Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:54, курсовая работа
Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX — начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки формирования теории капитализма М. Вебера…………….6
1.1. Исторические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера..6
1.2. Теоретические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера.15
Глава 2. Основные положения теории капитализма М. Вебера……………………24
2.1. Вероисповедание и социальное расслоение населения………………………….24
2.2 Этика протестантизма как основа предпринимательства……………………………...28
Заключение………………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………………..36
Формирование самосознания немецкой буржуазии происходило в эпоху, когда на исторической арене появился новый класс - пролетариат. В то время в Германии существовала борьба немецкого юнкерства, связанного с крупным землевладением, и крепнущей буржуазии, стремящейся к политической самостоятельности. Немецкая буржуазия вынуждена была воевать на два фронта: против консервативно-охранительной тенденции крупных латифундистов, с одной стороны, и против социал-демократии - с другой.
Политическое объединение разрозненных германских государств было осуществлено правительством Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка с помощью политики «железа и крови», путем самого низкого вероломства, дипломатических интриг и войн не только с иностранными государствами, но и со странами, входившими в Германский союз. Объединение Северной Германии вокруг развитой в промышленном отношении Пруссии соответствовало интересам буржуазии. Прусское правительство, выражая интересы крупных помещиков, перестраивавших свое хозяйство на капиталистический лад, стремилось обеспечить союз помещиков с буржуазией и поэтому шло навстречу экономическим требованиям последней [17].
Накануне первой моровой войны Макс Вебер был глубоко разочарован внутри и внешнеполитическим курсом Германии. Снаружи империя была окружена врагами и могла рассчитывать только на стремительно слабеющую Австро-Венгрию. Внутри немецкое общество было расколото на враждебные классы и партии и не имело настоящих, политических лидеров [14, с. 42]. Наряду с высоким совершенством его технических и интеллектуальных достижений, интенсивным становлением новых возможностей и форм деятельности, выявилась напряженность жизненного пространства, на котором все это создавалось. По мере того как материальное начало побеждало и борьба за его интересы приобретала решающее значение, исчезла вера в достижение гармоничного равновесия.
Бурный подъем капитализма побуждал буржуазных ученых разрабатывать теорию его генезиса и сущности. С ее помощью они намеревались доказать несостоятельность марксистской теории первоначального накопления. Рассматривая вопрос, почему рациональный капитализм возник только в Европе, Макс Вебер отводит центральное место проблеме нормативного предписания. Эта проблема была решена лишь на Западе сначала в духовно-культурном, а затем и в социальном аспекте. Большую роль сыграло в этом процессе развитие западноевропейского средневекового города, ставшего революционным элементом сокрушения феодальных порядков.
Ученый признает за идейными и религиозными факторами большую значимость и возможность оказывать сильное воздействие, но вовсе не отрицает роли материального фактора. Он подчеркивает, что религия «нигде не устраняет определенные экономические отношения, если для этого не даны по меньшей мере соответствующие возможности, если при существующих условиях и обстоятельствах стечения интересов не действуют зачастую весьма интенсивные импульсы». В последнем случае «власть религии в ее соперничестве с могущественными экономическими интересами ограничена» [14, с. 143-145]. Также Макс Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой «господствующей» группе концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле [4, с. 65]. Так было с поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Макс Вебер прослеживает исторический путь становления "аскетического рационализма, начиная от его средневековых истоков до его преобразования в чистый утилитаризм". "Победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре с тех пор, как он покоится на механической основе". Связывая этику аскетического протестантизма с "духом капитализма", Макс Вебер, прежде всего, стремился выяснить, в какой степени использовал капитализм для своего продвижения религиозные убеждения, как он сумел разрушить, начиная с XV-XVI веков, средневековые формы регламентации хозяйственной жизни в союзе со складывающейся государственной централизованной властью [13, с. 38]. Буржуазия не могла обойтись без поддержки "того могущественного союзника, который... содействовал капитализму и во времена его становления". Макс Вебер говорит о протестантизме.
Все творчество Макса Вебера можно разделить на три основных периода [9].
Первый период (до 1898 г.) связан с интересом Макса Вебера к науке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средств производства.
