Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации проведения социологического исследования, методологических и прикладных основ исследования.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру социологической службы определить специфические черты ее деятельности.
2. Выделить этапы поведения социологического исследования.
3. Определить различия в организации теоретико-прикладного и прикладного исследования.
4. Рассмотреть организацию опросной сети и работу с интервьюерами.
5. Раскрыть сущность организации полевого этапа и контроля за проведением опроса.
6. Определить основные этапы процедуры обработки и анализа данных, полученных в результате социологического исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Все социальные процессы есть в конечном итоге результат передачи информации между различными социальными группами и слоями в обществе. Социологические исследования выполняют важнейшую социальную функцию. Они служат каналом адекватной передачи значимой информации из одних социальных слоев в другие.
Для того, чтобы провести хорошее социологическое исследование, необходимо, чтобы:
Прежде чем приступать к подготовке исследования, социолог обязан определить, к какому именно типу будет относиться его исследование. Это важно сделать потому, что многие чисто практические вопросы, связанные с проведением исследования, будут определяться тем, к какому типу оно относится. В теоретико-прикладной и прикладной социологии очень мало правил и приемов, которые носят универсальный характер. Оформление программы и отчета, содержание анкеты и договора во многом определяются тем, к какому типу принадлежит данное исследование.
Вопросами
организации социологических
Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации проведения социологического исследования, методологических и прикладных основ исследования.
Задачи:
Объектом курсовой работы является изучение процедур организации и проведение социологического исследования.
Предметом является структура и специфика деятельности социологического коллектива, при организации и проведении опроса.
Курсовая
работа состоит из двух глав. В первой
главе рассматривается
Глава
1
1.1
Структура социологической
службы и специфика
деятельности
Структура исследовательских коллективов в социологии, в силу специфики самой профессии, значительно отличается от того, что можно наблюдать во многих других сферах деятельности. Эти отличия обусловлены двумя факторами. Во-первых, как уже говорилось выше, большинство социологических исследований неизбежно носят междисциплинарный характер. Более того, спектр дисциплин от исследования к исследованию может заметно меняться. Социологические и маркетинговые фирмы очень редко могут себе позволить сосредоточиться на единственной тематике. Конечно, существуют фирмы, которые имеют постоянного заказчика и специализируются, например, на мониторинге отношения населения к различным телевизионным каналам, на изучении политической конъюнктуры или спроса на медицинские услуги. Однако большинство мелких и средних фирм вынуждены принимать заказы на исследования самого разного профиля.
Вторая
особенность состоит в
Таким образом, в общем случае можно выделить три вида коллективов, с которыми приходится иметь дело социологу.
При организации взаимодействия в каждом из этих коллективов приходится со специфическим кругом проблем.
Во времена социализма центром развития социологии в СССР и практически единственной многопрофильной социологической фирмой на территории страны был Институт социологии Академии наук СССР и ряд его региональных подразделений. Специализированные социологические лаборатории и сектора были созданы в ряде академических учреждений и вузов (например, в Институте этнографии АН СССР). Кроме того, в крупнейших университетах (в Москве, Ленинграде, Новосибирске и т. д.) открылись факультеты и кафедры социологии, занимавшиеся подготовкой специалистов широкого профиля. Узкоспециализированные социологические службы, как правило, возникали при крупных предприятиях и учреждениях.
С развитием рыночных отношений появилась потребность и возможность, создания фирм, специализирующихся на массовых социологических опросах и других методах сбора информации о населении. Такие фирмы в конечном итоге обслуживают потребности рынка не только товаров и услуг, но и информационные, политические и другие рынки. Этим фактом определяется структура подобных фирм. При всем разнообразии направлений деятельности, есть некоторые общие принципы, определяющие их организацию.
Фирмы различаются в зависимости от основного направления их деятельности. Можно выделить по крайней мере два основания для классификации фирм. Первое - какое место занимают социологические исследования в работе фирмы. С этой точки зрения можно выделить фирмы, занимающиеся исключительно или почти исключительно аналитической деятельностью, и фирмы, в которых аналитика составляет лишь одно из направлений деятельности, наряду с рекламой, продажами, а нередко и производством товаров и услуг.
