Социология в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

В заключении можно сказать что без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно подлинное возрождение науки во всей полноте ее теоретических и практических задач.
История социологии является наукой, которая, занимаясь изучением конкретных судеб отдельных ученых или целых научных школ, вырабатывает критерии объективной оценки господствовавшего в ту или иную эпоху интеллектуального и морального климата. Это ставит историю социологии в непосредственную связь с культурой, развитию и совершенствованию которой она в конечном итоге призвана служить.

Содержание

Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 61.72 Кб (Скачать)

Министерство культуры Республики Беларусь УО «Белорусский государственный  университет культуры и искусств»

 

Социология в  СССР

Контрольная  работа

 

 

 

 

 

 

Семенович Лилия Игоревна

студентка заочной формы обучения

       3  курса    311В        группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

 

Содержание

Глава 1. Становление и  развитие социологии в России XX века

1.1 Особенности развития  социологии в России в период  доминирования тенденции психологизма

1.2 Этапы развития и  институционализации социологии  в России

Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления

2.1 Социология семьи и  образования

2.2 Возникновение и становление  военной социологии в России

2.3 Особенности развития  социологии организации и социологии  религии в России

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Становление и  развитие социологии в России XX века

1.1 Особенности  развития социологии в России  в период доминирования тенденции  психологизма

Формирование и развитие психологической тенденции в  социологии было обусловлено несколькими  факторами. Изменения, происходившие  в общественной и экономической  жизни разных государств, и прежде всего бурное развитие в ряде стран  с развитым капиталистическим хозяйством и обострение в них классовой  борьбы, вызывали необходимость изучения причин и механизмов новых массовых социальных процессов. Требовалось  более полное и научно обоснованное истолкование исторического процесса, выяснение конкретных характеристик  изменений в психическом состоянии  и поведении больших социальных групп. Солидарную поддержку развитию психологизма в России оказали исследования в области изучения физиологии высшей нервной деятельности И.В. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Эти  выдающиеся русские ученые конца XIX-начала XX века стояли у истоков современной  научной психологии. В их трудах впервые получили детальную разработку внутренние психические процессы, их связи с действием внешних  раздражителей и окружающей среды, а также анализировалась роль последних в формировании психики. При этом ученые русской школы  выступали против переноса принципов  психологии в социальные науки. Данное требование было сформулировано В.М. Бехтеревым, который подчеркивал, что "социология изучает установки самой общественной жизни, социальные явления, их причины  и следствия, не задаваясь вовсе  целью проникнуть в психологический  механизм этих явлений". [1] Изучение последнего ученый относил к сфере  социальной психологии.

Немалую роль в распространении  идей психологизма в отечественной  социологии сыграли идеи западноевропейских и американских социологов (Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ф. Гиддинса и др.). Их труды переводились на русский язык и издавались в России с подробными комментариями благодаря активному и заинтересованному участию в этой работе известных русских социологов и историков Н.И. Караева, И.В. Лучицкого, В.М. Хвостова и прочих.

В развитии психологической  тенденции важную роль сыграло общее  понимание социологами необходимости  аргументированной критики биологической  теорий в социологии и крайностей эволюционизма. [2]

Как тенденция в изучении социальных явлений психологизм  прочно укоренился в русской социологии к 90-м годам XIX века. Социально психологические  особенности взаимодействия масс и  личности. В России в систематизированном  виде как проблему социологического знания первым начали исследовать уже  в 1870-е годы П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский - крупные ученые социологи и выдающиеся общественные деятели. Особое значение придавали они изучению психической природы личности, благодаря которой и для которой только и может существовать общество. Личность - главная цель прогресса и важнейший критерий общественного развития. В соответствии с этим тезисом была сформулирована первостепенная задача социологии: как можно более полный и всесторонний анализ личности и характера ее взаимоотношений с обществом. [3]

