Социологическая служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации проведения социологического исследования, методологических и прикладных основ исследования.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру социологической службы определить специфические черты ее деятельности.
2. Выделить этапы поведения социологического исследования.
3. Определить различия в организации теоретико-прикладного и прикладного исследования.
4. Рассмотреть организацию опросной сети и работу с интервьюерами.
5. Раскрыть сущность организации полевого этапа и контроля за проведением опроса.
6. Определить основные этапы процедуры обработки и анализа данных, полученных в результате социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

курсовая 3-й курс.docx

— 72.25 Кб (Скачать)

     В целом организация опросной сети трудоемкое и дорогостоящее мероприятие, но для проведения республиканских и межгосударственных опросов ее создание является жизненно необходимым. Следует отметить, что главной проблемой  данного структурного подразделения это обеспечения достоверности собираемых интервьюерами (анкетерами) данных, для проверки собранной информации приходится затрачивать дополнительные трудовые и материальные ресурсы, в частности создание отдела контроля качества полевых исследований.  
 

     2.2 Организация полевого  этапа, контроль  за проведением опроса 
 

     При проведении социологического исследования сбор социологической информации осуществляет опросная сеть, в состав которой входят:

       руководитель республиканской опросной  сети; руководители региональных  отделений  опросной сети (бригадиры);

     группа  интервьюеров (анкетеров).

     За  организацию всех полевых работ  отвечает руководитель республиканской опросной сети. Ему поручается:

     координация деятельности опросной сети;

     контроль  за порядком и правилами проведения полевых работ;

     инструктаж  бригадиров;

     прием методических документов исследования от бригадиров, проверка качества их заполнения;

     составление методического отчета об исследовании;

     передача  сведений в бухгалтерию для оплаты работы опросной сети.

     Свои  задачи имеют и руководители региональных отделений (бригадиры). В круг их обязанностей входит:

     формирование  групп интервьюеров (анкетеров) и  их инструктаж;

     организация сбора социологической информации в регионе;

     осуществление контроля за порядком и правилами  проведения полевых работ;

     передача  и получение методических документов исследования от исполнителей полевых работ;

     проверка  выборки, соблюдения интервьюерами (анкетерами) правил отбора респондентов, качества заполнения методических документов исследования;

     получение и сдача материалов исследования руководителю республиканской опросной сети;

     составление методического отчета о ходе полевых  работ;

     передача  сведений руководителю республиканской  опросной сети об оплате труда интервьюеров (анкетеров) регионального отделения.

     Основной  задачей группы интервьюеров (анкетеров) является сбор первичной социологической информации в соответствии с инструкциями, порядком и правилами проведения полевых работ, полученных от своих бригадиров.

       Опросная сеть осуществляет сбор  социологической информации на основе инструкции, которая специально разрабатывается для каждого исследования руководителем республиканской опросной сети. В инструкции, предназначенной бригадирам, указывается:

     1. Срок проведения исследования.

     2. Цель исследования

     3. Обязанности бригадира опросной сети.

     4. Порядок и правила проведения полевых работ характеристика выборки, объяснение принципов отбора респондентов.

     Параллельно с опросной сетью создается группа контроля. Ее задача - контроль за качеством работы опросной сети. Подбор в группу осуществляется по тем же принципам, что и в опросную сеть. В ее состав входит руководитель, подчиняющийся непосредственно администрации социологической службы, и 3-4 сотрудника в каждом из областных центров, которые выезжают с проверками в региональные точки полевых работ.

     К основным направлениям контроля качества собираемой информацииотносятся:

     1) Контрольные обходы. Они проводятся  бригадирами, наиболее доверенными  интервьюерами или сотрудниками  фирмы по отдельным респондентам  в том случае, если есть возможность  идентифицировать респондентов (например, при опросах по месту жительства  или работы/учебы). Выясняется не  только сам факт опроса, но  и то, задавались ли все вопросы. Такой метод непригоден, когда повторный опрос невозможен (например, при опросах в торговых точках, заочных опросах через газеты, опросах анонимных алкоголиков и наркоманов).

     2) Визуальный контроль первичных документов. Анкета, опросный лист, бланк интервью, с которыми активно работали интервьюер или респондент, всегда имеют на себе следы этой деятельности. Опытный проверяющий с высокой степенью вероятности может отличить бланк, который был в работе от того, который заполнен самим интервьюером.

     3) Статистический анализ полученных данных. Нередко 
недобросовестные интервьюеры прибегают к таким приемам, как дублировании ответов, либо заполнение случайным образом. 
Многие из этих хитростей выявляются с помощью анализа массива в 
компьютере. В принципе, если такие нарушения носят массовый характер, они выявляются с помощью перекрестного анализа несколькими методами (кластерного, дисперсионного, корреляционного). Недостаток этого метода состоит в том, что при опросе больших массивов по достаточно простым анкетам достоверные данные могут выглядеть как фальсифицированные.

     Ни  один из перечисленных методов не дает абсолютно надежного результата. Выявить бракоделов, не обидев при  этом честных работников, можно только сочетая разные методы; но и в  этом случае проверяющий не застрахован  от ошибок. Поэтому огромную роль при  проведении проверок имеет психологический  фактор, внутренняя убежденность проверяющего в своей правоте и оценка им личности проверяемого.

