Социология управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на следующие вопросы:
Социология управления как отрасль социального знания.
Социальное управление как разрешение противоречий между управляющей и управляемой системами.
Социальные функции социологии управления.
Роль потребностей в управлении. Теория А. Маслоу.
Социально-ролевой конфликт.
Структурные элементы конфликта в управлении.
Формы производственных конфликтов.
Функции социальных институтов.
Признаки социальной организации
Полномочия в системе управления. Виды полномочий.
Соотношение власти и авторитета.
Диагностика организационной культуры.
Социальное прогнозирование. Сущность.

Работа содержит 1 файл

Социология управления-теория.doc

— 709.00 Кб (Скачать)

    Производственный  конфликт втягивает в свою орбиту многих лиц. Прежде всего это члены организации: ее владельцы, директорат и руководители разного уровня, консультанты, непосредственные исполнители и вспомогательный персонал. Другой группой являются сторонние лица, добровольно или случайно ставшие участниками событий и поддерживающие одну из сторон — партнеры, конкуренты, профессиональные союзы, общественные объединения, семьи. Третью группу образуют те, кто заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта и пытаются помочь этому — посредники, арбитры, представители властей. Наконец, четвертую группу составляют нейтралы — любопытствующие, наблюдатели за соблюдением законности, симпатизирующие той или другой стороне, а также случайные жертвы.

    Производственные  конфликты (скрытые и открытые) могут  осуществляться в следующих основных формах: образование клик, забастовка, саботаж, интриги.

    Кликой называется группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций.

    Интрига — это нечестное запутывание окружающих с целью вынудить их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых она направлена. Орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через «третьи руки», очерняющая или обеляющая людей и их поступки.

    Забастовка это временное организованное прекращение работы, открытый коллективный отказ от нее и выдвижение совместных требований с целью выражения недовольства рядовых работников. Как правило, это заранее спланированное действие, хотя при крайнем обострении отношений забастовка может вспыхнуть стихийно.

    Забастовки  бывают законными и незаконными (к последним относят сидячие; с применением насилия; с нарушением требований законодательства или контракта).

    Выделяют  следующие формы забастовок:

  • прекращение работы и уход с рабочего места;
  • работа по правилам (итальянская забастовка), неукоснительное соблюдение которых нарушает нормальный ход трудового процесса из-за нестыковок, быстро преодолевать которые неформальными методами персонал как раз и отказывается. Такая забастовка не регулируется законом, что не позволяет привлекать работников к ответственности;
  • замедленная работа, например в темпе, составляющем половину от нормального;
  • пульсирующая забастовка (люди работают неполное время, например час в смену, или отдельными группами);
  • оккупационная забастовка (работа прекращается, но все находятся на своих местах);
  • активная забастовка (работа по-своему).

    На  стадии забастовки могут иметь место  разнонаправленные действия: частичная  или полная остановка производства и эскалация конфликта, или наоборот, переговоры, ведущие к его урегулированию, прекращению забастовки и возвращению на рабочие места.

    Существует  несколько путей выхода из забастовки, в частности: «слом» ее участников с  помощью силы; полное или частичное  удовлетворение их требований; постепенное угасание под влиянием семей или бойкота хозяев; организованное отступление.

    Преодоление забастовки с помощью силы или  маневра может иметь различные  формы и самые неоднозначные  последствия:

  • судебное преследование организаторов и участников имеет результатом снижение дисциплины, пьянство, взрыв эмоций;
  • устранение лидера (подкуп, удаление) ведет к дезорганизации и затуханию противостояния, но снижению в последующем и трудовой активности;
  • призыв властей к прекращению забастовки может не только возыметь в прямом смысле действие, но и привести к расколу бастующих, или наоборот — их сплочению;
  • организация штрейкбрехерства или локаут приводит к расколу в коллективе, столкновениям или затуханию забастовки;
  • силовые действия властей имеют следствием ее слом, или, наоборот, эскалацию;
  • полное или частичное удовлетворение требований бастующих бывает связано с улучшением взаимодействия администрации с работниками, профсоюзами, общественностью, решением социальных и экономических проблем коллектива. Оно также неоднозначно по своим последствиям: может привести и к появлению удовлетворенности, и к выдвижению дополнительных требований, и к продолжению забастовки.
 