Проблема личности занимает центральное место в трудах представителей субъективной социологии. Личность трактуется ими как исходный элемент социальной реальности (она обладает не только биологическими и социальными, но и  психологическими характеристиками). Личность как активный субъект способна влиять на ход истории. Социальный прогресс становиться возможным благодаря  деятельности отдельных личностей и зависят от того, какие цели они ставят. По нашему мнению, прогресс общества может зависеть и зависит от деятельности отдельной личности, но, нам кажется, что отделять личность от общества не имеет смысла, так как деятельность личности будет просто бездеятельностью, если не будет объекта, на который направлена эта деятельность, то есть нет общества, нет прогресса, нет влияние отдельной личности. Личность и общество взаимосвязаны, и как личность влияет на общество, так и общество влияет на личность. Поэтому принижать роль общества не имеет смысла.

В теоретико-методологической плане психологизм опирался на анализ духовной и психической деятельности людей, лежащей в основе развития и содержание общественной жизни (получило в литературе название психологического редукционизма). В явлении психологического редукционизма выделяют несколько типов:

"Коллективный психологизм" - психическое взаимодействие людей,  вызываемое потребностью индивидов  в общении, приводит к формированию  коллективной психики (С.Н. Южаков  и Н.Н. Кареев).

"Индивидуальный психологизм" - изучение психологии индивида. Социальные отношения трактуются  здесь как отношения личностей.  Внимание исследователя сосредоточено  на изучении особенностей форм  участия личности в социальной  жизни общества (Л. И Петражицкий, В.М. Хвостова и др.).

"Социальный психизм" - синтез двух предыдущих типов  (Е.В. де Роберти).

"Латентный психологизм" - в основе лежит бихевиористская идея. Исходная единица анализа "социальные связи", "социальное общение", "взаимные услуги", "взаимодействие", что давало возможность любые социальные явления рассматривать как отношения межиндивидуальные (П. Сорокин, К. Тахтарев, А. Звоницкая).

Из русских социологов взаимоотношениям социологии и психологии больше других уделял внимание Е.В. де Роберти. Одну из важных задач социологии он видел в примирении биологизма с психологизмом (психологию и биологию рассматривал как основу социальных наук). Целью социологии считал познание законов психического взаимодействия, а главным объектом психическое взаимодействие людей. [4]

Н.И. Кареев считает что личность - центральное понятие социологии. Изучение проблем личности он считает главным призванием социологии. Обосновал важность для социологии такой психологической основы, в которой были бы учтены и индивидуальное, и общественное начала. Ядро коллективной психологии, согласно точке зрения Кареева, составляет психическое действие одного человека на другого. Психическое взаимодействие людей в обществе также становятся предметов тщательного изучения. Личность как субъект психических переживаний, мыслей и чувств, желаний и стремлений, берется в его теории за исходный пункт при изучении социальных процессов.

Приверженцы марксистской социологии, прежде всего Г.В. Плеханов подвергали критике психологизм представителей субъективной школы. Плеханов подчеркивал  односторонность их взгляда на общество, его субъективно - идеалистическую  сущность. Предметом споров в среде  обществоведов стал вопрос о психологических  и экономических факторах исторического  процесса, о роли личности в истории.

В связи с разработкой  основ теории личности Плеханов дал  определение одной важной закономерности, получившей у него название случайности  второй степени: уникальные черты личностей, в силу объективных обстоятельств  оказывающихся выдвинутыми в  центр исторических событий, определяют конкретное лицо этих событий. Их влияние  формирует вкусы и настроение в обществе, систему ценностей  и приоритетов, существенных для  развития определенных сфер жизни, но не первостепенных с точки зрения объективного хода истории. [5]

 

1.2 Этапы развития  и институционализации социологии  в России

Становление любой науки  связано с ее институционализацией, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института. Выделяются две формы институционализации: внешняя и внутренняя. В процессе внешней институционализации науки  можно выделить три основных направления, последовательное развитие которых  углубляет институционализацию:

появление и рост разного  рода публикаций, а также создание специализированных периодических;

включение новой науки  в систему образования;

создание как национальных, так и межнациональных обществ  и ассоциаций, а также различных  специализированных научных учреждений.

