Социологический анализ теории капитализма М. Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX — начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки формирования теории капитализма М. Вебера…………….6
1.1. Исторические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера..6
1.2. Теоретические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера.15
Глава 2. Основные положения теории капитализма М. Вебера……………………24
2.1. Вероисповедание и социальное расслоение населения………………………….24
2.2 Этика протестантизма как основа предпринимательства……………………………...28
Заключение………………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Социологический анализ теории капитализма М. Вебера.docx

— 91.07 Кб (Скачать)

При отказе от мирских благ и принципов мирского существования  вообще, идеалом  аскета-христианина   является   систематизированная   деятельность, направленная на преодоление  мирских страстей,  мешающих  сосредоточиться  на служении Богу. Макс  Вебер подчеркивает,  что такая аскеза,  которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному  отрешению от  "мира",  к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу  от  имущества,  от  политических, экономических,  художественных,  эротических,   вообще   от   всех   тварных интересов»[5, с. 234].

Макс Вебер подчеркивает отличие протестантской  профессиональной  аскезы от  традиционной  христианской,  выраженной  в  учении  отцов  церкви  и  их интерпретациях Священного Писания. Так, слова апостола Павла «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»  у  средневекового  теолога  Фомы  Аквинского трактовались  как  императив  для  всего  человеческого  рода  в  целом,  не распространяющийся на богатых людей,  которые  и  без  труда  обладают  всем необходимым. А протестант Бакстер подчеркивал, что богатство не  освобождает от необходимости трудиться, напротив, оно является  предпосылкой  для  более интенсивного труда» [10, с. 81].

Свидетельством успеха является доход, выраженный в деньгах, ибо  такое его измерение лучше всего свидетельствует о  рациональности  деятельности  и служит абстрактной мерой для оценки богоугодности разных видов  труда.  Хотя все профессии равны перед  Богом,  как  подчеркивает  Макс  Вебер,  престиж  и желательность того или иного рода деятельности определяются его  полезностью и доходностью, поскольку  именно  уровень  дохода говорит об избранности.

     Бедность  и  нищета  в  протестантской  культуре  не  только  не  несут позитивных моральных ценностей, но и не могут быть поводом для сострадания и тем более - благотворительности. Бедный неудачник отвержен  Богом,  и  поэтому  от  него отворачиваются и люди. Нищие получают не сочувствие и помощь,  а  презрение, подвергаются преследованиям [10, с. 82].

Таким образом, протестантизм  создает уникальные  духовны  стимулы  для

расширенного воспроизводства, для  постоянного наращивания  капитала,  но  не

ради богатства самого по себе, ради умножения  славы  Божьей  и  собственной уверенности спасении.

Протестантские мировоззренческие установки обусловили  формирование  системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые  легли в основу капиталистического предпринимательства.

Предпринимательство по Максу Веберу связано с тем типом стремления  к обогащению,  к наживе, который существовал всегда и во все времена. Подобный вид обогащения  «авантюристическим»  и подчеркивал его  иррационально-спекулятивный  характер.  Он  основывался  на стремлении к сиюминутной выгоде.

Капиталистическое  предприятие - это предприятие, основанное на «рациональной  организации  свободного  труда». Существуют не внешние  по  отношению  к  индивиду,  а  внутренние,  нравственные, духовные  мотивы, побуждающие  его  к  занятиям  рациональной хозяйственной   деятельностью.

Религии  внедряют   в   сознание   верующих представления  о  смысле  жизни  и  ее  высшей  цели  -  о   спасении.   Для христианства вообще и  протестантизма  в  частности  этой  высшей  жизненной целью является обретение  праведником  вечного  блаженства  в  потустороннем мире. В спасении  осуществляется  полная  реализация  личности  христианина.

     Бедность  и  нищета  в  протестантской  культуре  не  только  не  несут  позитивных моральных ценностей,  но и не могут быть поводом  для сострадания и тем  более  - благотворительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как видно из вышесказанного, Макс Вебер был ученым очень широкого социального кругозора, является одним из наиболее крупных социологов конца XIX - начала XX века. Он оставил заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии. Теория капитализма одна из самых знаменитых теорий Макса Вебера.

