Социологическое воззрение П. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Работа содержит 1 файл

Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX.docx

— 63.16 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Основные направления в развитии классической  социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.

Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателем позитивистского направления в науке. Его главные сочинения: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Одним из значимых достижений Конта является то, что он осуществил классификацию наук и их методов. И в этой «всеобщей классификации наук» социология поставлена на самую вершину пирамиды как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе (Приложение, схема 1). Конт выделил четыре метода социологии, с помощью которых будет собираться информация о социальных явлениях: наблюдение. эксперимент. сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение он считал главным методом, требующим точности, надежности использования математических замеров изменения социальных объектов.

Наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие подходы в объяснении процессов, происходящих в обществе. Одной их них была биологическая концепция Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский ученый, которого считают основателем органической школы в социологии, или органицизма. Его главное социологическое произведение — трехтомный труд «Основания социологии». Суть органической теории Спенсера состоит в том, что он рассматривай общество по аналогии с биологическим организмом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т.д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Экономическая жизнь в обществе, но мнению ученого, подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т.д. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции. Изменения в структуре общества не могут происходить без изменения его функций. Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции», основными элементами которого являются переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация).

В этот же период возникло материалистическое направление в социологии, связанное с именами Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). В основе этого учения лежит диалектико- материалистическое понимание исторического процесса. Главными произведениями классиков являются: «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Капитал», «Критика политической экономии» и др. Определяющее влияние на общественную жизнь, по мнению Маркса и Энгельса, оказывает способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. В общественной жизни люди неизбежно вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения. - производственные. Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру общества — реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и соответствующие ему определенные формы общественного сознания. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот — их общественное бытие определяет их сознание.

Маркс и Энгельс разработали  также концепцию социального  конфликта, рассматривая его в качестве источника общественного прогресса. Показав положительную роль социального  конфликта в жизни общества, они  заложили основы конфликтологического направления в социологии.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы, автор таких фундаментальных трудов, как: «Оразделении общественного труда», «Правила социологического метода». «Самоубийство: социологический аспект». Дюркгейма называют пионером практической социологии. Большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества, вопросов социального порядка и социальной дезинтеграции. Дюркгейм считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, образующие социальную реальность. Под социальными фактами он понимал привычки, обычаи, традиции, правила поведения. И поскольку социальные факты не зависят от человека, то социальная реальность существует объективно. По мнению ученого, социальные факты следует рассматривать как «веши», подобно вещам в природе. Центральной темой научного творчества Дюркгейма стала проблема социальной солидарности, которая сплачивает и объединяет людей, выступает как высшая моральная ценность. Ученый выделил два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность, по его мнению, присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности, господстве коллективного сознания. Органическая солидарность свойственна сложным. развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее коллективное сознание сменяется новым коллективным сознанием, которое становится более светским, рационалистическим. Переход от механической солидарности к органической. согласно Дюркгейму, есть общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда.

Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий социолог, сыгравший существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Социология», «Философия денег», «Философия культуры». В истории социологии Зиммель известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитившей многие существующие положения современной теоретической социологии. Он внес большой вклад в изучение ряда важных отраслей социологии — социальных конфликтов, феномена моды, городского образа жизни и др. Зиммель считается основоположником так называемой формальной социологии, в которой ведущую роль играют «формы социации». В работе «Философия денег» ученый провел глубокий анализ влияния денежных отношений и разделения труда на социальную реальность, человеческую культуру и отчуждение труда. Категория денег послужила Г. Зиммелю тем увеличительным стеклом, благодаря которому удалось лучше рассмотреть скрытые механизмы социальной жизни, общественный труд в его нормальных и патологических формах.

 

1.Учение о социальной стратификации.

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Элементом общества выступает  взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Развитие человеческого  общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.

Опираясь на опыт личного  участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.

Ему принадлежит также  приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит  и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три  фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая  основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

Питирим Александрович  Сорокин (1889-1968) — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на се развитие в XX в. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России. Однако становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде «русского» периода — двухтомной «Системе социологии» (1920) — он формулирует основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурирует теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Основой социологического анализа  Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит о наличии  в обществе социальной мобильности  двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход  из одной социальной позиции в  другую, своеобразный «лифт» для перемещения  как внутри социальной группы, так  и между группами. Социальная стратификация  и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим  физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме  того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация  немыслима без руководителей  и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно  неравенство, но это неравенство  должно быть разумным.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором  человек может развивать свои способности, и помочь обществу в  этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология  революции» (1925) Сорокин называет революцию  «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно  квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует  социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение  рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться»  в малом социальном масштабе.

Теория стратификации  П. Сорокина была впервые изложена в  его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

Социальная стратификация, по определению Сорокина, — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие социальной стратификации может быть сведено  к трем основным формам — экономической, политической и профессиональной, которые  тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему  слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве  случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо  различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление  Сорокин впервые назвал статусным  несовпадением. Оно заключается  в том, что человек может занимать высокое положение в одной  стратификации и низкое положение  в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.

Рассматривая профессиональную стратификацию, Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.

В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

          • важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
          • уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Сорокин делает вывод, что  в любом данном обществе более  профессиональная работа заключается  в осуществлении функций организации  и контроля и требует более  высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она  занимает в межпрофессиональной иерархии.

Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:

          • предприниматели;
          • служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);
          • наемные рабочие.

Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:

Информация о работе Социологическое воззрение П. Сорокина