Социологические взгляды Питирима Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Жизнь и этапы творческого пути;
2.Основные положения социологических взглядов Питирима Сорокина;

2.1.Становление теоретических воззрений
2.2.Система социологии П.Сорокина
2.3. Научные концепции П.Сорокина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовик по социологии.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Московский  Авиационный Институт

(Государственный  Технический Университет «МАИ») 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа  

по социологии

на тему: «Социологические взгляды Питирима Сорокина». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка М-22 группы

Резаева Мария

Проверил:

Семизоров Н. И.

Оценка  за выполнение:________

                  
 
 
 
 
 
 
 

Серпухов 2008 год.

Содержание 
 
 

ВВЕДЕНИЕ   

1.Жизнь и этапы  творческого пути;   

2.Основные положения  социологических  взглядов Питирима Сорокина;

 

2.1.Становление  теоретических воззрений  

2.2.Система социологии П.Сорокина 

2.3. Научные концепции  П.Сорокина   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком  П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников - Парсонса, Мертона, Беккера и других - переведены и изданы, хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои идеологии и теории».

       Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 - 1920-х годов - все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.

Но американский период по-прежнему изучен не достаточно и в значительной степени остается «белым пятном» в науке.

       Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография П.А. Сорокина

 
(1889-1968) 

   Питирим Александрович именуется в энциклопедической  литературе либо как русско-американский социолог и культуролог, либо как пишет И. А. Голосенко - американский социолог русского происхождения (Сорокин П. А. О русской общественной мысли. Спб., 2001. С.4). Кроме того, П. А. Сорокина, юриста по образованию, можно назвать и русско-американским правоведом, ибо достаточно много внимания он уделял рассмотрению философии права, акцентируя внимание на моральных и психологических аспектах - правовой боли, правовом чувстве, морально-правовом критерии. Подобный акцент становится понятным и закономерным, когда мы обращаемся к интеллектуальной биографии Сорокина.

   После долгих скитаний с отцом и братом по селам Коми края, выполняя роль декоратора, художника и чеканщика в местных  церквях, приобретая по случаю нерегулярное образование, в 1903 г. П. А. Сорокин поступил в церковно-учительскую школу при Священном синоде Русской православной церкви. Здесь он познакомился с будущим выдающимся экономистом Н. Д. Кондратьевым, сгинувшим в советской ссылке при сталинском режиме. (Сорокин П. А. Долгий путь. Автобиографический роман. Сыктывкар, 1991. С.36). Общаясь с представителями различных политических партий, претерпевая эволюцию от религиозности к "полуатеистическому отрицанию теологии и обрядов русской православной церкви" (там же. С.37.), Сорокин определяется раз и навсегда со своей идейной позицией социал-революционера, поддерживая прежде всего "борьбу за индивидуальность" правых эсеров в отличие от марксистской "борьбы за существование". Попав в тюрьму в 1906 г. за революционную агитацию, Сорокин тем не менее не падает духом, ибо именно здесь впервые представляется возможность (в точном соответствии с бытовавшей тогда фразой: "В тюрьму, что ли сесть, там хоть спокойно поработаю") ежедневных дискуссий и подробного изучения трудов "Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого, Плеханова, Чернова, Ленина..." (там же. С.39).

   По  воспоминаниям П. А. Сорокина 4-х месячное общение с множеством представителей преступного мира в тюрьме и подсказало ему тему первой книги "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913 г.), написанной еще на третьем курсе Санкт-Петербургского университета.

   Поступив  в 1909 г. в Психоневрологический институт, ориентируясь на имеющуюся здесь кафедру социологии, которой руководили М. М. Ковалевский и Е. В. Де-Роберти, уже через год Сорокин переводится на юридический факультет Петербургского университета, в котором избежал призыва в царскую армию, считая "военную службу - обучением искусству массового убийства" (там же. С.58), и закончив его в 1914 г., остался в аспирантуре, продолжая революционно-пропагандистскую деятельность.

   Именно  Ковалевский оказал большое влияние  на формирование научного мировоззрения  Сорокина, который долгое время был  ассистентом и личным секретарем Ковалевского. Наряду с ним П. А. Сорокин испытал влияние основателя института, всемирно известного психолога и психиатра В. Бехтерева, а так же основателя психологической теории права Л. И. Петражицкого, руководившего научным студенческим кружком в Петербургском университете, непременным участником которого был Сорокин. Среди звездных ученых, под влиянием которых развивалось мировоззрение Сорокина: экономист М. Н. Туган-Барановский, криминологи Н. Розин и А. Жижиленко, профессоры в области римского права И. Покровский и Д. Гримм, философы М. Н. Ростовцев, Н. О. Лосский. (там же. С.59). Как отмечает И. А. Голосенко: "Многие теоретические идеи Петражицкого восхищали Сорокина, он относился к их создателю с непоказным уважением. После Февральской революции, когда Петражицкий решил перебраться в Варшаву, именно Сорокин, бывший в то время секретарем А. Ф. Керенского по проблемам науки, помог ему сделать это" (Голосенко И. А. Питирим Сорокин как историк мировой и русской социологии// Сорокин П. А. О русской общественной мысли. Спб., 2001. С.15). Однако атмосфера войн и революций, вынужденной потери отечества оказала столь сильное негативное влияние на Петражицкого, что он покончил с собой, вскрыв вены.

   По  инициативе Сорокина "Теория права  и государства в связи с  теорией нравственности" Петражицкого была переведена и вышла в 1955 г. в сокращенном варианте в США под названием "Право и мораль" (там же).

