Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
Каждая из крупных социологических теорий религии представляла в качестве итогов своего анализа прогноз о дальнейших судьбах религии, и чаще всего этот прогноз был не утешительным. Ученые предвещали упадок, а впоследствии и исчезновение религии как ненужный, а иногда и мешающий общественному развитию социальный феномена.
Введение.
Глава Определение религии.
Определение религии.
Взаимодействие религии как символической системы с обществом.
Глава Социологическая теория религии
Социология религии Макса Вебера
Религиозное объяснение социальных действий. Религия спасения.
Расколдование мира.
Рационализация человеческой деятельности.
Харизма и магия.
Магия и религия.
Протестантская этика и дух капетализма.
Аскеза - мирская и внемирская.
Глава. Будущее религии.
Теории отмирания религии.
Заключение
Список литературы
«Один
тип - конфуцианство и даосизм, религии
Китая - это религии приспособления к миру,
два других - религии неприятия мира:
индуизм и буддизм, религии Индии - это
религии бегства от мира', иудаизм и христианство,
возникшие на Ближнем Востоке и впоследствии
распространившиеся по всему миру, - это
религии овладения миром. В каждой из этих
религий уживаются, образуя неповторимый
сплав, противоречивые тенденции, определяя
соответствующий образ и стиль жизни больших
масс людей» [7].
«Мировые религии - это этические религии, религии спасения. Каждая по-своему учит служить добру и отвергать зло. Каждой свойственен свой тип рациональности, определяющий общее направление дальнейшей рационализации как "картины мира", системы взглядов, культурных ценностей, так и социальной деятельности в ее разнообразных формах. С точки зрения Вебера, бессмысленно говорить о функции религии вообще, поскольку социальные последствия функционирования разных религий в разных социальных контекстах весьма различны»[6, с.159]. Скажем, в рамках христианской традиции складываются существенно различающиеся способы рационализации социальной деятельности. Католицизм - лютеранство - кальвинизм предстают в веберовской интерпретации как ступени углубления развивающегося процесса рационализации, как продвижение по пути "расколдования мира". Начало этого процесса было переход от магии к религии. Этот сдвиг стал решающим, положив начало процессу дифференциации различных типов религиозно-этического отношения к миру.
«По мере усиления напряженности между двумя мирами - "миром дольним" и "миром горним" - происходит религиозное обесценение посюстороннего мира, святое уходит из него. Хотя и не сразу, "этот мир" оказывается в распоряжении человека - как его мастерская».[4, с.160]
Для
Вебера изучение вклада протестантизма
в капиталистическое развитие Запада
- только часть анализа влияния
разных религий на экономическое
развитие и социальную жизнь в
целом в разных культурах. Анализируя
восточные религии, Вебер приходит
к выводу, что они явились барьером,
который помешал
В
начале своих исследований Вебер
сосредоточился на анализе связи
между религиозно-этическими принципами
и формами экономической
2.1.2 Расколдование
мира.
На самом деле "расколдование
мира" Вебер понимает как процесс,
в результате которого из
2.1.3 Рационализации человеческой деятельности.
Социальное действие может
В
анализе первобытной религии
главную роль играет традиционализм,
связанный, как устанавливает Вебер,
с ритуалом и сакрализацией (освященностью)
признаваемого законным порядка. Однако
и на этой стадии в какой-то степени
уже действует норма
2.1.4 Харизма и магия.
Вебер
решает поставленный им вопрос о мотивации
поддержания порядка, а шире - о
природе традиционалистского
Харизма,
как отмечает Вебер, может быть -
и только в этом случае она в
полном смысле заслуживает своего наименования
- природным даром, присущим объекту
или лицу, обрести который невозможно
никакими усилиями, но она может
быть и искусственно сообщена объекту
или лицу какими-либо, конечно, необычными
средствами. В последнем случае предполагается,
что харизматические
Сама
харизма не есть некая скрытая
от глаз, где-то за вещами упрятанная сущность
- напротив, харизма - наблюдаема в своих
проявлениях. Но в отличие от обычных
это такое качество, которое люди
придают некоторым людям и
вещам, связывая их со "сверхъестественными".
Другими словами, помещая их в
необычную систему отсчета - религиозную,
т.е. такую, в которой человеческие
интересы оказываются неразрывно связанными
с представлениями о
Люди все чаще стремятся получить реальные результаты посредством символических действий, в сферу магического символизма втягиваются все виды человеческого действия. Магическое поведение должно повторяться в проверенной форме и не допускать малейшего отклонения, которое может сделать всю процедуру недействительной. Этим обстоятельством Вебер объясняет тот факт, что даже внутри рационализированных религий противоречия догматического характера переносятся легче, чем нововведения в символике, которые могут помешать действенности магических актов.
Магическая
практика связана со стереотипизацией
социальной деятельности, стандартизацией
поведения. "Стереотипизация религией
продуктов изобразительного искусства,
- древнейшая форма стилизации, - непосредственно
обусловлена магическими
Харизма
проявляется в таком
На основании опыта, связанного с оргиями и, конечно, под влиянием профессиональной практики колдуна с развитием мышления появляется представление о ««душе» в качестве некоей сущности, отличной от предмета, так же присутствующей позади, вблизи или внутри природных объектов, как в человеческом теле присутствует нечто, покидающее его во сне, в беспамятстве, в экстазе и в смерти» [3,с.80].
Уже на первой, более простой стадии абстракции, существует представление о «сверхчувственных» силах, способных вмешиваться в судьбы людей, подобно тому как люди вмешиваются в события внешнего им мира. Однако «боги» и «демоны» еще не имеют ни личных качеств, ни длительного существования, часто они даже лишены определенного наименования. Здесь учёный просто отмечает в качестве результата определенного процесса появление, с одной стороны, представления о «душе», с другой - о «богах» и «демонах». Особенным является то, что теперь в жизни играют роль не только вещи и события, которые существуют и происходят, но кроме них и такие, которые что-то «означают». Тем самым колдовство превращается из прямого воздействия силы в символику. Таким образом, уже на этой стадии бытует представление о "сверхчувственных" силах, способных вмешиваться в судьбы людей, подобно тому как люди вмешиваются в события внешнего им мира.
Магия
использует два способа воздействия
на сверхчувственные силы: один сводится
к попыткам заставить эти силы
служить целям людей, другой - заслужить
их благоволение жертвоприношениями.
Жертва является магическим действием
в том случае, если она рассматривается
как средство принуждения богов
к желательным для людей
Магически мотивированные нормы поведения, соблюдение многочисленных запретов и предписаний, этически индифферентны.
«Мотивы колдовства весьма трезвы и рациональны. "Do ut des" ("даю, чтобы ты дал" - в пер. с лат.) - таково основное правило магически мотивированных действий и в целом - повседневной и массовой религиозности всех времен и народов во всех религиях: "устранение "посюсторонних" внешних бед и дарование "посюсторонних" внешних преимуществ - таково содержание всех обычных "молитв ", даже в самых "потусторонних" религиях"» [1, с. 98]. Те формы отношения к сверхчувственным силам, выражением которых служат просьба, жертвоприношение, поклонение, можно определить как «религию» и «культ» в отличие от «колдовства» в качестве магического принуждения и тем самым считать «богами» те существа, которым в религии поклоняются, к которым обращаются с просьбами, «демонами» же - тех, на которых оказывают давление и которых заставляют повиноваться с помощью магических средств.