Социология религии Макса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Каждая из крупных социологических теорий религии представляла в качестве итогов своего анализа прогноз о дальнейших судьбах религии, и чаще всего этот прогноз был не утешительным. Ученые предвещали упадок, а впоследствии и исчезновение религии как ненужный, а иногда и мешающий общественному развитию социальный феномена.

Содержание

Введение.
Глава Определение религии.
Определение религии.
Взаимодействие религии как символической системы с обществом.

Глава Социологическая теория религии
Социология религии Макса Вебера
Религиозное объяснение социальных действий. Религия спасения.
Расколдование мира.
Рационализация человеческой деятельности.
Харизма и магия.
Магия и религия.
Протестантская этика и дух капетализма.
Аскеза - мирская и внемирская.

Глава. Будущее религии.
Теории отмирания религии.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

бдлд.docx

— 75.78 Кб (Скачать)

Оглавление 

    Введение.
  1. Глава Определение религии.
    1. Определение религии.
    2. Взаимодействие религии как символической системы с обществом.
 
  1. Глава Социологическая  теория религии  
    1. Социология религии Макса Вебера
      1. Религиозное объяснение социальных действий. Религия спасения.
      2. Расколдование мира.
      3. Рационализация человеческой деятельности.
      4. Харизма и магия.
      5. Магия и религия.
      6. Протестантская этика и дух капетализма.
      7. Аскеза - мирская и внемирская.
 
  1. Глава. Будущее  религии.
    1. Теории отмирания религии.

Заключение

Список литературы

3

6

6 

11 

15

16 

17

20

20

21

26

28

31 

38

39

43

44

 
 
 
 

     Введение

     Каждая  из крупных социологических теорий религии представляла в качестве итогов своего анализа прогноз о  дальнейших судьбах религии, и чаще всего этот прогноз был не утешительным. Ученые предвещали упадок, а впоследствии и исчезновение религии как ненужный, а иногда и мешающий общественному развитию социальный феномена.

     Вопреки прогнозам религия сохранилась. В XXI в. значительная часть мира вступила под знаком религиозного возрождения. Священное продолжает существовать. Это дает основание некоторым  социологам предположить, что религия - особый феномен, в той или иной форме всегда присутствующий в жизни  людей. Религия - не иллюзия и не ложное объяснение мира. Исторически она  связана с развитием науки  и культуры. Ее нельзя приравнять к  идеологии, хотя идеологический момент в религии присутствует.

     Религии действительно продолжают существовать, но в  ином, нежели прежде, качестве.

     Актуальность  выбранной нами темы заключается  в том, что в современном обществе существует  большое количество  табу,  норм, правил,  обязанностей,  идеологий, которые  прямо или  косвенно влияют на нашу жизнь, диктуют  или даже управляют ею. Все эти  правила и нормы берут своё начало из одного источника. Этим источникам является религии.

     На  разных этапах истории религия занимала то главенствующее, то второстепенное место в жизни общества. Если проследить историческое развитие современных  государств, то на раннем этапе их централизации  законодательное устройство было основано на религиозным догмах, да и сами религиозные деятели играли важную роль не только в светской, но и политической жизни общества. Политика, образование, культура, обыденная жизни - всё подчинялось  религиозным правилам.

     Рассматривая  правовое устройства современного государства  можно провести  множество параллелей, связывающих его идеологию с  канонами той религии, которая  исторически  связана с ним, будь то христианство, ислам или буддизм. Но ярче всего  религиозные устои проявляются  в обыденной жизни,  в так называемых «не писаных» правилах, которые регулируют общественные отношения.

     В нашем государстве по причине  многоконфессиональности общества (католики, православные, иудеи и  т.д.) произошло взаимопроникновение, смешение религиозных  устоев. Представители  каждой конфессии привносят в  социальную мозаику нечто самобытное. Это не может не влиять на социальную атмосферу общества, разобщая или  наоборот сплачивая различные слои население. Религия так же играет большую роль в социализации личности, являясь неким базисом для  формирование личностных качеств, моральных  устоев и ценностных ориентаций индивида.

     Целью работы является выявление, на основе работ немецкого социолога Макса  Вебера, влияния религии на политическую, экономическую, культурную сферу жизни  общества. Задачи работы можно определить как анализ рычагов влияния, которые  использует религия для контроля над моральным аспектом  жизни  общества. Анализ структур, процессов, связанных с функционированием  религии и влияние этих процессов  на светскую жизнь, а так же влияние  религии на социальное поведение.

