Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:54, курсовая работа
Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX — начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки формирования теории капитализма М. Вебера…………….6
1.1. Исторические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера..6
1.2. Теоретические предпосылки возникновения теории капитализма М. Вебера.15
Глава 2. Основные положения теории капитализма М. Вебера……………………24
2.1. Вероисповедание и социальное расслоение населения………………………….24
2.2 Этика протестантизма как основа предпринимательства……………………………...28
Заключение………………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………………..36
Глава 2. Основные положения теории капитализма М. Вебера
2.1. Вероисповедание и социальное расслоение населения
«Веберовские» исследования в области социологии религии начались с его работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) и завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвященными анализу мировых религий: индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма и других. В работе Макса Вебера над проблемами религии можно выделить два этапа, различающиеся не только по предмету, но отчасти и по направленности исследовательского интереса. На первом этапе, в период работы над «Протестантской этикой», интерес к религии ограничивается главным образом вопросом о том, какую роль сыграло изменение религиозной этики, обусловленное возникновением и развитием протестантизма, в становлении современного капитализма и шире - в проведении в жизнь принципа рациональности. Предметом исследования у Макса Вебера становится, поэтому связь между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности [11, с. 221].
Намеченная в «Протестантской этике» тема - связь и взаимовлияние религии и экономики - сохраняет свое значение и в дальнейших исследованиях религии. Как влияют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности и, главное, на формы ее мотивации, как, далее, те или иные типы ведения хозяйства «деформируют» религиозно-этические принципы - вот одна из главных тем Макса Вебера при исследовании им мировых религий. При этом основным средством анализа у Макса Вебера является сравнение: этого требует его метод идеального типизирования. Основанием сравнения служит, прежде всего, степень рационализации экономической деятельности, допускаемая той или иной религиозной этикой.
В начале своей знаменитой книги
«Протестантская этика и дух
капитализма» Макса Вебер проводит
детальный анализ статистических данных,
отражающих распределение протестантов
и католиков в различных
На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.
Также, совершенно
очевидны различия в образовании
на основании вероисповедания: «среди
абитуриентов-католиков процент
окончивших учебные заведения, которые
готовят к технической и
Макс Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов, политике и коммерции опровергают эту тенденцию: незначительная роль католиков в торгово-промышленной сфере современной Германии тем более поразительна, что она противоречит издавна наблюдаемой и поныне действующей закономерности: национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве, «подчиненных» какой-либо другой «господствующей» группе, обычно - именно потому, что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности,- концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства: этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе» [там же, с. 64-65]. Так было с поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии и евреями на протяжении двух тысячелетий. Между тем католики Германии не подтверждают эту закономерность.
Макс Вебер задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспеченных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в «устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедании, а не только в историко-политическом положении» [4, с. 65].
Макс Вебер кроме религиозного аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Макс Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.
У Макса Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов [6, с. 167].
Учитывая
его методологические принципы и
обобщая его исторические, экономические
и социологические работы, можно
следующим образом
1.
Рабочий класс, лишенный
2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.
3.
Лишенные собственности “белые
воротнички”: технические
4. Администраторы и менеджеры.
5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.
5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.п.
5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели.
Макс Вебер утверждал, что собственники - это “позитивно привилегированный класс”. На другом полюсе - “негативно привилегированный класс”, сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке. Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. Базовым критерием у Макса Вебера выступает религиозная принадлежность, а также собственность, власть и престиж. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что, мы называем стратификационной системой [6, с. 170].
Таким образом, Макса Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. Наблюдается преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих.
Также существуют различия в образовании на основании вероисповедания. Протестанты учатся в заведениях, где готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству, а католики предпочитают гуманитарную подготовку.
Причину различного поведения Макс Вебер ищет в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедании, а не только в историко-политическом положении.
Существует
множество стратификационных
2.2 Этика протестантизма
как основа
На Западе в XIX веке сложилась уникальная система духовного производства, которую Макс Вебер назвал «духом капитализма». Она включает не только рациональную производственную этику, но и рациональный строй жизненного поведения в целом. Ее основой является органичная духовно-нравственная ориентация на повседневную активность, понимаемую как служение Богу в миру. Эту установку Макс Вебер связывает с этикой аскетического протестантизма и сформированной им картиной мира.
