Социология управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на следующие вопросы:
Социология управления как отрасль социального знания.
Социальное управление как разрешение противоречий между управляющей и управляемой системами.
Социальные функции социологии управления.
Роль потребностей в управлении. Теория А. Маслоу.
Социально-ролевой конфликт.
Структурные элементы конфликта в управлении.
Формы производственных конфликтов.
Функции социальных институтов.
Признаки социальной организации
Полномочия в системе управления. Виды полномочий.
Соотношение власти и авторитета.
Диагностика организационной культуры.
Социальное прогнозирование. Сущность.

Работа содержит 1 файл

Социология управления-теория.doc

— 709.00 Кб (Скачать)

  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

    1. Социология управления  как отрасль социального  знания.

    Социология  управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений. Она  изучает органы управления - государственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организации.

    Социология  управления охватывает все сферы  жизни и деятельности человека, в  том числе экономику, политическую и духовную сферы, включает в себя государственное и муниципальное управление.

    Другая  группа проблем социологии управления – это социальные цели управления, с точки зрения социальных критериев, их соответствие интересам и желаниям управляемых, анализ социальных последствий, принимаемых управленческих решений, отношение к ним исполнителей, система учета интересов, мнений, предложений работников. Важное место в ней занимает изучение проблем дисциплины, ответственности, исполнительности, поскольку соответствующие явления рассматриваются не просто как социальные качества личности, а как выражение определенных социальных отношений, которые возникают в процессе управления.

    Объектом  социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной,  социокультурной)  или  организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

    Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов  управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

    Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных  и общественных, прежде всего как социальных систем:

    1.  весь комплекс подбора, расстановки,  формирования управленческих кадров;

    2.  отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;

    3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

    4. анализ и оценку социальных  последствий принимаемых управленческих  решений, определение эффективности управленческих действий;

    5. изучение и совершенствование  социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный  объект (управляемую подсистему) для  сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

    Определив особенности социологии управления как специальной социологической  теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи.

    Первая  из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся  социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются  особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

    Вторая  задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

    Третья  задача социологии управления обусловлена  необходимостью объяснить, почему в  системе и структуре управленческой  деятельности  появляются  те   или  иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

    Но  если мы сумеем определить тенденции  развития управленческой деятельности и оценить важность, практическую значимость новых управленческих теорий, их конструктивность и эффективность, перспективы их применения более или менее отдаленном будущем, то это означает, социология управления способна решить еще одну, четвёртую задачу. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развита управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования

    А это означает, что определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего  развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и пятую  свою задачу - сформулировать научно обоснованные рекомендации  по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности. 

    3. Социальное управление  как разрешение  противоречий между  управляющей и  управляемой системами.

    Самое краткое и самое общее определение  социального управления можно сформулировать так: управление системой - это целенаправленное воздействие на нее, переводящее систему из одного состояния в другое.

    Или, иными словами, управление есть функция  системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (совокупности свойств, утрата которых приводит к  разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.

    Системой  управления называют систему, в которой  осуществляются указанные функции  управления и в которой всегда можно выделить как минимум две подсистемы: управляющую (субъект) и управляемую (объект).

    Наряду  с управляющими воздействиями всякая система испытывает и возмущающие  воздействия, нарушающие необходимый, нормальный режим функционирования. Они могут быть как внешними (стихийные бедствия, перебои в снабжении, преступные посягательства посторонних лиц и т. п.), так и внутренними (производственные конфликты, аварии и т. п.).

    Поэтому управляющие воздействия осуществляются обычно на основе алгоритма управления, построенного с учетом возможных возмущающих воздействий и необходимых реакций на них.

    Управляющее воздействие может быть внутренним, т. е. исходящим от одного из элементов  самой управляемой системы. В  таком случае управление называют внутренним управлением, или самоуправлением. Примеры: управление кафедрой со стороны заведующего кафедрой, управление спортивной командой со стороны капитана команды, управление организмом и поведением человека со стороны мозга, управление компьютером со стороны процессора.

    Управляющее воздействие может быть оказано на систему и извне, другой системой. В этом случае орган управления является элементом не управляемой системы, а управляющей системы более высокого ранга или большего масштаба. Такое управление называют внешним управлением, или просто управлением (в отличие от самоуправления). Примеры: управление кафедрой со стороны декана факультета или управление факультетом со стороны ректора университета, управление полетом космического корабля со стороны наземного центра управления.

    Существуют  два основных типа управления, которые обычно сочетаются, но при преобладании одного из них.

    Первый  тип управления - это прямое управление, которое осуществляется непосредственным воздействием на саму управляемую систему. Объектом управления является только сама управляемая система, на которую действуют либо убеждением, либо принуждением, либо иными методами и средствами. Примером такого управления может служить «командно-административный стиль» управления. Он ни хорош и ни плох сам по себе. В одних условиях он является единственно возможным, незаменимым (в вооруженных силах, например), в других-допустимым или недопустимым, вредным. В разумных пределах он во многих случаях оправдан, а потому всегда существовал и будет существовать. Второй тип управления - косвенное управление, т. е. воздействие не на саму управляемую систему, а на те внешние (для нее) условия, в которых она находится и функционирует. Изменяя в нужном направлении эту среду, эту обстановку, можно создать такие условия, при которых в том же направлении будут развиваться и сама управляемая система, и ее деятельность. Примером могут служить экономические методы управления, которые и состоят в изменении экономических условий, в создании наиболее благоприятной обстановки для движения в желаемом направлении. 

    7. Социальные функции  социологии управления.

      

      Из  таблицы видно, что с помощью управления в общем случае осуществляется два вида деятельности – основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации. Основная (производственная) деятельность осуществляется в рамках действующих структур с помощью функций и методов традиционного менеджмента. Деятельность, связанная с выживанием и развитием организации требует управления проблемами организации и управления развитием, для чего необходимы разработка и принятие управленческих решений. Наконец, поскольку легитимное управление осуществляется путем законодательного закрепления принимаемых управленческих решений, то необходимы также функции управления правоохранительной деятельностью. Таким образом, функции социального управления включают как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением.

      Правовое  регулирование означает способность  решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме  того, правовое регулирование предусматривает  законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.

      Структурное регулирование означает способность  решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных  структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.

      Ценностное  регулирование заключается в  целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы  организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей

      Управление  инновациями заключается в разработке и внедрении собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций.

      Межорганизационное  регулирование означает способность  решать общие проблемы путем объединения  нескольких организаций на временной или постоянной основе. Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.

      Планирование - наиболее существенная из управленческих функций, ибо она прежде всего состоит в выборе цели и стратегии деятельности, а также существенно влияет на все остальные функции, поскольку они выполняются «в соответствии с планом».

      Функция планирования главным образом заключается в подготовке и принятии управленческих решений. Естественно, что в ходе изучения всех возможных вариантов решения, как правило, применяется прогнозирование возможных последствий по каждому из рассматриваемых вариантов. При подготовке ответственных решений в наше время уже нельзя опираться только на интуицию, здравый смысл или субъективные мнения; необходимы анализы и прогнозы с использованием современных научных методов и технических средств.

      Планирование  предполагает ряд этапов: оценка ситуации и обстановки; определение цели и  задач; прогнозирование возможных  последствий; определение наиболее целесообразных альтернатив; сравнение альтернатив; выбор оптимальной альтернативы, т. е. принятие решения; формулирование плана деятельности; детализация и уточнение (математизация) плана деятельности.

      Организация - это деятельность (организация-функция), направленная на создание необходимой структуры управляемого объекта (организации-структуры).

Информация о работе Социология управления