Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:49, курсовая работа
В данной работе мы попытались раскрыть сущность социологических и религиозных воззрений данного автора. Рассмотреть его воззрения на общество и его концепции религиозных перегруппировок, социальной мобильности и социальных суперсистем.
Введение
1 Социологическая система П. Сорокина 6
1. Биография и труды П. Сорокина 6
2. Понятие об обществе как социальной системе 9
3. Теория социальной стратификации 11
2 Социология религии П. Сорокина 14
2.1 Теория социальной мобильности П. Сорокина 14
2.2 Теория социальных суперсистем П. Сорокина 18
2.3 Теория религиозных перегруппировок П. Сорокина 22
Заключение Библиографический список
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра
Религиоведения
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Социология религии П. А. Сорокина
по дисциплине
социология религии
Исполнитель
студент
группы 660
Руководитель
(доцент,
к. ф. н )
Нормоконтроль
(доцент,
к. ф. н )
АННОТАЦИЯ
Работа
28с., 12 источников.
Социальная стратификация, социальные
суперсистемы. Религиозные перегруппировки,
идеациональная, идеалистическая и сенситивная
суперсистемы.
В истории отечественной социологии не так много лиц, которые выдвинули яркие и необычные концепции и теории и одним из выдающихся и, безусловно, заметных деятелей отечественной социологии является Питирим Александрович Сорокин. Он выдвинул интересные и значимые концепции, внесшие свой вклад в развитие как отечественной, так и зарубежной социологии.
В данной
работе мы попытались раскрыть сущность
социологических и религиозных
воззрений данного автора. Рассмотреть
его воззрения на общество и его
концепции религиозных
Введение
1 Социологическая
система П. Сорокина
2 Социология
религии П. Сорокина
2.1 Теория социальной мобильности
П. Сорокина
2.2
Теория социальных суперсистем П. Сорокина
2.3
Теория религиозных перегруппировок П.
Сорокина
Заключение
Библиографический
список
В данной работе нам бы хотелось исследовать личность и социологическую концепцию одного из самых выдающихся и интересных авторов русской философии и социологии Питирима Александровича Сорокина. Питирим Сорокин один из самых эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в рамках социологии начала 20 века. Но, несмотря на оригинальность и новизну его взглядов, его социология не оценена в полной мере в отечественной социологии. И очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого ученого.
Питирим Сорокин написал около 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы и Америки, множество очерков и более двухсот статей. Его труды переведены на 48 языков мира, однако на родине вплоть до 60-х годов не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года и интерес к творчеству этого автора был очень ограничен и его творчество было под запретом.
Питирим Сорокин известен во всем мире благодаря своим социологическим взглядам, но на них его творчество не ограничивается. Для нас помимо его общесоциологических взглядов будут в первую очередь интересны его оригинальные воззрения в рамках социологии религии и во многом этим взглядам, и будет посвящена данная работа.
В
рамках социологии религии наиболее
интересными и актуальными
Таким образом, целью данной работы является исследование социологических взглядов Питирима Сорокина на религию, религиозные институты и место религии в обществе и мире вцелом.
Соответственно
задачами данной работы является изучение
социологической системы
Так же необходимо отметить актуальность выбранной темы; Питирим Сорокин является одним из интереснейших авторов в рамках, как социологии, так и социологии религии но, несмотря на это его труды и концепции не рассмотрены с должным вниманием. Хотя его концепции социальных суперсистем и религиозных перегруппировок являются одними из самых интереснейших и значимых в рамках социологии начала 20 века.
Объектом данного исследования является анализ социологического творчества Питирима Сорокина. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов связанных с общесоциологической системой Сорокина и его взглядами в рамках социологии религии, выделенных в качестве задач данного исследования.
Вопросам
исследования творчества Питирима Сорокина
посвящено не так уж и много
работ. В основном материал, изложенный
в учебной литературе, носит общий
характер. Основными источниками
для изучения этого вопроса являются,
прежде всего, труды самого Сорокина,
а именно «Система социологии»
изданная в 1920 году, а также «Человек. Цивилизация.
Общество» и «Социокультурная динамика».
1 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА П. СОРОКИНА
Прежде чем раскрыть суть социологической концепции Сорокина необходимо познакомится с его необычной и трудной жизнью, а также с перечнем его трудов. Существует несколько версий относительно точной даты его рождения (в одних документах указано 20 января, в других 23, а сам Сорокин настойчиво указывал 21 января). «… доподлинно узнать время появления на свет Питирима Сорокина – 20,21 или 23 января – уже не представляется возможным. Однако место рождения – село Турья, Яренского уезда – более не подлежит сомнению» /5, с. 120/.
