Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:54, курсовая работа
Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX — начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки формирования теории капитализма М. Вебера…………….6
1.1. Исторические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера..6
1.2. Теоретические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера.15
Глава 2. Основные положения теории капитализма М. Вебера……………………24
2.1. Вероисповедание и социальное расслоение населения………………………….24
2.2 Этика протестантизма как основа предпринимательства……………………………...28
Заключение………………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………………..36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.А. КУЛЕШОВА»
Кафедра политологии и социологии
Социологический анализ теории капитализма М. Вебера
Курсовая работа
студентки третьего курса
факультета экономики и права
отделения «социология»
Максовой Д. Н.
Научный руководитель
Старший преподаватель
Меркулова О. Н.
Могилев 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Предпосылки формирования теории капитализма М. Вебера…………….6
1.1. Исторические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера..6
1.2. Теоретические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера.15
Глава 2. Основные положения теории капитализма М. Вебера……………………24
2.1.
Вероисповедание и социальное
расслоение населения…………………………
2.2 Этика протестантизма как основа
предпринимательства……………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX — начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.
Идеи Макса Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Макса Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: теорию бюрократии, социологию религии, социологию города и социологию труда.
Бурный подъем капитализма побуждал буржуазных ученых разрабатывать теорию его генезиса и сущности. С ее помощью они намеревались доказать несостоятельность марксистской теории первоначального накопления. Рассматривая вопрос, почему рациональный капитализм возник только в Европе, Макс Вебер отводит центральное место проблеме нормативного предписания. Эта проблема была решена лишь на Западе сначала в духовно-культурном, а затем и в социальном аспекте.
Макс Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом, как его методологические установки, так и основы его мировоззрения. Методологические принципы социологии тесно Макса Вебера связаны с теоретической ситуацией, характерной для обществознания конца XIX века.
Макс Вебер испытал на себе влияние ряда философов, социологов, определивших во многом, как его методологические установки, так и его мировоззрение к ним можно отнести И. Канта, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ницше, В. Дильтея, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, К. Маркса.
Веберовские исследования в области социологии религии начались с его работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) и завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвященными анализу мировых религий: индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма и другие. В данной работе Макс Вебер задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией, т. е. проблемой расслоения.
На Западе сложилась уникальная
система духовного
Макс Вебер создал много научных трудов, в том числе: «К истории торговых обществ в средние века» (1889 г.), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891 г.), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905 гг.), «Объективность социально - научного и социально - политического познания»(1904г.), «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906г.), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913г.), русский перевод: «Аграрная история древнего мира» (1923 г.), «Политика как призвание и профессия» (1919 г.) и «Наука как призвание и профессия» (1920 г.) «Хозяйство и общество» (1921г.) и другие.
Целью данной курсовой работы является изучение теории капитализма, предложенной Максом Вебером, и его социологический анализ. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является социологические воззрения Макса Вебера.
Предметом является трактовка теории капитализма Макса Вебера и ее основные положения.
В структуру курсовой работы входит введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Предпосылки формирования теории капитализма М. Вебера
Исторические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920 гг.) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX - начала XX века, оказавшим большое влияние на развитие этой науки.
В 1864 г. 21 апреля родился Макс Вебер в городе Эрфурт, в Тюрингии. Отец его юрист, выходец из семьи промышленников и купцов, занимавшихся текстильным делом, из Вестфалии. В 1869 году Макс Вебер с семьей переселяется в Берлин, где позже будет избран в муниципальный сейм, затем в сейм Пруссии и в рейстаг. Он принадлежал к группе правых либералов, лидером которых был Беннингсен. Его мать, Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокой культуры, серьёзно занималась проблемами религии и социальными вопросами. До самой смерти, в 1919 г. она была в тесном интеллектуальном контакте со своим сыном, в котором оживляла потребность в религиозной вере [12].
Вебер-старший был человеком, который предавался земным наслаждениям, чем (а также многим другим) представлял собой резкую противоположность своей жене. Мать Макса Вебера была набожной кальвинисткой. Она старалась вести аскетическую жизнь, в которой не было бы места для тех удовольствий, которых жаждал ее муж. Заботы матери Макса Вебера носили скорее духовный характер; ее беспокоило то, что она несовершенна, а значит, ее душе не суждено быть спасенной [15, с. 44].
Когда Макс Вебер был ребенком, он не мог подражать сразу обоим родителям. Ему пришлось выбирать. Сначала он, казалось, выбрал отцовский взгляд на жизнь, но позже ему стал ближе подход его матери. Необходимость выбирать между такими полярными противоположностями сказалась на психике Макса Вебера.
