Социология в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

В заключении можно сказать что без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно подлинное возрождение науки во всей полноте ее теоретических и практических задач.
История социологии является наукой, которая, занимаясь изучением конкретных судеб отдельных ученых или целых научных школ, вырабатывает критерии объективной оценки господствовавшего в ту или иную эпоху интеллектуального и морального климата. Это ставит историю социологии в непосредственную связь с культурой, развитию и совершенствованию которой она в конечном итоге призвана служить.

Содержание

Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 61.72 Кб (Скачать)

Наряду с созданием  фундаментальных теоретических  концепций в русской социологии начала XX века широко проводились прикладные исследования в области школьного  образования. Их предметом становились  различные стороны этого процесса: новая школа в оценке ее бывших питомцев, идеалы учащейся молодежи и  т.п.

Конструктивное воспитание по Вентцелю, возможно лишь при наличии единства во взглядах у семьи и школы, этих важнейших сфер социологии. Свою концепцию свободного воспитания Вентцель[9] строил на принципах индивидуальности, свободы, гармонии личности с обществом, самоценности детства, природосообразности. В школе он видел не только место учебы, но и в первую очередь то пространство, в котором протекает жизнь детей.

К концу 1920-х годов на основе анализа допущенных ошибок, а также  теоретических положений и прикладных социолого-педагогичеких исследований среды в новых условиях жизни появилась новая отрасль педагогической науки - педагогическая социология (термин принадлежит А.В. Луначарскому).

В 30-е годы XX века советская  педагогическая наука перестает  заниматься проблемами взаимодействия школы и окружающей среды. К середине 1930-х годов складывается новый  тип школы, контролирующей все воздействия  социальной среды. Функция учебы  становилась доминирующей и подчиняла  себе все остальное. Любое нарушение  дисциплины детьми рассматривалось  как проявление слабости. Социологические  исследования по проблемам образования  прекратились вместе с социологической  работой, в целом, в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. С этого времени  процесс образования становится объектом педагогики и психологии.

В конце 1950-х отмечается повышение  интереса к социолого-педагогическим исследованиям. В целом этот факт положительный, так как ученые социологи могли охватить более широкий круг задач. В педагогике к этим исследованиям приступили несколько позже - 1960-е годы.

Характерен тот факт, что  социологические исследования в  области образования возобновились  в СССР раньше и развивались быстрее, чем в других отраслях социологии.

В 1960-1970-е годы в стране сформировалась социология образования  как самостоятельная отрасль  социологической науки. Возникло несколько  точек зрения по вопросу о предмете изучения. Так, Л.Н. Коган доказывал, что предметом социологического исследования должно быть в первую очередь соотношение между системой образования и общественными  потребностями. Иная позиция обосновывалась в работах В.Н. Турченко[10], который считал, что предметом социологии образования являются система и подсистемы образования в их целостности и их взаимосвязях.

В настоящее время в  России наблюдается преобладание исследований эмпирического характера. К сожалению, пока редко можно встретить исследование системы отечественного образования  в ее динамике, которое было бы ориентировано  на выяснение особенностей изменения  социальных функций названной системы, ее соотношение с логикой развития советского и постсоветского общества.

В настоящее время особое внимание привлекают инновационные  процессы в школьном образовании. Массовым явлением в современной школьной практике становится создание учебных  заведений нового типа (гимназии, лицеи, авторские школы). В современной  научной литературе можно встретить  самые разные оценки деятельности школ нового типа, инновационного характера  их работы. Значительная часть специалистов оценивает современные нетрадиционные школы положительно.

Изучение и анализ современной  школьной практики позволяет выделить три направления инновационных  поисков в школьном образовании:

1. Информационное направление  (школьники получают некоторые  дополнительные знания),

2. Технологическое направление  (внедрение новаторских методик),

3. Организационное направление  (трансформация структуры урока,  расписания).