     Социология  рассматривает религию как одну из систем социального действия, как  разновидность коллективного и  религиозного поведения. Поэтому предметом  курсовой будет являться образование, функционирование различных религиозных  групп, общностей, их взаимодействие  и влияние друг на друга. Исследование  проводилось на основе работ Макса  Вебера: «Социология религии. Типы религиозных  сообществ», «Теория религиозного неприятия  мира», «Хозяйственная этика мировых  религий», «Протестантская этика  и дух капитализма» и др. Так  же были частично проанализированы работы: Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других социологов  затрагивающих в своих работах  религиозный аспект общественной жизни. Этот теоретический материал является объектом исследования.

 

 

     Глава 1. Определение религии

     Трудности в определении религии весьма значительны, из-за этого многие исследователи  отказываются давать её единое определение, выявлять общие характеристики, которые  дают возможность отличить религию  от других социальных феноменов. Существует множество определений религии, как социологических и не только. Для начала рассмотрим некоторые не социологические определения религии.  

     1.1 Определение религии.

     За пределами социологии находятся такие определения, основу которых составляет понятие религиозного опыта как опыта соприкосновения с "иным миром". Эти определения религии характерны прежде всего для экзистенциалистских вариантов христианской теологии. Так, П. Тиллих видит основу религии в стремлении человека к единению с "предельной реальностью", в захваченности силой этой "основы бытия", которая  противостоит "силе небытия", силам разрушения и смерти. В еврейско-христианской традиции религия - это личная встреча с "Богом суда и прощения". На самом деле религиозный опыт, по мнению Тиллиха, трудно выразить в адекватных символах; вера - это понятие и в то же время - реальность, которую трудно ухватить и описать. Предложенное Тиллихом определение религии открывает возможность теологического осмысления социальной ситуации, но остается в рамках феномена "религия", который социология должна интерпретировать, включив в систему социального действия.

     В психологии, начиная с З. Фрейда, изменилась интерпретация религиозного опыта и понимания религии. Фрейд  находит источник религии во влечениях, желаниях личности. Подавление этих влечений сильными социальными нормами и  ведёт к развитию религии. «Религия - способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, подавляющего его природное начало»[6,с.68].

     За  пределами социологии оказываются  все чисто описательные истолкования религии, которые под предлогом  освобождения от "метафизики" предписывают воздержание от каких-либо суждений о реальности, представленной в религиозном  опыте. Феноменологи чаще всего сводят свою работу к описанию и классификации религиозных феноменов. Феноменология не хочет быть спекулятивной "метафизикой". Она предписывает воздержание от суждений о реальности, стоящей за описываемыми явлениями. Эти явления даны феноменологу сами по себе, он имеет дело с религией как системой этих объектов, он не решает вопроса, стоит ли за ними " что-то другое". Если между шаманизмом и христианством, например, можно обнаружить общее, то этим общим является "опыт священного". М. Элиаде формулирует это следующим образом: "Очень жаль, что у нас нет более точного слова, чем "религия ", для обозначения опыта священного. Разве не странно обозначать одним и тем же словом опыт Ближнего Востока, иудаизма, христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и так называемых примитивных народов? Но искать новый термин поздно, и мы можем использовать понятие "религия ", если будем помнить, что оно не обязательно предполагает веру в бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связано с идеями существования, значения и истины"[1].

     В социологии существует несколько подходов к пониманию религии.

     Номиналистический и реалистический подходы. В начале своей работы «Социология религии. Типы религиозных сообществ»  Макс Вебер отмечает, что ответить на вопрос, что такое религия, социолог может только после изучения этого феномена: « Определение того, что «есть» религия, не может быть дано в начале исследования такого типа, каким является наше, - оно может только его завершать» [3,с.78]. Этим утверждением учёный указывал на эмпирический характер определения религии с точки зрения социологии. То есть социолог должен, опираясь на достаточно полные, всесторонние данные о исследуемом явлении, индуктивным путём  идти к определению религии.