     Однако  главным способом обеспечения качества информации является внутренний социальный контроль со стороны самой группы интервьюеров. Есть два принципиально  разных способа организации такого контроля - через конкуренцию (взаимное доносительство) и через формирование кругов с высоким уровнем взаимного  доверия. При первом способе исследователь (бригадир) не стремится создать  из интервьюеров сплоченную группу. Наоборот, он инициирует конкуренцию между  интервьюерами. Выражая высокую  степень личного доверия к  некоторым из них, он поощряет их следить  за остальными исполнителями и сообщать ему о случаях недобросовестной работы.

     При использовании второго подхода  руководитель формирует из интервьюеров сплоченную группу, добиваясь утверждения  в ней отношения к качественной работе как высшей ценности данной группы. При этом все сотрудники должны очень хорошо относиться к  руководителю и понимать важность проводимой ими работы. В таких группах  случайные люди недопустимы. Данный способ является довольно эффективным, но его далеко не всегда можно использовать.

     Этот  этап исследования является наиболее ответственным, поскольку тут проверяется качество ранее проделанной работы, связанной с разработкой программы и инструментария и зависит успех дальнейшего хода всего исследования. 
 

     2.3  Обработка и анализ данных 
 

     Главная задача заключительного этапа социологического исследования — анализ и интерпретация полученных данных, обобщение выводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изменений работы изучаемого социального механизма.

     В социологии используется несколько  методов исследования. Но наиболее распространенным и широко применяемым  является опрос. Таким образом, обработка  социологических данных предполагает обработку данных, полученных с помощью  анкет.

     Совершается оно по этапам:

     1. Сортировка собранных анкет. Цель – выбрать только правильно и точно заполненные анкеты (90% верны).

     2. Техническая обработка анкет (свыше 100 анкет – обрабатывает компьютер, менее 100 – возможен и человек). Включает в себя следующие процедуры:

     • Определение среднеарифметических показателей;

     • Определение процентных показателей;

     • Построение ранжированных рядов по признаку убывания от большего к меньшему;

     • Создание группировок (разделение ранжированных рядов на 3 группы: высокие, средние, низкие);

     • Определение модальных значений по каждому из вопросов (модальный признак – признак, получивший наиболее высокие показатели);

     • Определение медианы (медиана – показатель ранжированного ряда, находящийся по середине и разделяющий его на две части);

     • Определение корреляционных признаков (показатели, характеризующие зависимость одних явлений от других). Например: возраст – характер досуговой деятельности; пол – любимые занятия.

     3. Построение графиков, диаграмм и составление таблиц.

     4. Интерпретация, объединение и описание результатов, получившихся в ходе обработки материалов.

     5. Написание рекомендаций, направленных на совершенствование либо изменение изучаемого объекта.

     Данные, полученные в социологическом исследовании на стадии: сбора эмпирического материала, как правило, обрабатываются с помощью  компьютерных программ. Один из самых  распространенных пакетов обработки  социологической информации — пакет SPSS, разработанный в США.

     Основным  достоинством программного комплекса SPSS, как одного из самых существенных достижений в области компьютеризированного  анализа данных, является самый широкий  охват существующих статистических методов, который удачно сочетается с большим количеством удобных  средств визуализации результатов  обработки. Программный комплекс SPSS развивается уже на протяжении 43 лет, самая последняя  версия, предоставляет широкие возможности не только в сфере психологии, социологии, биологии и медицины, но и в области маркетинговых исследований и управлении качеством продукции, что значительно расширяет применимость комплекса.

     В отличие от других средств анализа, данные SPSS охватывают весь аналитический  процесс и прост в использовании.

     SPSS Base – ключевой элемент пакета SPSS, обеспечивающий доступ к данным, управление, подготовку данных к  анализу, анализ данных, создание  отчетов. SPSS  – программное обеспечение для ввода, редактирования и табулирования базы данных – используется для ввода и обработки данных как больших, так и малых опросов, исследований, а также переписи населения. Использование SPSS для формирования базы данных полностью исключает ошибки операторов ЭВМ, что положительно сказывается на результатах исследования. Программа SPSS имеет следующие достоинства при обработке и анализе данных:

  • Программное обеспечение имеет удобный и простой интерфейс;
  • Позволяет отражать фактический вид вопросника на экране компьютера, тем самым, облегчая ориентацию оператора в процессе ввода базы данных;
  • Позволяет автоматизировать процесс ввода данных в базу;
  • Контролирует логику вопросника в режиме реального времени и предотвращает несанкционированный ввод данных;
  • Позволяет анализировать сформированную базу данных, используя целый ряд инструментов;
  • Программа совместима с большинством статистических пакетов, в том числе с CSPro, Stata, а также MS Excel.

     Каждый  метод сбора информации порождает  специфические процедуры ее обработки. Рассмотрим процедуру обработки данных при анкетном опросе. Выделяют следующие этапы:

  • редактирование данных,
  • кодирование данных,
  • контроль данных и исправление ошибок,
  • построение переменных (индексов),
  • анализ данных.

Информация о работе Социологическая служба