Итак, придержемся даты, которую указал сам автор, следовательно, родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии.
В 1901 года Питирим имел уже начальное образование, но детство у него было крайне сложное мать умерла вскоре после его рождения а отец после этого вскоре умер и Питириму ничего не оставалось как скитаться по деревням в поисках работы, работая в Полевицах, окончил там местную церковно-приходскую школу. До этого он посещал школы грамоты в селах и много читал. Так вот, в 1902 году в селе Гам открылся набор учащихся, оказался и Питирим Сорокин. Решив попробовать свои силы, он блестяще справился с испытанием и в числе немногих был принят в школу.
Окончив
Гамскую второклассную школу
с отличными результатами, по протекции
учителя Образцова осенью 1904 «Таким
образом, можно уверенно говорить, что
уже по окончании Гамской школы
П.А. Сорокин сознательно определил
свои жизненные планы – получение
гимназического, а затем и высшего
образования для занятий
В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 – 1902 гг. на останках народнической идеологии, за что в 1906 и был арестован.
В конце апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзор полиции, вскоре Сорокин пребывает в Санкт-Петербург. Там Сорокин быстро нашел репетиторскую работу за стол и жилье.
В феврале 1909 года Питирим уехал в Великий Устюг, где готовился к экзамену в великоустюжской мужской гимназии. В мае он сдает все предметы на «отлично», получает аттестат, открывающий дорогу в университет. Будучи студентом университета, Сорокин ведет активную научную деятельность. В этот период он публикует более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций. Главное его достижение в этот период – монографическая работа «Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многими положительными рецензиями ученых.
В 1914 году Сорокин окончил университет с дипломом 1 степени и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорству заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех.
1918 год оказался самым бурным в жизни П.А. Сорокина. В плане научном он был совершенно не плодотворным: не было даже ни одной рецензии.
В 1919 – 1920 гг. Сорокин, отказавшись от активной политической борьбы, возобновил научно-преподавательскую деятельность в Петроградском университете. В 1920 году он становится руководителем кафедры социологии Университета и 31 января ему без защиты по совокупности работ присваивается звание профессора.
В апреле 1922 года П.А. Сорокин в публичном шестичасовом диспуте блестяще защищает докторскую диссертацию по двухтомнику «Система социологии». Кстати, он был первым в истории русской науки, кого признали достойным звания доктора социологии.
10 августа 1922 года Сорокин приезжает в Москву, а уже 23 сентября 1922 года, под угрозой казни Сорокин и его жена навсегда покидают страну. Он поселился в германии пребывания, в Берлине Значительно поправив свое здоровье в непривычно спокойной для него обстановке, он приступает к написанию нового фундаментального труда – «Социология революций» (вышедшего в начале 1925 года). Из Праги он осенью 1923 года приехал в США для чтения лекций о русской революции. Уже летним семестром 1924 года он приступает к чтению лекций в Миннесотском университете, Проработав там 6 лет, он опубликовал шесть своих книг «Страницы русского дневника» (1924 г.), «Социология революции (1925 г.), «Социальная мобильность» (1927 г.), «Современные социологические теории» (1928 г.), «Принципы сельской и городской социологии» ( с Карлом Циммерманом,1929 г.) и первые три тома «Систематической хрестоматии сельской социологии» 1929 г. Благодаря достоинствам его трудов президент Гарвардского университета Эбботт Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем создаваемого отделения социологии. За 12 лет, в течение которых Сорокин был деканом, факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году. Далее он создает свой главный труд «Социальную и культурную динамику» (в 4-х томах), где «проанализированы закономерности циклической флуктуации европейской культуры в течение трех тысячелетий».
Также появляются не менее известные его книги «Человек и общество в бедствии», «СОС: значение нашего кризиса» (1951г.). Сорокин продолжает писать книгу за книгой: «Социальная философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социологии и смежных наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959). В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарварда. В 60-е годы пишет автобиографию «Дальняя дорога» (1963), издает труды «Основные тенденции нашего времени» (1964) и «Социологические теории сегодня» (1966), которые разрывают круг его изоляции и встречаются читателями гораздо благожелательнее.