Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа
В заключении можно сказать что без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно подлинное возрождение науки во всей полноте ее теоретических и практических задач.
История социологии является наукой, которая, занимаясь изучением конкретных судеб отдельных ученых или целых научных школ, вырабатывает критерии объективной оценки господствовавшего в ту или иную эпоху интеллектуального и морального климата. Это ставит историю социологии в непосредственную связь с культурой, развитию и совершенствованию которой она в конечном итоге призвана служить.
Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Список литературы
Министерство культуры Республики Беларусь УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Социология в СССР
Контрольная работа
Семенович Лилия Игоревна
студентка заочной формы обучения
3 курса 311В группы
Минск, 2013
Содержание
Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития
социологии в России в период
доминирования тенденции
1.2 Этапы развития и
институционализации
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития
социологии организации и
Список литературы
Становление и
развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности
развития социологии в России
в период доминирования
Формирование и развитие
психологической тенденции в
социологии было обусловлено несколькими
факторами. Изменения, происходившие
в общественной и экономической
жизни разных государств, и прежде
всего бурное развитие в ряде стран
с развитым капиталистическим хозяйством
и обострение в них классовой
борьбы, вызывали необходимость изучения
причин и механизмов новых массовых
социальных процессов. Требовалось
более полное и научно обоснованное
истолкование исторического процесса,
выяснение конкретных характеристик
изменений в психическом
Немалую роль в распространении идей психологизма в отечественной социологии сыграли идеи западноевропейских и американских социологов (Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ф. Гиддинса и др.). Их труды переводились на русский язык и издавались в России с подробными комментариями благодаря активному и заинтересованному участию в этой работе известных русских социологов и историков Н.И. Караева, И.В. Лучицкого, В.М. Хвостова и прочих.
В развитии психологической
тенденции важную роль сыграло общее
понимание социологами
Как тенденция в изучении социальных явлений психологизм прочно укоренился в русской социологии к 90-м годам XIX века. Социально психологические особенности взаимодействия масс и личности. В России в систематизированном виде как проблему социологического знания первым начали исследовать уже в 1870-е годы П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский - крупные ученые социологи и выдающиеся общественные деятели. Особое значение придавали они изучению психической природы личности, благодаря которой и для которой только и может существовать общество. Личность - главная цель прогресса и важнейший критерий общественного развития. В соответствии с этим тезисом была сформулирована первостепенная задача социологии: как можно более полный и всесторонний анализ личности и характера ее взаимоотношений с обществом. [3]
Проблема личности занимает
центральное место в трудах представителей
субъективной социологии. Личность трактуется
ими как исходный элемент социальной
реальности (она обладает не только
биологическими и социальными, но и
психологическими характеристиками).
Личность как активный субъект способна
влиять на ход истории. Социальный прогресс
становиться возможным
В теоретико-методологической плане психологизм опирался на анализ духовной и психической деятельности людей, лежащей в основе развития и содержание общественной жизни (получило в литературе название психологического редукционизма). В явлении психологического редукционизма выделяют несколько типов:
"Коллективный психологизм"
- психическое взаимодействие
"Индивидуальный психологизм"
- изучение психологии индивида.
Социальные отношения
"Социальный психизм" - синтез двух предыдущих типов (Е.В. де Роберти).
"Латентный психологизм" - в основе лежит бихевиористская идея. Исходная единица анализа "социальные связи", "социальное общение", "взаимные услуги", "взаимодействие", что давало возможность любые социальные явления рассматривать как отношения межиндивидуальные (П. Сорокин, К. Тахтарев, А. Звоницкая).
Из русских социологов взаимоотношениям социологии и психологии больше других уделял внимание Е.В. де Роберти. Одну из важных задач социологии он видел в примирении биологизма с психологизмом (психологию и биологию рассматривал как основу социальных наук). Целью социологии считал познание законов психического взаимодействия, а главным объектом психическое взаимодействие людей. [4]
Н.И. Кареев считает что личность - центральное понятие социологии. Изучение проблем личности он считает главным призванием социологии. Обосновал важность для социологии такой психологической основы, в которой были бы учтены и индивидуальное, и общественное начала. Ядро коллективной психологии, согласно точке зрения Кареева, составляет психическое действие одного человека на другого. Психическое взаимодействие людей в обществе также становятся предметов тщательного изучения. Личность как субъект психических переживаний, мыслей и чувств, желаний и стремлений, берется в его теории за исходный пункт при изучении социальных процессов.
