Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
Каждая из крупных социологических теорий религии представляла в качестве итогов своего анализа прогноз о дальнейших судьбах религии, и чаще всего этот прогноз был не утешительным. Ученые предвещали упадок, а впоследствии и исчезновение религии как ненужный, а иногда и мешающий общественному развитию социальный феномена.
Введение.
Глава Определение религии.
Определение религии.
Взаимодействие религии как символической системы с обществом.
Глава Социологическая теория религии
Социология религии Макса Вебера
Религиозное объяснение социальных действий. Религия спасения.
Расколдование мира.
Рационализация человеческой деятельности.
Харизма и магия.
Магия и религия.
Протестантская этика и дух капетализма.
Аскеза - мирская и внемирская.
Глава. Будущее религии.
Теории отмирания религии.
Заключение
Список литературы
Оглавление
Заключение Список литературы |
3
6 6 11 15 16 17 20 20 21 26 28 31 38 39 43 44 |
Введение
Каждая из крупных социологических теорий религии представляла в качестве итогов своего анализа прогноз о дальнейших судьбах религии, и чаще всего этот прогноз был не утешительным. Ученые предвещали упадок, а впоследствии и исчезновение религии как ненужный, а иногда и мешающий общественному развитию социальный феномена.
Вопреки прогнозам религия сохранилась. В XXI в. значительная часть мира вступила под знаком религиозного возрождения. Священное продолжает существовать. Это дает основание некоторым социологам предположить, что религия - особый феномен, в той или иной форме всегда присутствующий в жизни людей. Религия - не иллюзия и не ложное объяснение мира. Исторически она связана с развитием науки и культуры. Ее нельзя приравнять к идеологии, хотя идеологический момент в религии присутствует.
Религии действительно продолжают существовать, но в ином, нежели прежде, качестве.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в современном обществе существует большое количество табу, норм, правил, обязанностей, идеологий, которые прямо или косвенно влияют на нашу жизнь, диктуют или даже управляют ею. Все эти правила и нормы берут своё начало из одного источника. Этим источникам является религии.
На разных этапах истории религия занимала то главенствующее, то второстепенное место в жизни общества. Если проследить историческое развитие современных государств, то на раннем этапе их централизации законодательное устройство было основано на религиозным догмах, да и сами религиозные деятели играли важную роль не только в светской, но и политической жизни общества. Политика, образование, культура, обыденная жизни - всё подчинялось религиозным правилам.
Рассматривая правовое устройства современного государства можно провести множество параллелей, связывающих его идеологию с канонами той религии, которая исторически связана с ним, будь то христианство, ислам или буддизм. Но ярче всего религиозные устои проявляются в обыденной жизни, в так называемых «не писаных» правилах, которые регулируют общественные отношения.
В
нашем государстве по причине
многоконфессиональности
Целью
работы является выявление, на основе
работ немецкого социолога
Социология рассматривает религию как одну из систем социального действия, как разновидность коллективного и религиозного поведения. Поэтому предметом курсовой будет являться образование, функционирование различных религиозных групп, общностей, их взаимодействие и влияние друг на друга. Исследование проводилось на основе работ Макса Вебера: «Социология религии. Типы религиозных сообществ», «Теория религиозного неприятия мира», «Хозяйственная этика мировых религий», «Протестантская этика и дух капитализма» и др. Так же были частично проанализированы работы: Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других социологов затрагивающих в своих работах религиозный аспект общественной жизни. Этот теоретический материал является объектом исследования.
Глава 1. Определение религии
Трудности
в определении религии весьма
значительны, из-за этого многие исследователи
отказываются давать её единое определение,
выявлять общие характеристики, которые
дают возможность отличить религию
от других социальных феноменов. Существует
множество определений религии, как социологических
и не только. Для начала рассмотрим некоторые
не социологические определения религии.
1.1 Определение религии.
За пределами социологии находятся такие определения, основу которых составляет понятие религиозного опыта как опыта соприкосновения с "иным миром". Эти определения религии характерны прежде всего для экзистенциалистских вариантов христианской теологии. Так, П. Тиллих видит основу религии в стремлении человека к единению с "предельной реальностью", в захваченности силой этой "основы бытия", которая противостоит "силе небытия", силам разрушения и смерти. В еврейско-христианской традиции религия - это личная встреча с "Богом суда и прощения". На самом деле религиозный опыт, по мнению Тиллиха, трудно выразить в адекватных символах; вера - это понятие и в то же время - реальность, которую трудно ухватить и описать. Предложенное Тиллихом определение религии открывает возможность теологического осмысления социальной ситуации, но остается в рамках феномена "религия", который социология должна интерпретировать, включив в систему социального действия.
В психологии, начиная с З. Фрейда, изменилась интерпретация религиозного опыта и понимания религии. Фрейд находит источник религии во влечениях, желаниях личности. Подавление этих влечений сильными социальными нормами и ведёт к развитию религии. «Религия - способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, подавляющего его природное начало»[6,с.68].