В 18 лет Макс Вебер ушел из дома, чтобы какое-то время посещать занятия в Гейдельбергском университете. Макс Вебер уже доказал свое раннее интеллектуальное развитие, но при этом он имел серьезные проблемы в общении и установлении социальных контактов. Поступая в Гейдельберг, Макс Вебер был слишком робким и замкнутым. Однако ситуация быстро изменилась после того, как он стал тяготеть к образу жизни отца и присоединился к отцовскому старому братству дуэлянтов. Там он сформировался в социальном плане. Спустя три семестра Макс Вебер оставил Гейдельберг для прохождения военной службы и в 1884 г. вернулся в Берлин, в дом своих родителей, чтобы пройти курс в Берлинском университете. Он оставался там на протяжении следующих восьми лет, в течение которых закончил свою учебу, получил степень доктора философии, стал адвокатом и начал преподавать в Берлинском университете. Со временем Макс Вебер стал все больше интересоваться экономикой, историей и социологией, которые впоследствии стали делом его жизни. В течение восьми лет пребывания в Берлине Макс Вебер находился в финансовой зависимости от отца. Это обстоятельство все больше его тяготило. В то же самое время Максу Веберу стали ближе ценности его матери, и антипатия к отцу возросла. Он перенял аскетический образ жизни и погрузился в работу [15, с. 44]. Кроме родителей на Макса Вебера большое влияние также оказал его дядя Карл, который на всю жизнь привил юноше уважение к предпринимательству, собственности и вообще капитализму. Исключительные способности определили его карьеру ученого [16].
Диапазон интересов и научной деятельности Макса Вебера был необычайно широк: история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца XIX века, социология религии и методология общественных наук, экономика и юриспруденция, философия и этика, политэкономия, право, социология. Выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.
Формирование социально-
В докапиталистическую эпоху формирующими жизненное поведение элементами выступали магические и религиозные идеи, коренившиеся в них этические представления о долге и призвании. Католицизм, противостоявший экономическому рационализму, служил основой традиционалистских представлений. Протестантизм же с самого начала выступил в роли его союзника в борьбе с католицизмом. Протестантизм еще до формирования собственной этики воспринимался как ересь, и всюду, куда проникал, он способствовал развитию торгового духа. Кальвинистскую диаспору в Нидерландах именовали "рассадником капиталистического хозяйства" [13 с. 37]. Миссия протестантской этики заключалась в том, чтобы обеспечить победу и утверждение капиталистического жизненного уклада, образа мыслей и представлений по всей Европе, сделать их массовым явлением.
Германия накануне первой мировой войны по уровню индустриального развития стояла на втором месте после США. В своем промышленном развитии она обогнала Англию и Францию, хотя на путь капиталистического развития вступила значительно позже них. До середины XIX века Германия была отсталой аграрной страной с сильными пережитками феодально-крепостнических отношений. Промышленность находилась в зачаточном состоянии. Преобладало ремесло и домашнее - капиталистическая промышленность, рассеянная по деревням. Большую часть полуфабрикатов, производившихся машинным способом, Германия получала из Англии, значительно более развитой в промышленном отношении [17].
Немецкая буржуазия в целях свободного развития торговли и промышленности стремилась к политическому и экономическому объединению страны. Крестьяне также были заинтересованы в национальном единстве Германии, так как оно создавало условия для устранения феодальных отношений. Единство страны было необходимо и рабочему классу, стремившемуся к объединению и созданию своей общегерманской партии.
В конце XIX – начале XX века, когда ведущих капиталистических государствах отчетливо обозначился переход к империализму, это явление стало привлекать внимание ученых, в том числе и Макса Вебера. Идея национального империализма как необходимой предпосылки укрепления государства наиболее отчетливо была сформулирована Максом Вебером в его фрейбургской лекции 1895 г. Макс Вебер не дал общей концепции империализма. Но его высказывания вошли в разработанные другими теории империализма составной частью. Он выделял, в частности, соображения престижа, которые побуждали захвату колоний, и указывал, что это в свою очередь укрепляло привилегированное положение кругов, руководивших этими захватами. С этим мотивом экспансии у Макса Вебера увязан и экономический аспект. Он резонно считал, что в экспансии заинтересованы, прежде всего, экономические группы, которые получают прибыли не от производства и продажи товаров на свободном рынке, а стремятся к более высокой монопольной прибыли от эксплуатации колоний и зависимых территорий. Правда, Макс Вебер утверждал, что это является паразитической формой капитализма, который, по его убеждению, принципиально основывается на производстве и эквивалентном обмене товарами условиях свободной рыночной системы. Он полагал, что стремление к монопольному распоряжению рынками сбыта и источниками сырья противоречит природе капитализма как системы свободной конкуренции. Но, с другой стороны, Макс Вебер точно указал на действительную сторону «империалистического капитализма», на то, что экономическая экспансия является важным условием его существования [14, с. 33-34].
Будущее Германии социолог связывал с будущем буржуазии, от способности которой руководить зависела судьба империи. Его постоянно тревожило то, что в Германии звездный час капитализма наступил для буржуазии слишком поздно, когда на сцену выступил ее противник – пролетариат. Особую ответственность он возлагал на бонапартистский режим Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка, приучившего немецкую нацию к мысли, что судьба Германии находится в надежных руках, которые не нуждаются содействии других политических сил [14, с. 38-39].
Период империализма поставил, по
мнению Макса Вебера, новые задачи
перед Германией. Но как раз в
этот момент у нее не оказалось
руководителей хорошего уровня. Борьба
Германии за утверждение в мире,
ее широкая экспансия должны были
способствовать внутриполитической задаче
сплочения нации вокруг такой
политики. Буржуазия лишь в этом
случаи могла вернуть потерянные
способности политического
Информация о работе Социологический анализ теории капитализма М. Вебера