Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:57, курсовая работа
В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.
ВВЕДЕНИЕ
1.Жизнь и этапы творческого пути;
2.Основные положения социологических взглядов Питирима Сорокина;
2.1.Становление теоретических воззрений
2.2.Система социологии П.Сорокина
2.3. Научные концепции П.Сорокина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Московский Авиационный Институт
(Государственный
Технический Университет «МАИ»)
Курсовая
работа
по социологии
на тему:
«Социологические взгляды Питирима Сорокина».
Выполнила:
Студентка М-22 группы
Резаева Мария
Проверил:
Семизоров Н. И.
Оценка за выполнение:________
Серпухов 2008 год.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.Жизнь и этапы
творческого пути;
2.Основные положения социологических взглядов Питирима Сорокина;
2.1.Становление теоретических воззрений
2.2.Система социологии П.Сорокина
2.3. Научные концепции
П.Сорокина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.
В центре внимания
Питирима Сорокина всегда находились
человек, общество и культура. Будучи
по происхождению русским
Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 - 1920-х годов - все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.
Но американский период по-прежнему изучен не достаточно и в значительной степени остается «белым пятном» в науке.
Еще одним фактом, подтверждающим актуальность
изучения творчества этого социолога
является непреходящая ценность его идей
и прозрений, его прогнозов, особенно в
свете тех событий, которые происходят
в нашей стране и во всем мире в настоящее
время. Это подчеркивается и российскими,
и зарубежными исследователями.
Биография П.А. Сорокина
(1889-1968)
Питирим
Александрович именуется в
После
долгих скитаний с отцом и братом
по селам Коми края, выполняя роль декоратора,
художника и чеканщика в
По воспоминаниям П. А. Сорокина 4-х месячное общение с множеством представителей преступного мира в тюрьме и подсказало ему тему первой книги "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913 г.), написанной еще на третьем курсе Санкт-Петербургского университета.
Поступив в 1909 г. в Психоневрологический институт, ориентируясь на имеющуюся здесь кафедру социологии, которой руководили М. М. Ковалевский и Е. В. Де-Роберти, уже через год Сорокин переводится на юридический факультет Петербургского университета, в котором избежал призыва в царскую армию, считая "военную службу - обучением искусству массового убийства" (там же. С.58), и закончив его в 1914 г., остался в аспирантуре, продолжая революционно-пропагандистскую деятельность.
Именно Ковалевский оказал большое влияние на формирование научного мировоззрения Сорокина, который долгое время был ассистентом и личным секретарем Ковалевского. Наряду с ним П. А. Сорокин испытал влияние основателя института, всемирно известного психолога и психиатра В. Бехтерева, а так же основателя психологической теории права Л. И. Петражицкого, руководившего научным студенческим кружком в Петербургском университете, непременным участником которого был Сорокин. Среди звездных ученых, под влиянием которых развивалось мировоззрение Сорокина: экономист М. Н. Туган-Барановский, криминологи Н. Розин и А. Жижиленко, профессоры в области римского права И. Покровский и Д. Гримм, философы М. Н. Ростовцев, Н. О. Лосский. (там же. С.59). Как отмечает И. А. Голосенко: "Многие теоретические идеи Петражицкого восхищали Сорокина, он относился к их создателю с непоказным уважением. После Февральской революции, когда Петражицкий решил перебраться в Варшаву, именно Сорокин, бывший в то время секретарем А. Ф. Керенского по проблемам науки, помог ему сделать это" (Голосенко И. А. Питирим Сорокин как историк мировой и русской социологии// Сорокин П. А. О русской общественной мысли. Спб., 2001. С.15). Однако атмосфера войн и революций, вынужденной потери отечества оказала столь сильное негативное влияние на Петражицкого, что он покончил с собой, вскрыв вены.
По инициативе Сорокина "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" Петражицкого была переведена и вышла в 1955 г. в сокращенном варианте в США под названием "Право и мораль" (там же).
