
и бесповоротно умерла. Просто социология
в это время находилась как
бы в “коматозном состоянии".
Во-первых, объявленный запрет сбора
разного рода социальных данных распространялся
исключительно на открытое использование
полученной информации в печати и
научной работе. Во-вторых, вскоре после
окончания Великой
Пятый этап (конец 50-х - 90-е гг.). Только в конце 50-х - начале 60-х годов, во время хрущевской “оттепели", снова положительно заговорили о социологии, так как возникла необходимость в более эффективном управлении социальными процессами во всех сферах общественной жизни. На положение социологии в нашей стране кардинально повлияла начавшаяся после XX съезда КПСС десталинизация общества. С этого времени начинается новый период в развитии социологии, так называемое “второе рождение” социологии как науки в нашей стране (" социологического ренессанса ”).
Как вспоминает В.Н. Шубкин: “Появление социологии, начало “конкретных социальных исследований” после смерти Сталина и XX съезда КПСС были неожиданными. И для власть предержащих, ибо она возникла не по велению сверху, как это было с научным коммунизмом, историей партии, истматом, а снизу. Возрождение социологии было сюрпризом и для западных политологов, советологов и социологов”.
Основным переломным моментом в институциолизации социологии в нашей стране стало участие советской делегации, во главе с директором Института философии П.Н. Федосеевым, на III Всемирном социологическом конгрессе “Социальные изменения XX века". Результатом данной поездки стало осознание важности и необходимости проведения социологических исследований.
С 6 по 11 января 1958 г. в Москве
состоялась Международная конференция
социологов, которая была организована
ЮНЕСКО и Международной
Все вышеперечисленные события способствовали тому, что с 60-х годов в нашей стране начал восстанавливаться статус социологии как социального института, вновь были возобновлены и стали активно проводиться конкретные социологические исследования. К 1965 г. наибольшее распространение получила точка зрения, что социология - это наука о законах и движущих силах развития общества.
Большую роль в развитии социологии сыграло издание двухтомника “Социология в СССР” (М., 1966) под редакцией Г.В. Осипова. В этом труде были собраны результаты множества эмпирических исследований, проведенных в ряде областей и регионов страны. Данный труд был важным шагом на пути институционализации социологии в России.
Большим и совершенно новым шагом в процессе институционализации социологии в России стало создание в конце 80-х годов Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Активное участие в создании Всесоюзного (ныне Всероссийского) центра общественного мнения сыграла Т.И. Заславская, ставшая с 1988 г. директором, а затем и президентом данного центра.
Большим шагом в институционализации социологии было создание Российского общества социологов (РОС). В 1991 г. состоялся первый съезд советских социологов. На съезде были внесены изменения в устав и форму правления ССА.
Итак, социология получила общественное признание. Это способствовало созданию ряда центров, специализирующихся на изучении общественного мнения и сдвигов в массовом сознании. В прессе начали систематически публиковать данные различных опросов и другую социологическую информацию.
Следует отметить, что процесс
возникновения и оформления специальных
социологических теорий еще не завершен,
по мере углубления социологического
знания и исследования все более
новых явлений и проблем
Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
Проблемы семьи с момента зарождения отечественной социологии занимали ведущее место. Однако обособление социологии семьи в качестве научной дисциплины произошло гораздо позже, в процессе эволюции этой области социологической дисциплины - отечественной социологии семьи. Следует выделить три периода, каждый из которых отличается внутренним своеобразием, различными трансформациями теоретической мысли, объективными противоречиями, спадами и подъемами:
1. С середины XIX века до 1917 года;
2. С начала 1920-х до середины 1950-х годов;
3. С середины 1950-х годов до настоящего времени.
Весомый вклад в разработку проблем социологии семьи внес выдающийся русский социолог М.М. Ковалевский. Изучаю семейное право прошлого, он пришел к выводу, что семья это не только союз лиц, связанных браком или кровным родством, а что это общины, живущие под одной кровлей. Это позволило определить семью как "совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки". [6]
Другой историк, изучавший славянскую семью и семейную демографию, С.М. Шмилевский установил, что семейная община имела право ограничивать власть главы семьи, могла разрешать или запрещать отцу отчуждение наследственного имущества.
Индивидуальная семья представляла собой союз, заключенный по добровольному согласию, наделенный общими правами, но находящийся под контролем государства и его судов. Полная общность имущественных прав состояла в том, что при заключении брака муж должен был, во-первых, обеспечить целостность приданного своей будущей жены. Во-вторых, общим имуществом ведал муж, но распоряжаться он им не мог без предварительного согласия жены.
Несомненный вклад в становление отечественной социологии семьи внес ученик Ковалевского П.А. Сорокин.
Любопытен приводимый Сорокиным факт существования иных форм брачных отношений: "На нравственность пермяки не обращают никакого внимания, отцы совершенно не заботятся о поведении детей, родственники развратничают между собой и парни охотно женятся на девках не только явно беременных, но на таких, у которых есть уже взрослые дети". [7]
Работая над первыми статьями
о семье и браке, он опирался на
теоретико-методологические принципы
"генетической социологии" М. Ковалевского.
Этим обусловлена оценка данного
процесса как свидетельства
Отрасль социологии, изучающая
образование как социальный институт,
его функции в обществе и взаимосвязь
с другими социальными
Систематическое начальное народное образование в России стало складываться со времени отмены крепостного права и введении земских учреждений.
Вопросы образования и воспитания занимали главное место в деятельности первых русских социологов. П.Л. Лавров в начале 1860-х годов принял активное участие в полемике. Им был разработан проект системы общего умственного воспитания детей.
Ценные мысли по проблемам образования были так же высказаны русским философом и педагогом В.В. Розановым. Чрезвычайна важна его мысль о методологическом основании классического образования: "В образовании формальном собственно предметы образующие пренебрежены, точнее забыты: не обращено внимания на их собственное содержание, на ценность этого содержания, его пользу, необходимость, значимость. Важно одно, чтобы внешние формальные качества этих знаний были таковы, что при усвоении изощряли бы ум и вместе делали его сильным, устойчивым, жизнедеятельным. Каковы же результаты классического образования? Это умные люди. Не пустые, не обогащенные в знании, но изощренные в способностях своих… На всех поприщах жизни, во всех положениях они нужны, их ищут, и теперь так редко образование истинное при обилии кажущихся средств образования, что часто их ищут и не находят". [8]
В. Я Строгин в "Заметках о русской школе" отмечал, что правительство подавляет школу своими чисто формальными требованиями. Государство, по его мнению, должно стоять в таком же отношении к школе, в каком издавна стоит к медицине.
В тогдашней России многие осознавали значение школы и школьного образования, видели в нем важнейший социальный институт. Представление о том, каким должно быть школьное образование менялись в зависимости от конкретной исторической ситуации.