Огромное  влияние на религиозные взгляды  ученого оказала его мать Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокой культуры, серьёзно занималась проблемами религии и социальными вопросами. До самой смерти, в 1919 г. она была в тесном интеллектуальном контакте со своим сыном, в котором оживляла потребность в религиозной вере.

Формирование социально-экономических, политических воззрений и теории Макса Вебера во многом определялось общественно-политической ситуацией в Германии в конце XIX века, состоянием науки того времени, а также экономическим состоянием Германии. Будущее Германии Макс Вебер связывал с будущем буржуазии,  от способности которой руководить зависела судьба империи. Формирование самосознания немецкой буржуазии происходило в эпоху, когда на исторической арене появился новый класс - пролетариат.

Все творчество Макса Вебера можно  разделить на три основных периода:

Первый период - до 1898 г 

Второй период - 1903-1910 гг.

Третий период - 1910-1920 гг.

Макс Вебер испытал на себе влияние  ряда мыслителей, определивших во многом, как его методологические установки, так и основы его мировоззрения. Методологические принципы социологии тесно Макса Вебера связаны с теоретической ситуацией, характерной для обществознания конца XIX века.

Макс Вебер испытал на себе два различных  влияния, а именно с одной стороны философии, Иммануила Канта в юности, а с другой, почти в тот же период, он находился под влиянием и был большим почитателем Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса и Фридрих Ницше.

Также определенное влияние на Макса Вебера оказал идеолог учения наук о культуре Вильгельм Дильтей (1833-1911 гг.) - автор концепции «понимающей психологии». Вильгельм Дильтей в качестве исходного пункта своих рассуждений постулирует факт принципиального несходства наук о природе и наук о духе.

Методологию Макса Вебера можно рассматривать даже как своего рода предметно специализированную и модифицированную производную от эпистемологии Генриха Риккерта немецкого философа, одного из основателей баденской школы неокантианства.

По собственному признанию  Макса Вебера, большое значение в формировании его мышления имели работы Карла Маркса, побудившие его к исследованию проблем возникновения и развития капитализма. Макс Вебер относил Карла Маркса к тем мыслителям, которые наиболее сильно воздействовали на социально-историческую мысль XIX - XX веков.

Макс Вебер испытал на себе влияние  ряда философов, социологов, определивших во многом, как его методологические установки, так и его мировоззрение к ним относятся И. Кант, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ницше, В. Дильтей, Г.  Риккерт, В. Виндельбанд,            К. Маркс.

Макса Вебер проводит детальный  анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков  в различных социальных слоях. Наблюдается преобладание протестантов  среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих.

Также существуют различия в образовании на основании вероисповедания. Протестанты учатся в заведениях, где готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству, а католики предпочитают гуманитарную подготовку.

Причину различного поведения Макс Вебер ищет в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедании, а не только в историко-политическом положении.

Существует  множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое  общество. Базовым критерием у Макса Вебера выступает религиозная принадлежность, а также собственность, власть и престиж. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального расслоения.

Протестантизм создает  уникальные  духовные  стимулы  для расширенного воспроизводства, для постоянного наращивания  капитала,  но  не ради богатства  самого по себе, ради умножения  славы  Божьей  и  собственной уверенности  спасении.

Протестантские мировоззренческие установки обусловили  формирование  системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые  легли в основу капиталистического предпринимательства.

Предпринимательство по Максу Веберу связано с тем типом стремления  к обогащению,  к наживе, который существовал всегда и во все времена. Подобный вид обогащения  «авантюристическим»  и подчеркивал его  иррационально-спекулятивный  характер.  Он  основывался  на стремлении к сиюминутной выгоде.