Занимаясь издательской деятельностью у правых эсеров, выступая против ленинской идеи (поддерживаемой большевиками и левыми эерами) о замене войны между нациями глобальной "классовой войной" (Сорокин П. А. Долгий путь... С.80), критикуя Временное правительство, в 1918 г. Сорокин был приговорен большевиками к расстрелу, однако был спасен не только друзьями, но и благодаря своевременной статье В. И. Ленина "Ценные признания П. Сорокина". В 1919 г. Сорокин начинает служение коммунистической культуре в "царстве смерти", чудом избежав смерти от распространенных тогда - тифа, холеры, истощения, суицида.
В 1919–1920 гг. П. Сорокин выступил основателем факультета социологии Петроградского университета. В 1922 г. П. Сорокин, продолжив преподавательскую и научную деятельность в университете, защитил 2-х томную монографию "Система социологии" как докторскую диссертацию, став доктором социологии. Именно в это время защита стала возможной, т.к. Советской властью были восстановлены научные степени и системы их присвоения.
Будучи с 1920 по 1921 гг. профессором Петроградского университета, Психоневрологического института, Агрономического института, в 1922 г. Сорокин был выслан из России и жил сначала в Чехословакии по приглашению президента республики Масарика, а затем по приглашению социологов Э. Хайеса, Э. А. Росса с 1923 г. в США. С 1929 г. Сорокин становится профессором социологии, а в 1931 г. стал основателем и деканом социологического факультета Гарвардского университета после шестилетнего преподавания социологии в университете Миннесоты.
События 1914–1922 гг. способствовали трансформации мировоззрения П. Сорокина от позитивистского, гуманистического к своеобразной "интегральной системе философии, социологии, психологии, этики и личностных ценностей", к интегрализму (восстанавливающему Правду, Добро, Красоту) как характеризовал свое мироощущение сам Сорокин. (Сорокин П. А. Долгий путь. С.166–167, 265). Стремление к интегрализму, стало, по нашему мнению, ведущей характеристикой русской политической философии и философии права с конца XIX в. Результатом стали различные вариации синтеза теорий правового государства и социализма (правовой социализм Б. А. Кистяковского, С. И. Гессена), культурного государства и социализма (культурный социализм П. Б. Струве), правовых и психологических факторов (психологическая теория права Л. И. Петражицкого, Н. М. Коркунова). Наиболее яркое воплощение, цельность и стройность интегрализм получил в творчестве П. А. Сорокина, которому удалось представить гармоничную систему, объединяющую целую гамму факторов, явлений (голода, войны, созидательной любви), тенденций и закономерностей (падения кар и наказаний) совершенно различных отраслей знания.
В феврале 1949 г. П. Сорокин стал директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму, финансируемого филантропом, одним из лидеров бизнеса США, главой фармацевтической корпорации "Лилли эндоумент" Эли Лилли. В концепции центра и нашла отражение, и реальное воплощение интегральная система, теория толерантности П. Сорокина. Две последующие идеи были положены в основу его создания:
– отрицая популярные рецепты предотвращения войн и конфликтов, прежде всего политические средства, демократические преобразования в силу воинственности равно как демократии, так и автократии, утверждая, что даже ООН не может дать длительного мира, Сорокин заявляет: только значительное увеличение альтруизма отдельных личностей, групп, институтов и культур способно установить прочный мир и гармонию между людьми (там же. С.215-216);
– альтруизм, эта бескорыстная, созидательная любовь, является огромной энергией, но "при условии, что мы знаем, как производить ее в изобилии, как аккумулировать и как использовать" (там же. С.217).
Исследуя
потенциал альтруизма, сотрудники Центра
проводили эксперименты по изучению
эффективности "метода добрых дел"
альтруистического
Обратимся к социологии права П. А. Сорокина. Исследуя в 1927 г. "Русскую социологию в ХХ в.", Сорокин отмечает среди социологических школ и такое направление, как "социологизация" юриспруденции, политической науки и экономики. И, действительно, можно согласиться с Сорокиным, что "анализ проблем в этих науках становился все более социологическим" (Сорокин П. А. Русская социология в ХХ в.// Сорокин П. А. О русской общественной мысли. С.36). Среди работ, посвященных фундаментальным проблемам социологии он называет следующие:
– "Общие проблемы гражданского права" И. А. Покровского,
– "Социальные науки и право" Б. А. Кистяковского,
– "Кризис современного правосознания" П. И. Новгородцева,
Информация о работе Социологические взгляды Питирима Сорокина