     В процессе анализа работ Вебера  по социологии религии можно обнаружить два рода противоречий связанных  с затруднениями в определении  религии. Во-первых , это противоречия между двумя подходами «номинализма» и «реализма» и связанного с ним индуктивного и дедуктивного подходов формирований понятий и категорий. В одном случае определение строится как обобщение эмпирических данных об изучаемом явлении. А в другом, определения выводятся не из обобщенных эмпирических данных, а как « выражение схваченной в понятиях «сущности» религии» [3,с.70].

     Во-вторых, Вебер полагал, что «реалистически»  ориентированное определение  является не научным. Для него религия как  предмет социального исследования, есть социальное поведение людей, отношение  между людьми и группами. «социология религии - наука не о «священном» и не о связях человека со «священным» как таковым, а о поведении человека, обусловленным его отношением к вещам, которые он почитает «священными»» [3,с.70].

     Тем самым Вебером была четка определена граница между социологическими определениями понятия религии и определениями с точки зрения теологии, философии, феноменологии.

     Функциональный  подход. В работе « Элементарные формы религиозной жизни» Дюркгейм рассматривает религию как разновидность социального действия, которое « отличается от других тем, что направленно не к обычным, а к «священным вещам».Религия определяется как сфера общения со «священными вещами» и обращенной к ним ритуальной деятельности» [3,с.74].

     По  Дюркгейму социолог, используя сравнительный  метод, должен выявить общие для  всех религий признаки. Исходя из этого, интерес представляет не конкретная религия сама по себе, а универсальные, присущие всем религиям структуры и функции - например, не то, что отличает христианство от шаманизма, а то, что в них одинаково, схоже. «Дюркгейм считал чрезвычайно важным то, что религия встречается во всех известных нам обществам, то есть является универсальным социальным феноменом. Но каждый раз устроена она по-разному. Это обстоятельство дает основания предположить, что религия выполняет в обществе некую необходимую для его существования функцию и что социологический анализ религии имеет существенно важное значение для понимания общества в целом» [3,с.73]. На основе этого Дюркгейм формулирует следующее определение религии: религия есть система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным священным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность , называемую церковью, всех, кто их принимает.

     Данное  Дюркгеймом определение религии  характеризует и её функцию. Эта  функция заключается в том, что  религия служит усилением социальных взаимосвязей, единства.

     К этому подходу можно отнести  определение данное П. Бергером и Т. Лукманом в книге "Социальное конструирование реальности". Они определяли религию как священную космизацию социального порядка. А Религиозные системы, будучи социальными конструкциями поддерживают тот социальный мир, в рамках которого люди существуют в их повседневной жизни.

     В современной социологии функциональные определения религии представлены в различных модификациях. Так, М. Йингер определяет религию как систему  верований и практик, с помощью  которых та или иная группа людей  справляется с "последними", "конечными" проблемами жизни.

     Всем функционалистским определениям свойственно то, что они берут за основу понимание человеческого существования как существования перед лицом неразрешимых в конечном счете проблем, с которыми человек должен каким-то образом совладать. Религия - это "ответ" на такую ситуацию. Религия, согласно Б. Малиновскому, вступает в действие в том случае, когда человеку "больше уже не на что надеяться". Тем самым функционалистские определения исходят из посылки, не поддающейся верификации: все общества или большинство индивидов во всех обществах имеют такого рода "последние" проблемы.

     Структурно-функциональный подход. Опрееделение религии в рамках "системного функционализма" предложил Т. Парсонс. Его подход характеризуется в основном двумя особенностями. 
Во-первых, Парсонс стремится выяснить, что представляет собой религиозная организация человеческой жизни, т.е. задача сводится к исследованию самого по себе религиозного феномена: религия как феномен человеческой жизни, как аспект, связанный с челевеком ипозволяющий глубже постичь его.

     Во-вторых, Парсонс исходит из того, что исследование религии должно быть междисциплинарным  в силу особенностей религии как  предмета изучения. Он констатирует, что  по крайней мере в три из четырех  основных систем, конституирующих человеческую жизнь, включена религия, и в каждой из них религия выполняет определенные функции. Парсонс называет эти три  системы: 1) система личности, 2) социальная система группы (общества), 3) система культуры. Религия находится на стыке системы культуры и социальной системы, через нее ценности культуры внедряются в жизнь общества, и через нее ценности культуры, воспринятые обществом и личностью.

Информация о работе Социология религии Макса Вебера