    23. Функции социальных  институтов.

    Явные функции социальных институтов носят  преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу.

    Основной, общей функцией любого социального  института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых  он был создан и существует. Для  осуществления этой функции каждому  институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции; функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция; интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция.

    1. Функция закрепления и воспроизводства  общественных отношений - это  система правил и норм поведения,  закрепляющих, стандартизирующих поведение  каждого члена института и  делающих это поведение предсказуемым. 

    2. Регулятивная функция - это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).

    3. Интегративная функция - это процессы  сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

    4. Транслирующая функция - это передача  социального опыта приходящим  в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

    5. Коммуникативная функция - это  распространение произведенной  в институте информации как  внутри института с целью управления  и контроля за соблюдением  норм, так и передача ее при  взаимодействии с другими институтами. Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.

    Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят  непреднамеренный характер и их последствия  осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.

    Очень часто на практике некоторые институты  продолжают существовать, хотя они  не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени.

    Социальные  институты, как отмечает Я.Щепаньский, в общественной жизни выполняют  следующие функции или задачи:

    - создают возможность индивидам  удовлетворить различные свои  потребности; 

    - регулируют действие индивидов  в рамках социальных отношений,  то есть обеспечивают выполнение  желаемых действий и осуществляют  наказание за совершение нежелательных  действий;

    - определяют и поддерживают общественный  строй своей системой социальных  регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);

    - производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности. 

    26. Признаки социальной  организации.

    Социальная  организация - это непрерывная система  дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся  в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое.

    Социальная  организация:

    • Во-первых, это «искусственное объединение  институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции», т.е. в данном случае под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу.

    • Во-вторых, это «определенная деятельность по организации, включающая в себя распределение  функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.». В данном случае под организацией понимается уже  определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой — контингента организуемых. Подобного рода деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание», и она направлена исключительно на достижение эффекта синергии. В таком значении термин «организация» совпадает с термином «управление», хотя полностью его не исчерпывает.

    • В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов». В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень внутренней упорядоченности и согласованности элементов той или иной социальной системы. Это позволяет выделить три разных значения термина организация, организация — как объект, как деятельность по организации и как свойство объекта.

    Первое  значение — организация как объект является ключевым. Определяющим признаком социальной организации является то, что «организация есть целевая общность». Социальная организация является предметом изучения как социологии, так и философии, психологии, политологии, экономики и ряда других наук.

    Признаки  социальной организации:

    1.целевая  общность, создаваемая как инструмент  решения общественных задач; 

    2.человеческая  общность как совокупность социальных  групп, статусов, норм, отношений  лидерства, сплочённости, конфликтности; 

    3.безличная структура связей и норм, которая предопределяется административными и культурными факторами, т.е. предполагает формализацию или целенаправленное формирование стандартных безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. 

    29. Полномочия в системе  управления. Виды  полномочий.

      Полномочия  это право распоряжаться ресурсами  предприятия (материальными, финансовыми) и давать управленческие указания подчиненным.

      Директора предприятия полномочиями наделяют собственники предприятия (акционеры, участники общества с ограниченной ответственностью).

      Полномочия  первого руководителя юридически закрепляются в уставе предприятия, контракте, в  положении о (генеральном) директоре  компании и т.д. Директором определяются полномочия других сотрудников фирмы.

      Различают 2 типа полномочий:

    • линейные полномочия;
    • штабные полномочия.

      Линейными полномочиями обладает линейный персонал. Штабными полномочиями обладает штабной  персонал.

    

      В отличие от линейных существует значительное количество разновидностей штабных полномочий. Остановимся на них более подробно.

      Рекомендательные  полномочия.

      Если  штабной персонал (например, работники  отдела маркетинга) обладает рекомендательными  полномочиями, это значит, что линейный персонал обращается к сотрудникам  отдела маркетинга за советом, рекомендациями, по своему усмотрению, по мере необходимости. Однако линейные руководители не обязаны на самом деле следовать рекомендациям штабного аппарата.

Информация о работе Социология управления