Вторым
принципом классификации
Число фирм, относящихся к каждому из классов, заметно различается. Большинство таких фирм ориентированы на проведение исследований в разных сегментах рынков и даже шире - в разных сферах социальных отношений. Это связано с тем, что многоотраслевая ориентация позволяет более уверенно чувствовать себя на рынке услуг, не опасаясь существенных колебаний рынков. Специализированные фирмы, занимающиеся исключительно исследованиями в одном или нескольких фиксированных направлениях - вообще большая редкость. В таком режиме могут выжить только очень крупные национальные или международные фирмы, имеющие в качестве заказчика национальные правительства крупных государств или транснациональные корпорации. Маленькие фирмы, специализирующиеся на исследованиях в одной-двух отраслях, практически не имеют шанса на выживание.
В зависимости от характера задач, решаемых фирмами, различаются и их организационные структуры. Фирмы, имеющие узкую специализацию и постоянных заказчиков, осуществляют всю подготовительную и аналитическую работу исключительно или почти исключительно силами своих сотрудников и поэтому редко привлекают специалистов для временного сотрудничества. В противоположность этому, фирмы с широким отраслевым профилем нередко вынуждены обращаться к узким специалистам в тех отраслях, на исследование в которых получен заказ. Если фирме регулярно заказывают маркетинговые исследования, связанные с продажей самых разных товаров и услуг, она не может, естественно, содержать в штате специалистов по парфюмерии, бытовым холодильным установкам, политическим программам партий, страхованию жизни и т. д. При получении каждого нового заказа фирма вынуждена прибегать к услугам экспертов, например, из состава тех же заказчиков. Фирмы, специализирующиеся на социологических и маркетинговых исследованиях, имеют, как правило, специализированные подразделения, занимающиеся подготовкой методики исследований, выборки, организацией полевого этапа (полевой отдел, методический отдел и т.д.). Компании, в которых исследовательская работа - лишь часть их основной деятельности, обычно имеют в своем составе лишь небольшие отделы или группы (3-5 человек), каждый член которых выполняет несколько функций.
Большинство действующих фирм в той или иной степени сочетает в себе элементы структуры «идеальных типов». Так, даже высокоспециализированные фирмы периодически привлекают «внешних» специалистов. Широкопрофильные компании могут иметь в своем составе временные или постоянные подразделения, занимающиеся отдельными проектами.
При всей важности внутренней специализации, ее уровень в социологических фирмах всегда ниже, чем в исследовательских и проектных коллективах, работающих в технической или естественнонаучной сфере. Это проявляется, прежде всего, в том, что многие сотрудники совмещают исследовательские и вспомогательные функции. Этому есть ряд причин.
Во-первых, большинство социологов работают, в относительно небольших фирмах, либо в маркетинговых отделах, включающих всего несколько сотрудников (4-6 человек). Содержать большой штат им экономически невыгодно, поэтому сотрудники вынуждены совмещать функции (например, отвечать за выборку и анализ одновременно).
Во-вторых, играет роль психологический момент. Люди идут заниматься наукой или даже прикладными исследованиями не только из-за заработка большую роль играет творческий интерес. Трудно заставить человека всю жизнь заниматься однообразными техническими процедурами, связанными с организацией выборки, если рядом с ним работают люди, горящие в огне творчества. Не упрощает ситуации даже относительно высокий заработок «технарей» - возникает хорошо известная в социологии ситуация «раскристаллизации статусов», неизбежно ведущая к росту внутригруппового напряжения. Поэтому обычно специализация в какой-либо технической сфере сочетается с разработкой конкретной содержательной проблемы.
В-третьих, специалист по
Проведенный
анализ показал, что роль социологической
службы в организации и проведении
социологических исследований неоценима.
В основе структуры данной организации
лежит принцип соблюдения логики
социологического исследования, следование
его основным этапам и принципам
служит основой создания его структурных
подразделений, которые в свою очередь
обеспечивают отлаженную работу при
проведении социологического исследования.