Процесс внутренней институционализации  любой науки, в том числе и  социологии, означает формирование самосознания ученых, совершенствование организационной  структуры науки, наличие устойчивого  разделения труда внутри новой научной  дисциплины, т.е. появление всего  того, что существенно способствует процессу производства и систематизации знаний в данной области познания.

Прохождение процесса институционализации  социологии как науки, по мнению Г.С. Батыгина, условно можно разбить на пять основных этапов:

Первый этап - 1860-1890 гг.

Второй этап - 1890 г. - начало XX в.

Третий этап - первая четверть XX в.

Четвертый этап - 20-е - 30-е  годы XX в.

Пятый этап - конец, 50-х - 90-е  годы XX в.

Первый этап (1860-1890 гг.). Развитие социологии в России, так же как  и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О. Конта  были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е годы началась широкая  популяризация позитивизма в  России. Теоретическую основу позитивизма  составляли идеи об исторической эволюции человеческого общества. Во время  первого этапа появление новой  науки было встречено довольно настороженно правящей бюрократией. В России со стороны  властей с самого начала к социологии сложилось негативное отношение.

Систематическое социологическое  образование во многих западных странах  начало появляться в последней трети  прошлого века. В это время в  Европе, Америке и России предпринимаются  первые попытки ввести преподавание социологии в высших учебных заведениях. Это был период самоопределения  социологии как научной дисциплины и начало ее институционализации. В  России первый специальный курс лекции о О. Конте был прочитан уже в конце 70-х годов XIX века И. В Лучицким.

В начальный период звучали  многочисленные возражения против социологии как новой самостоятельной науки  общего характера. Социологию или сводили  к какой-либо уже сложившейся  конкретной науке, либо представляли как  совокупность всех конкретных наук. Это  было связано с рядом причин. Одна из главных причин была связана с  мнением о том, что социология не имеет своего специфического объекта  изучения, а поэтому она способна только суммировать выводы, полученные другими науками. Другой причиной было то, что первые русские социологи  не имели специальной социологической  подготовки, что было свойственно  на первом этапе и для других стран.

Второй этап (1890-е г. - начало XX в). В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась  с глубокими теоретическими трудностями. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского  течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Они считали  невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно - натуралистический  процесс. Неокантианство в России условно  можно разбить на три группы:

ортодоксальное ядро (социологическая  гносеология) - А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский;

концепция, близкая к философскому иррационализму (субъективно-нормативная) - П.И. Новгородцев, (В.М. Хвостов);

вариант “индивидуального психологизма” (психологическая интерпретация  неокантианства) - Л.И. Петражицкий и его последователи.

Шло дальше развитие и марксистской социологии (исторического материализма). Марксизм стал рассматриваться как  возможный вариант, возникающий  при объяснении и поиске путей  эволюции России.

Третий этап (первая четверть XX века). Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской  социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм - А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин.

В годы столыпинской реакции социология вновь была зачислена в разряд “нежелательных областей знания”. Несмотря на все препятствия со стороны правительства, русские профессора, увлеченные социологической наукой, не хотели отставать от Запада и развернули кампанию за преподавание социологии в русской высшей школе. Для того чтобы успокоить правительство, они стали утверждать, что социология - это наука, которая выступает за “общественную солидарность", “прочный общественный порядок", “вызывает опасения самых левых течений общественной мысли". Но, несмотря на все старания ученых, русское самодержавие до самой революции так и не смогло понять научную и социальную функции, которые были присущи социологии. Гонения социологии со стороны правительства привели к значительному отставанию русской социологической мысли от западноевропейской.

Информация о работе Социология в России