Капиталистическое  предприятие - это предприятие, основанное на «рациональной  организации  свободного  труда». Существуют не внешние  по  отношению  к  индивиду,  а  внутренние,  нравственные, духовные  мотивы, побуждающие  его  к  занятиям  рациональной хозяйственной   деятельностью.

Религии  внедряют   в   сознание   верующих представления  о  смысле  жизни  и  ее  высшей  цели  -  о   спасении.   Для христианства вообще и  протестантизма  в  частности  этой  высшей  жизненной целью является обретение  праведником  вечного  блаженства  в  потустороннем мире. В спасении  осуществляется  полная  реализация  личности  христианина.

Бедность и  нищета  в  протестантской  культуре  не  только  не  несут позитивных моральных  ценностей, но и не могут быть поводом  для сострадания и тем  более  - благотворительности.

Идеи Макса Вебера сегодня  весьма модны для современной  социологической мысли Запада. Они  переживают своеобразный ренессанс, возрождение. Это свидетельствует, что Макс Вебер  был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий  характер, если они сегодня так  востребованы западной социологией  как 

Список  использованных источников:

  1. Батыгин, Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии / Г.С. Батыгин,     Д.Г. Подвойский. – М.: Высшее Образование и Наука, 2007.- 448 с.
  2. Булгаков, С.Н. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Пер. с нем. - В кн.: Макс Вебер и методология истории / С.Н. Булгаков - М.: ИНИОН, 1985.
  3. Вебер, М. Избранные произведения. Социология Макса Вебера / Ю.Н. Давыдова [и др.];   под общ. ред. Давыдова Ю.Н.- М.: Прогресс, 1990. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/index.php. - Дата доступа: 11.03.2011.
  4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/Veber/index.html.- Дата доступа: 10.02.2011
  5. Вебер, М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии / М. Вебер.- М.: ИНИОН, 1985
  6. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии / А.Б. Гофман.- М.: Мартис, 1995.- 204 с.
  7. Громов, И.А. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В. А. Семенов; научн. ред. И.А. Громов.- М.: Ольга, 1996. – 286 с.
  8. Давыдов, Ю.Н. Веберовская социология капитализма / Ю.Н. // Социс.- 1994.- № 8.-9.- С. 185-193.  [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/data/610/601/1231/026_DavydovSotsiologiya_za_rubezhom.pdf - Дата доступа: 28.04.2011
  9. Жизнь и творчество Макса Вебера: доклад [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://dip-ref.ru/kursovye/2517.htm.- Дата доступа: 03.03.2011.
  10. Зарубина, Н.Н.,  Социально-культурные   основы хозяйства и   предпринимательства / Н.Н Зарубина.- М.: «Издательство Магистр», 1998.- 369 с.
  11. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / Г. В. Осипов [и др.];  отв. редактор - Г. В. Осипов. - М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА М), 2001. - 576 с.
  12. Мень, А.В. Библиологический словарь в трех томах /  А.В Мень СПб.: Фонд Меня, 2002. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.evangelie.ru/forum/t6932.html- Дата доступа: 30.04.2011
  13. Мнацаканян, М.О. Место протестантской этики в концепции капитализма М. Вебера / М.О. Мнацаканян // Социс.- 1998.-№ 7.- С. 33-43. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/data/181/881/1216/003.MNATSAKANIAN.pdf-Дата доступа: 29.04.2011
  14. Патрушев, А.И. Расколдованный мир Макса Вебера / А.И. Патрушев. – М.: Московский университет, 1992. - 207 с.
  15. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Ритцер Дж.- СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
  16. Сомин, Н.В. Учебное пособие по курсу: "Экономические категории в священном писании и церковном учении". [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://chri-soc.ru/posobie_main.html- Дата доступа: 29.04.2011
  17. Шигалин, Г. И. Военная экономика в первую мировую войну / Г.И. Шигалин.- М.: Воениздат, 1956. - 332 с. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://militera.lib.ru/research/shigalin_gi/03.html.- Дата доступа: 09.04.2011

 

 

 

 

 

 

 

   

 


Информация о работе Социологический анализ теории капитализма М. Вебера