   Занимаясь издательской деятельностью у правых эсеров, выступая против ленинской  идеи (поддерживаемой большевиками и  левыми эерами) о замене войны между  нациями глобальной "классовой войной" (Сорокин  П. А. Долгий путь... С.80), критикуя Временное правительство, в 1918 г. Сорокин был приговорен большевиками к расстрелу, однако был спасен не только друзьями, но и благодаря своевременной статье В. И. Ленина "Ценные признания П. Сорокина". В 1919 г. Сорокин начинает служение коммунистической культуре в "царстве смерти", чудом избежав смерти от распространенных тогда - тифа, холеры, истощения, суицида.

   В 1919–1920 гг. П. Сорокин выступил основателем  факультета социологии Петроградского университета. В 1922 г. П. Сорокин, продолжив преподавательскую и научную деятельность в университете, защитил 2-х томную монографию "Система социологии" как докторскую диссертацию, став доктором социологии. Именно в это время защита стала возможной, т.к. Советской властью были восстановлены научные степени и системы их присвоения.

   Будучи  с 1920 по 1921 гг. профессором Петроградского университета, Психоневрологического института, Агрономического института, в 1922 г. Сорокин был выслан из России и жил сначала в Чехословакии по приглашению президента республики Масарика, а затем по приглашению социологов Э. Хайеса, Э. А. Росса с 1923 г. в США. С 1929 г. Сорокин становится профессором социологии, а в 1931 г. стал основателем и деканом социологического факультета Гарвардского университета после шестилетнего преподавания социологии в университете Миннесоты.

   События 1914–1922 гг. способствовали трансформации мировоззрения П. Сорокина от позитивистского, гуманистического к своеобразной "интегральной системе философии, социологии, психологии, этики и личностных ценностей", к интегрализму (восстанавливающему Правду, Добро, Красоту) как характеризовал свое мироощущение сам Сорокин. (Сорокин П. А. Долгий путь. С.166–167, 265). Стремление к интегрализму, стало, по нашему мнению, ведущей характеристикой русской политической философии и философии права с конца XIX в. Результатом стали различные вариации синтеза теорий правового государства и социализма (правовой социализм Б. А. Кистяковского, С. И. Гессена), культурного государства и социализма (культурный социализм П. Б. Струве), правовых и психологических факторов (психологическая теория права Л. И. Петражицкого, Н. М. Коркунова). Наиболее яркое воплощение, цельность и стройность интегрализм получил в творчестве П. А. Сорокина, которому удалось представить гармоничную систему, объединяющую целую гамму факторов, явлений (голода, войны, созидательной любви), тенденций и закономерностей (падения кар и наказаний) совершенно различных отраслей знания.

   В феврале 1949 г. П. Сорокин стал директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму, финансируемого филантропом, одним из лидеров бизнеса США, главой фармацевтической корпорации "Лилли эндоумент" Эли Лилли. В концепции центра и нашла отражение, и реальное воплощение интегральная система, теория толерантности П. Сорокина. Две последующие идеи были положены в основу его создания:

   – отрицая популярные рецепты предотвращения войн и конфликтов, прежде всего  политические средства, демократические  преобразования в силу воинственности равно как демократии, так и автократии, утверждая, что даже ООН не может дать длительного мира, Сорокин заявляет: только значительное увеличение альтруизма отдельных личностей, групп, институтов и культур способно установить прочный мир и гармонию между людьми (там же. С.215-216);

   – альтруизм, эта бескорыстная, созидательная  любовь, является огромной энергией, но "при условии, что мы знаем, как  производить ее в изобилии, как  аккумулировать и как использовать" (там же. С.217).

   Исследуя  потенциал альтруизма, сотрудники Центра проводили эксперименты по изучению эффективности "метода добрых дел" альтруистического перевоспитания: среди студентов, между медсестрами  и пациентами Бостонской психопатической  больницы, среди "закоренелых преступников" из числа отбывающих наказание в тюрьмах штата Айова; а также исследовали альтруистическое перевоплощение личности Будды, Иисуса, Ганди, др. (там же. С.229–230). Эксперименты подтвердили, наряду с другими выводами, закон поляризации П. Сорокина. Согласно этому закону и в противовес Фрейду и Тойнби, люди реагируют и преодолевают фрустрацию и невзгоды в зависимости от типа личности. Возможна позитивная и негативная поляризация. В первом случае реакция людей - рост творческих усилий, альтруистическое перевоплощение, во втором - самоубийство, ожесточение, тупая покорность судьбе. Соответственно, периоды катастроф сопровождаются разрушением одних и созданием других ценностных систем, прежде всего этических и религиозныхт (там же. С.231).

   Обратимся к социологии права П. А. Сорокина. Исследуя в 1927 г. "Русскую социологию в ХХ в.", Сорокин отмечает среди социологических школ и такое направление, как "социологизация" юриспруденции, политической науки и экономики. И, действительно, можно согласиться с Сорокиным, что "анализ проблем в этих науках становился все более социологическим" (Сорокин П. А. Русская социология в ХХ в.// Сорокин П. А. О русской общественной мысли. С.36). Среди работ, посвященных фундаментальным проблемам социологии он называет следующие:

   – "Общие проблемы гражданского права" И. А. Покровского,

   – "Социальные науки и право" Б. А. Кистяковского,

   – "Кризис современного правосознания" П. И. Новгородцева,

Информация о работе Социологические взгляды Питирима Сорокина