Приверженцы марксистской социологии,
прежде всего Г.В. Плеханов подвергали
критике психологизм
В связи с разработкой основ теории личности Плеханов дал определение одной важной закономерности, получившей у него название случайности второй степени: уникальные черты личностей, в силу объективных обстоятельств оказывающихся выдвинутыми в центр исторических событий, определяют конкретное лицо этих событий. Их влияние формирует вкусы и настроение в обществе, систему ценностей и приоритетов, существенных для развития определенных сфер жизни, но не первостепенных с точки зрения объективного хода истории. [5]
1.2 Этапы развития
и институционализации
Становление любой науки
связано с ее институционализацией,
то есть приобретением данной наукой
всех атрибутов социального
появление и рост разного рода публикаций, а также создание специализированных периодических;
включение новой науки в систему образования;
создание как национальных, так и межнациональных обществ и ассоциаций, а также различных специализированных научных учреждений.
Процесс внутренней институционализации
любой науки, в том числе и
социологии, означает формирование самосознания
ученых, совершенствование
Прохождение процесса институционализации социологии как науки, по мнению Г.С. Батыгина, условно можно разбить на пять основных этапов:
Первый этап - 1860-1890 гг.
Второй этап - 1890 г. - начало XX в.
Третий этап - первая четверть XX в.
Четвертый этап - 20-е - 30-е годы XX в.
Пятый этап - конец, 50-х - 90-е годы XX в.
Первый этап (1860-1890 гг.). Развитие социологии в России, так же как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О. Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е годы началась широкая популяризация позитивизма в России. Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторической эволюции человеческого общества. Во время первого этапа появление новой науки было встречено довольно настороженно правящей бюрократией. В России со стороны властей с самого начала к социологии сложилось негативное отношение.
Систематическое социологическое образование во многих западных странах начало появляться в последней трети прошлого века. В это время в Европе, Америке и России предпринимаются первые попытки ввести преподавание социологии в высших учебных заведениях. Это был период самоопределения социологии как научной дисциплины и начало ее институционализации. В России первый специальный курс лекции о О. Конте был прочитан уже в конце 70-х годов XIX века И. В Лучицким.
В начальный период звучали
многочисленные возражения против социологии
как новой самостоятельной
Второй этап (1890-е г. - начало
XX в). В конце XIX века позитивистская
социология в России столкнулась
с глубокими теоретическими трудностями.
Кризис механического естествознания
приводит к усилению антипозитивистского
течения, которое выступило против
изучения общества с помощью естественнонаучных
методов, против сближения социологии
с естествознанием. Они считали
невозможным рассматривать
ортодоксальное ядро (социологическая гносеология) - А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский;
концепция, близкая к философскому иррационализму (субъективно-нормативная) - П.И. Новгородцев, (В.М. Хвостов);
вариант “индивидуального
психологизма” (психологическая
Шло дальше развитие и марксистской социологии (исторического материализма). Марксизм стал рассматриваться как возможный вариант, возникающий при объяснении и поиске путей эволюции России.
Третий этап (первая четверть XX века). Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм - А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин.
В годы столыпинской реакции социология вновь была зачислена в разряд “нежелательных областей знания”. Несмотря на все препятствия со стороны правительства, русские профессора, увлеченные социологической наукой, не хотели отставать от Запада и развернули кампанию за преподавание социологии в русской высшей школе. Для того чтобы успокоить правительство, они стали утверждать, что социология - это наука, которая выступает за “общественную солидарность", “прочный общественный порядок", “вызывает опасения самых левых течений общественной мысли". Но, несмотря на все старания ученых, русское самодержавие до самой революции так и не смогло понять научную и социальную функции, которые были присущи социологии. Гонения социологии со стороны правительства привели к значительному отставанию русской социологической мысли от западноевропейской.