По мнению экспертов, многие современные инновационные школы, несмотря на кажущееся разнообразие, тяготеют к определенному стандарту, являясь модификацией традиционной школы. Одной из форм инновационной  школы является модель элитарного образования. Существуют различные мнения по поводу сущности функций элитарного образования. Одни рассматривают его как форму  образования для молодых людей  узкого круга. Другие видят в нем  средство приобщения к высокой культуре. Третьи утверждают, что элитарное  образование призвано решать проблему развития талантов. Общим знаменателем для большинства точек зрения является признание потенциальных  возможностей элитарного образования, и, прежде всего, возможности обеспечения высокого учебного процесса и конечных результатов.

 

2.2 Возникновение  и становление военной социологии  в России

Военная социология является одной из важнейших отраслей социологической  науки. В качестве специальной социологической  теории она изучает закономерности становления, развития и функционирования военной организации страны как  социального института в мирное и военное время, ее взаимодействие с другими социальными институтами  и обществом в целом. Сфера  интересов военной социологии охватывает также социальные процессы и отношения  между личностями и различными социальными  общностями внутри самой военной  организации, все, что касается социальных аспектов войн и вооруженных конфликтов.

В большинстве экономически развитых мира эта отрасль социологических  знаний успешно развивается и  представлена различными организационными центрами и специальными периодическими изданиями.

Военная социология в России возникла на рубеже XIX-XX веков в начале на основе изучения социологических особенностей войны.

Формирование новой научной  дисциплины происходило в контексте  развития социальной философии, общей  социологии и военной науки. В  этот период все эти отрасли отечественной  науки уже находились на уровне мирового развития.

Философско-социологический  подход к изучению войны реализовывался преимущественно путем теоретического анализа характера и последствий  ее воздействия на различные сферы  общественной жизни.

Внимание к данной проблематике проявляли многие известные отечественные  ученые: В.М. Бехтерев, С.Н. Булгаков, Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, А.И. Стронин и др.

Формирование принципов  и методов социологического анализа  причин, сущности и последствий войны  происходило в рамках различных  научных школ. При этом наиболее интенсивно эта работа осуществлялась сторонниками биологического подхода  к объяснению социальной природы  войн.

В этой связи наибольший интерес представляют исследования Я.А. Новикова, посвященные анализу  войны.

Критикую теории зарубежных апологетов войны - Густава Ратценхофера и Людвига Гумпловича, Новиков замечает, что закон Дарвина ни в коей мере не препятствует объединению человечества в федерацию, где все народы будут жить в мире между собой. Эти его взгляды получили дальнейшее развитие в отдельном монографическом труде, специально посвященном выяснению возможности создания федерации в Европе.

Однако, ни Новиковым, ни другими  социологами его времени вопрос об институционализации военной  социологии еще не рассматривается. К этим проблемам первыми обратились представители российской военной  науки, которые пытались самостоятельно выйти на путь "положительного знания".

Характерной тенденцией развития социологической науки в СССР в первый послеоктябрьский период стал рост числа прикладных и свертывание  фундаментальных теоретических  исследований.

Причинами вышеназванных  изменений являются гражданская  война и послевоенная разруха, а  также процесс становления и  развития в стране коммунистической идеологии, сопровождающейся вытеснением  представителей буржуазных концепций. Развернувшиеся в начале 1920-х годов  многочисленные исследования в значительной степени были лишены серьезного научного обеспечения и носили преимущественно  прикладной характер.

Данная тенденция действовала  и в развитии военной социологии. Следствием этого стало то, что  разрабатывавшиеся в предшествующий период теоретико-методологические основы военной социологии дальнейшего  развития практически не получили. Хотя отдельные шаги в означенном направлении предпринимались.

С точки зрения социологии представляет интерес осмысление А.Е. Снесаревым понятия "статистическая закономерность" применительно к социуму; установление им последовательности и содержание обработки данных анализа исследования социальных явлений; учеными были так же выявлены возможности линейных и условных распределений.