В Гейдельбергском университете Макс Вебер изучал юриспруденцию. Однако его интересы не ограничивались одной этой областью: в студенческие годы он еще занимался политэкономией и экономической историей. Занятия Макса Вебера юриспруденцией носили исторический характер. В данный период были написаны такие труды как: «К истории торговых обществ в средние века» (1889 г.), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891 г.), русский перевод: «Аграрная история древнего мира» (1923 г.). Макс Вебер рассматривал эволюцию античного землевладения в связи с социальной и политической эволюцией, обращаясь также к анализу форм семейного уклада, быта, нравов, религиозных культов.
Второй период (1903-1910 гг.) - С 1904 г. Макс Вебер вместе с Вернером Зомбартом и Эдгаром Яффе возглавил журнал «Архив социальной науки и социальной политики». В нем были опубликованы такие значительные его произведения, как «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904 г.) и ставшие всемирно известными статьи под общим заглавием «Протестантская этика и „дух" капитализма» (1905г.).
Вспыхнувшая в 1905 г. первая российская революция вызвала живейший его интерес Макса Вебера. Несколько недель он с утра до вечера просиживает в основанной И. С. Тургеневым русской библиотеке в Гейдельберге. Уже через два месяца Макс Вебер основательно изучил русский язык и мог читать в оригинале русские газеты и журналы. Плодом усиленных занятий стали статьи, опубликованные в 1906 г.: «К положению буржуазной демократии в России» и «Переход России к псевдоконституционализму». Обе были написаны в леволиберальном духе. Макс Вебер точно определил буржуазно-демократические задачи революции, но подчеркнул при этом, что самостоятельные выступления пролетариата лишь ослабляют общее либерально-демократическое движение, а потому играют на руку скорее самодержавие и реакции [14, с. 13-14].
Его личный кризис повлиял на создание теории капитализма. Макс Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материалистически. Он считал, что люди в своей жизни следуют не только своим эгоистическим интересам. Макс Вебер делает в эти годы ряд открытий, он утверждает, что специфический вид рационализма пронизывает экономику и политику, определяет отношения человека к природе, отношения между людьми и господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки. В 1910 году Макс Вебер обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на развитие ценностей западного общества.
Круг интересов Макса Вебера в этот период был широк: он занимался античной, средневековой и новоевропейской историей хозяйства, права, религии и даже искусства, размышлял над современным капитализмом, его историей и его дальнейшей судьбой, изучал проблему капиталистической урбанизации. Интересовался политической ситуацией не только в Германии, но и за ее пределами, в том числе в Америке и в России.
Третий период (1910-1920 гг.) К 1913 г. творчество Макса Вебера вступает в фазу расцвета. Он создает ряд работ по социологии права, социологии религии, аграрным отношениям в античности, публикует в журнале «Логос» программно-теоретическую статью «О некоторых категориях понимающей социологии». Одновременно Макс Вебер готовит для 13-томного «Очерка социальной экономики», в редакцию которого входил, капитальным труд «Хозяйство и общество», а также серию исследований по хозяйственной этике мировых религий [14, с. 14].Также в этот период своего творчества Макс Вебер занимался разработкой рациональных основ религии, пытался проанализировать все формы религии и действия людей, которые они порождают. В этот период он пишет второй по значимости труд «Хозяйство и общество». Данная работа представляет собой один проект, осуществленный в двух вариантах. Первый вариант написан в 1910-14 годах, другой - в 1919-20 годах. Обе части остались незавершенными автором, они представляют собой набросок будущей книги. Первая часть посвящена особенностям западного развития капитализма, вторая - историческим вопросам. При этом социализм, понимаемый как рациональный, считается составной частью западного развития. Рациональный капитализм и рациональный социализм являются двумя альтернативами, в которых развивалось общество [3]. В них описаны умонастроения Макса Вебера после войны, его недовольства политикой Германии в Веймарский период. Религия интересовала Макса Вебера главным образом с точки зрения ее воздействия на общество. Он изучал отношение религии к другим культурным институтам, особенно к экономике. Макса Вебера отличает совмещение исторического и функционального подхода. Одним из важнейших результатов такого совмещения является предложенная Максом Вебером классификация религий как разных типов путей спасения, мотивирующих, прежде всего приятие или неприятие мира.
В дни Ноябрьской революции Макс Вебер поддержал новорожденную республику и активно участвовал в создании леволиберальной Немецкой демократической партии, руководителем которой стал его многолетний друг Фридрих Науман. Но вместо дальнейшею участия в политической жизни и выставления своей кандидатуры в Национальное собрание Макс Вебер в 1919 г. принял приглашение занять кафедру политэкономии в Мюнхенском университете, освободившуюся после ухода одного из лидеров Союза социальной политики и виднейшего представителя катедер-социализма Луйо Брентапо.
