Политические воззрения Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:45, реферат

Описание работы

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:

◦ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
◦период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
◦период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

Работа содержит 1 файл

политические воззрения др.греции.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

       Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества.

       Этот  опыт оказывает заметное влияние  на современные политические и правовые воззрения.

       Одну  из главенствующих ролей в истории  формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики

       Усилиями  древнегреческих исследователей был  совершён переход от мифологического  восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.

       Развитие  политико-правовой мысли в Древней  Греции можно разделить на три  этапа:

    • ранний период (IX - VI века до нашей эры)  связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
    • период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
    • период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

       Остановимся подробнее на каждом из этих периодов.

       2. РАННИЙ ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

       ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

       На  ранней стадии своего развития воззрения  древних народов на мир носят  мифологический характер. В эти времена  политические и правовые взгляды  ещё не выделились в самостоятельную  область и представляют собой  составную часть целостного мифологического мировоззрения.

       . В законах этого времени тесно  переплетены мифологические, религиозные,  нравственные, социально-политические  моменты, и законодательство в  целом возводится к божественному  первоисточнику. Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государствДревние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. . Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса. С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.

       Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах.

       Идеалом пифагорейцев является полис, в котором  господствуют справедливые законы. Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью.

       Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию.

       Автором одной из таких идеальных моделей  полиса был Фалей Халкедонский, который  утверждал, что необходимо уравнять земельную собственность всех граждан.

       Мнения  противоположного пифагорейскому придерживался  Гераклит. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых  и неразумных, лучших и худших.

       3. ПЕРИОД РАСЦВЕТА  ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ  МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ

       Развитию  политико-правовой мысли в V веке в  значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа  проблем общества, государства, политики и права. [3, стр. 43]

       В учениях Демокртита встречается  одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико-правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права.

       Сократ  являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни  он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.

       Сократ  занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования  объективного характера этических  оценок, нравственной природы государства  и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области.

       Сократ  различал естественное право и закон  полиса, но он считал, что и естественное право и полисный закон восходят к разумному началу.

       В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т.е. обоснование принципа компетентного  правления, а в теоретическом  плане - попытку выявить и сформулировать  нравственно-разумную основу и сущность государства.

       Учеником  и последователем Сократа был  Платон. Государство трактуется им как реализация идей и максимально  возможное воплощение мира идей в  земной общественно-политической жизни - в полисе.

       «Государство  возникает,  когда  каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом», - писал Платон.

       Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное  общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что  наилучшее удовлетворение  этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

       Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики.

       . Этика предстаёт как начало  политики, введение к ней.

       Аристотель  в своем труде «Политика» пишет: «Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и  возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни». [4, стр. 26]

         Человек по своей природе существо  политическое, и в государстве  завершается развитие этой политической  природы человека.

       Кризис  древнегреческой государственности  отчётливо проявился в учениях  о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. Учения Эпикура, стоиков и Полибия являлись отражением политико-правовая мысль этого периода.

       Главная цель государственной власти и основания  политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими  взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. 

Информация о работе Политические воззрения Древней Греции