Вооруженные силы ученый рассматривал, как своего рода "выжимку" из населения  на случай войны, как "осколок народа, носитель навыков, государственности, упругости нервов". Отсюда и требование глубокого и всестороннего исследования народной массы под соответствующим  углом зрения, которое автор считал обязательным.

Снесарев не ограничился теоретическими разработками. Он принимал самое деятельное участие в создании органов военной статистики в Красной Армии.

В 1920-1930-е годы практиковались прессовые опросы читателей военных  периодических изданий. В 1924 году редакция "Военного вестника" принимает  попытки изучения читательского  спроса своих подписчиков, публикуя на страницах издания анкету прессового опроса.

Преимущественно эмпирический уровень всех этих исследований объясняется  их недостаточным теоретическим  обоснованием, неразработанностью исследовательских программ и инструментария, отсутствие подготовленных кадров. Счастливым исключением стало издание "Язык красноармейца", проведенное в войсках Московского военного округа 1924-1925 годах. Отчет о данной работе можно воспринимать как образец глубокого научного подхода к разработке программы и инструментария исследования, обработки и интерпретации полученных результатов.

Издание в конце 1920-начале 1930-х годов ряда теоретических  сборников ("Война и военное  искусство исторического материализма", "Очерки марксистско-ленинского учения о войне" и др.) знаменовало  завершение периода существования альтернативных теоретических подходов к анализу войны и армии, многие из которых теперь были объявлены "антинаучными".

К концу 1930-х годов прикладные исследования практически стали  свертываться, а теоретические наработки  в области военной социологии были заменены абстрактно-упрощенной системой догм и апологетикой.

Наступивший период институционального запрета социологии и прикладных исследований длился достаточно долго.

Три десятилетия фактического запрета на занятии социологией  с середины 1930-х и вплоть до начала 1960-х годов - в значительной степени  затормозили развитие военной социологии в СССР и привели к забвению предшествовавшего опыта.

Научная деятельность в данной области получила свое продолжение  в Русском Зарубежье - в трудах ученых, покинувших по разным причинам Родину.

Существенный вклад в  развитие американской и мировой  военной социологии внесли американские социологи русского происхождения  П.А. Сорокин и Н.С. Тимашев.

В своих исследованиях  Сорокин пришел к выводу, что в  мировой истории всплески военной  активности приходятся на периоды переходы народов от одного типа культуры к  другому, а также при столкновении различных систем культурных ценностей.

Другой точки зрения придерживался  Тимашев, который считал, что война  возникает вследствие сочетания  трех факторов:

1. Конфликта между государствами,

2. Неудачи попыток мирного  разрешения конфликта,

3. Веры каждой из сторон  в свою победу. [11]

Наряду с учеными-социологами  из среды русской эмиграции научное наследие которых еще ждет своих исследователей, значительный вклад в развитие военной социологии внесли и бывшие офицеры российской армии. Среди них, прежде всего, следует отметить ученого Н.Н. Головина.

В содержательном плане концепции  Головина включала обоснование научного статуса и места "социологии войны" в ряду общественных и военных  наук. Была определена ее проблематика, структура, задачи и пределы возможностей в решении конкретных проблем  социальной практики. Автором был  предложен набор социальных показателей  и индикаторов, необходимых для  исследования явлений войны, им же были сформированы методические приемы на основе привлечения в аппарат  социологии войны методов исторического, психологического и статистического  анализа. Особое место в работах  Н.Н. Головина занимает анализ "морального духа" войск.

Исходя из необходимости  развития новой отрасли научного знания, изучающей войну "как явление  социальной жизни", русский ученый предлагал свое определение ее предмета и задач: "социологическое исследование, объектом которого будет изучение процессов  и явлений войны с точки зрения существования, сосуществования, сходства и последовательности их. Иначе говоря, наука о войне должна представлять собою социологию войны". [12]

Другим русским военным  ученым Генерального штаба полковником  Р.К. Дрейлингом в работе "Психология войны" была разработана и обоснована система методов психологических исследований, применяемых непосредственно в боевой обстановке.

Информация о работе Социология в России