В Мюнхенском университете Макс Вебер
начал чтение курсов «Об основных категориях
социологии» и «Очерк всеобщей социально-
экономической истории» и разработку
курса по социализму для будущего семестра.
В политической жизни он почти не участвовал,
по с тревогой наблюдал за ростом шовинистических,
националистических и антисемитских настроений
среди молодежи Германии, видя в этом грозную
опасность для будущности немецкой демократии [14, с. 15]. Такая тревога отчетливо прозвучала
в его публичных докладах, прочитанных
перед студентами Мюнхена
в начале 1919 г.: «Политика как призвание и профессия»
(1919 г.) и «Наука как призвание и профессия»
(1920 г.). Уже посмертно были изданы фундаментальный
труд Макса Вебера «Хозяйство и общество»
(1921г.), где подводились итоги его социологических
исследований.
Таким образом, Макс Вебер (1864-1920 гг.) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX - начала XX века, оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Огромное влияние на религиозные взгляды ученого оказала его мать Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокой культуры, серьёзно занималась проблемами религии и социальными вопросами. До самой смерти, в 1919 г. она была в тесном интеллектуальном контакте со своим сыном, в котором оживляла потребность в религиозной вере.
Формирование социально-
Все творчество Макса Вебера можно разделить на три основных периода:
1.2 Теоретические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера
Макс Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом, как его методологические установки, так и основы его мировоззрения. Методологические принципы социологии тесно Макса Вебера связаны с теоретической ситуацией, характерной для обществознания конца XIX века. Особенно важно правильно понять отношение Макса Вебера к идеям Вильгельма Дильтея и неокантианцев.
Что касается общефилософского, мировоззренческого плана, то Макс Вебер испытал на себе два различных влияния, а именно с одной стороны философии, Иммануила Канта в юности, а с другой, почти в тот же период, он находился под влиянием и был большим почитателем Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса и Фридрих Ницше.
Иммануил Кант привлек Макса Вебера, прежде всего своим этическим пафосом. Кантовскому нравственному требованию честности и добросовестности в научных исследованиях он оставался верным до конца жизни.
Томас Гоббс и особенно Никколо Макиавелли произвели на него сильное впечатление своим политическим реализмом. Как отмечают исследователи, именно тяготение к этим двум взаимоисключающим полюсам: кантовскому этическому идеализму с его пафосом «истины» и политическому реализму с его установкой «трезвости и силы» определило своеобразную раздвоенность мировоззрения Макса Вебера [4, с. 66-67].
Конец XIX века - период становления теоретических воззрений Макса Вебера, связанных с принципами познания социальной действительности. В этот же период, как уже отмечалось, возникло направление в философии, которое отстаивало положение о том, что науки о культуре должны иметь свой собственный методологический фундамент, отличный от познавательных принципов наук о природе (естественных наук).
Одним из идеологов учения наук о культуре явился Вильгельм Дильтей (1833-1911 гг.) - автор концепции «понимающей психологии». Вильгельм Дильтей в качестве исходного пункта своих рассуждений постулирует факт принципиального несходства наук о природе и наук о духе. Первые и вторые отличаются друг от друга, прежде всего, в предметном отношении (иначе говоря, речь здесь идет о признании значимого онтологического своеобразия указанных областей жизни) [1, с. 214]. С точки зрения Вильгельма Дильтея объяснение есть метод наук естественных, понимание - метод наук гуманитарных. В концептуальной системе Вильгельма Дильтея роль интеллектуального флагмана в исследовании широкого круга гуманитарных проблем отводится психологии, точнее - такой ее парадигмальной разновидности как «понимающая психология».
Макс Вебер
мог принять дильтеевскую концепцию понимания
только на уровне заключенной в ней общей
идеи, но не на уровне конкретно-методическом.
Стратегическая модель реализации этой
идеи, именно в том виде, в каком она фигурирует
в работах Вильгельма Дильтея,
представляется Максу Веберу категорически
неприемлемой [1, с. 215]. Вильгельм Дильтей
при всей своей озабоченности методологическими
проблемами был и оставался, прежде всего,
философом.
Информация о работе Социологический анализ теории капитализма М. Вебера