Макс Вебер подробно проанализировал те специфические мировоззренческие установки, ту картину мира, которую формирует протестантизм. Именно протестантские мировоззренческие установки обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства.
Макс Вебер подчеркивает, что все особенности протестантизма вытекают из христианского представления о Боге как абсолютно трансцендентном, персонифицированном, активно вмешивающемся в земные дела, карающем и
спасающем по собственному произволу Творце мира. Сотворив мир из ничего,
Бог задает его законы, а вместе с ними и этические нормы человеческого общения, образующие в целом представление о богоугодном, праведном образе
жизни. С этой точки зрения, как Макс Вебер неоднократно подчеркивает, христианская, в том числе и протестантская этика рационализирует образ жизни верующих в целом, поскольку упорядочивает его и подчиняет единым нормам, ориентирует на единые цели.
В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер обосновывал противоположность капитализма и всех некапиталистических, или, как он их называл, традиционных обществ и систем ценностных ориентации [2, с. 68]. Он писал: «Первым противником, с которым пришлось столкнуться "духу" капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в "этическом" обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом».
Под традиционализмом немецкий социолог понимает такой строй мышления и образ действия, при котором человек ориентирован на воспроизводство своего устоявшегося образа жизни и не стремится его изменить.
«"Капиталистическим", - пишет Макс Вебер в "Предварительных замечаниях", пытаясь дать предельно широкое экономическое определение этого понятия - это такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли, посредством использования возможностей обмена, то есть мирного приобретательства». «Для определения понятия, - специально подчеркивает он далее, - важно лишь то, что хозяйственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек в денежном выражении, как бы примитивно это ни совершалось» [8, с. 188]. «Ведь решающим для всех этих типов приобретательства является учет капитала в денежной форме», свидетельствующий о том, что везде здесь идет речь о «рациональности капиталистического предприятия», различающейся в каждом отдельном случае лишь ее «степенью».
Предпринимательство по Максу Веберу связано с тем типом стремления к обогащению, к наживе, который существовал всегда и во все времена: «Стремление к предпринимательству", "стремление к наживе", к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих» [4, с. 47]. Макс Вебер называл подобный вид обогащения «авантюристическим» и подчеркивал его иррационально-спекулятивный характер. Он основывался на стремлении к сиюминутной выгоде, а не к рациональному постоянному ведению дела, поэтому Макс Вебер не считал его типом капиталистического предпринимательства. «...Капиталистическое предпринимательство в своих внешних чертах и в своем "авантюристическом" аспекте было известно всем тем хозяйственным системам, где существовали имущество денежного характера, и возможность использования его для получения прибыли, авантюристический склад мышления, пренебрегающий этическими рамками, также был явлением повсеместным» [8, с. 187].
В «добуржуазных» обществах также существовали крупные предприятия например, плантации, каменоломни, мастерские и т.п., в которых применялись вполне рациональные методы организации труда, достижения рентабельности,
подсчета прибыли. Однако Макс Вебер не рассматривает их как капиталистические. Отличия он видит в том, что их целью являлось удовлетворение реальных потребностей, а не развитие производства как такового, самого по себе.
Капиталистическое предприятие, в понимании Макса Вебера, - это предприятие, основанное на «рациональной организации свободного труда» [4, с. 53]. То есть существуют не внешние по отношению к индивиду, а внутренние, нравственные, духовные мотивы, побуждающие его к занятиям рациональной хозяйственной деятельностью, ориентированной не на удовлетворение непосредственных потребностей, а на саморазвитие.
В основе «капиталистического духа» по Максу Веберу лежит протестантская концепция спасения. Религии внедряют в сознание верующих представления о смысле жизни и ее высшей цели - о спасении. Для христианства вообще и протестантизма в частности этой высшей жизненной целью является обретение праведником вечного блаженства в потустороннем мире. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина.
Информация о работе Социологический анализ теории капитализма М. Вебера