За пределами социологии оказываются все чисто описательные истолкования религии, которые под предлогом освобождения от "метафизики" предписывают воздержание от каких-либо суждений о реальности, представленной в религиозном опыте. Феноменологи чаще всего сводят свою работу к описанию и классификации религиозных феноменов. Феноменология не хочет быть спекулятивной "метафизикой". Она предписывает воздержание от суждений о реальности, стоящей за описываемыми явлениями. Эти явления даны феноменологу сами по себе, он имеет дело с религией как системой этих объектов, он не решает вопроса, стоит ли за ними " что-то другое". Если между шаманизмом и христианством, например, можно обнаружить общее, то этим общим является "опыт священного". М. Элиаде формулирует это следующим образом: "Очень жаль, что у нас нет более точного слова, чем "религия ", для обозначения опыта священного. Разве не странно обозначать одним и тем же словом опыт Ближнего Востока, иудаизма, христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и так называемых примитивных народов? Но искать новый термин поздно, и мы можем использовать понятие "религия ", если будем помнить, что оно не обязательно предполагает веру в бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связано с идеями существования, значения и истины"[1].
В социологии существует несколько подходов к пониманию религии.
Номиналистический и реалистический подходы. В начале своей работы «Социология религии. Типы религиозных сообществ» Макс Вебер отмечает, что ответить на вопрос, что такое религия, социолог может только после изучения этого феномена: « Определение того, что «есть» религия, не может быть дано в начале исследования такого типа, каким является наше, - оно может только его завершать» [3,с.78]. Этим утверждением учёный указывал на эмпирический характер определения религии с точки зрения социологии. То есть социолог должен, опираясь на достаточно полные, всесторонние данные о исследуемом явлении, индуктивным путём идти к определению религии.
В процессе анализа работ Вебера по социологии религии можно обнаружить два рода противоречий связанных с затруднениями в определении религии. Во-первых , это противоречия между двумя подходами «номинализма» и «реализма» и связанного с ним индуктивного и дедуктивного подходов формирований понятий и категорий. В одном случае определение строится как обобщение эмпирических данных об изучаемом явлении. А в другом, определения выводятся не из обобщенных эмпирических данных, а как « выражение схваченной в понятиях «сущности» религии» [3,с.70].
Во-вторых,
Вебер полагал, что «реалистически»
ориентированное определение является
не научным. Для него религия как
предмет социального
Тем самым Вебером была четка определена граница между социологическими определениями понятия религии и определениями с точки зрения теологии, философии, феноменологии.
Функциональный подход. В работе « Элементарные формы религиозной жизни» Дюркгейм рассматривает религию как разновидность социального действия, которое « отличается от других тем, что направленно не к обычным, а к «священным вещам».Религия определяется как сфера общения со «священными вещами» и обращенной к ним ритуальной деятельности» [3,с.74].
По Дюркгейму социолог, используя сравнительный метод, должен выявить общие для всех религий признаки. Исходя из этого, интерес представляет не конкретная религия сама по себе, а универсальные, присущие всем религиям структуры и функции - например, не то, что отличает христианство от шаманизма, а то, что в них одинаково, схоже. «Дюркгейм считал чрезвычайно важным то, что религия встречается во всех известных нам обществам, то есть является универсальным социальным феноменом. Но каждый раз устроена она по-разному. Это обстоятельство дает основания предположить, что религия выполняет в обществе некую необходимую для его существования функцию и что социологический анализ религии имеет существенно важное значение для понимания общества в целом» [3,с.73]. На основе этого Дюркгейм формулирует следующее определение религии: религия есть система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным священным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность , называемую церковью, всех, кто их принимает.
Данное Дюркгеймом определение религии характеризует и её функцию. Эта функция заключается в том, что религия служит усилением социальных взаимосвязей, единства.
К этому подходу можно отнести определение данное П. Бергером и Т. Лукманом в книге "Социальное конструирование реальности". Они определяли религию как священную космизацию социального порядка. А Религиозные системы, будучи социальными конструкциями поддерживают тот социальный мир, в рамках которого люди существуют в их повседневной жизни.
В
современной социологии функциональные
определения религии
Всем функционалистским определениям свойственно то, что они берут за основу понимание человеческого существования как существования перед лицом неразрешимых в конечном счете проблем, с которыми человек должен каким-то образом совладать. Религия - это "ответ" на такую ситуацию. Религия, согласно Б. Малиновскому, вступает в действие в том случае, когда человеку "больше уже не на что надеяться". Тем самым функционалистские определения исходят из посылки, не поддающейся верификации: все общества или большинство индивидов во всех обществах имеют такого рода "последние" проблемы.
Структурно-функциональный
подход. Опрееделение религии в рамках
"системного функционализма" предложил
Т. Парсонс. Его подход характеризуется
в основном двумя особенностями.
Во-первых, Парсонс стремится выяснить,
что представляет собой религиозная организация
человеческой жизни, т.е. задача сводится
к исследованию самого по себе религиозного
феномена: религия как феномен человеческой
жизни, как аспект, связанный с челевеком
ипозволяющий глубже постичь его.
Во-вторых,
Парсонс исходит из того, что исследование
религии должно быть междисциплинарным
в силу особенностей религии как
предмета изучения. Он констатирует, что
по крайней мере в три из четырех
основных систем, конституирующих человеческую
жизнь, включена религия, и в каждой
из них религия выполняет