Социологическая служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации проведения социологического исследования, методологических и прикладных основ исследования.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру социологической службы определить специфические черты ее деятельности.
2. Выделить этапы поведения социологического исследования.
3. Определить различия в организации теоретико-прикладного и прикладного исследования.
4. Рассмотреть организацию опросной сети и работу с интервьюерами.
5. Раскрыть сущность организации полевого этапа и контроля за проведением опроса.
6. Определить основные этапы процедуры обработки и анализа данных, полученных в результате социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

курсовая 3-й курс.docx

— 72.25 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Все социальные процессы есть в конечном итоге результат передачи информации между различными социальными группами и слоями в обществе. Социологические исследования выполняют важнейшую социальную функцию. Они служат каналом адекватной передачи значимой информации из одних социальных слоев в другие.

     Для того, чтобы провести хорошее социологическое  исследование, необходимо, чтобы:

  • Исполнитель адекватно воспринял, чего от него хочет заказчик, при условии, что сам заказчик далеко не всегда может грамотно сформулировать задание не только на языке исполнителя, но и на своем собственном языке.
  • Исполнитель сумел бы выразить содержание заказа на своем языке, то есть на языке социологии.
  • Исполнитель перевел бы содержание проблемы на язык объекта, то есть того социального слоя, изучать который ему предстоит с подачи заказчика.
  • Исполнитель, получив необходимую ему информацию от объекта, сумел снова сформулировать ее в терминах социологии.
  • Исполнитель сумел бы перевести содержание своих выводов на язык заказчика и адекватно передать ему это содержание.

     Прежде  чем приступать к подготовке исследования, социолог обязан определить, к какому именно типу будет относиться его  исследование. Это важно сделать  потому, что многие чисто практические вопросы, связанные с проведением  исследования, будут определяться тем, к какому типу оно относится. В теоретико-прикладной и прикладной социологии очень мало правил и приемов, которые носят универсальный характер. Оформление программы и отчета, содержание анкеты и договора во многом определяются тем, к какому типу принадлежит данное исследование.

     Вопросами организации социологических исследований занимались такие авторы как Д.Г. Ротман, С.Н. Бурова, Е.М. Бабосов, Г.С. Батыгин, В. Г. Гречихин, И. Ф. Девятко, Г. В. Осипов,  В. А. Ядов, А.Н. Елсуков, А.А. Сусоколов.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации проведения социологического исследования, методологических и прикладных основ исследования.

     Задачи:

  1. Рассмотреть структуру социологической службы определить специфические черты ее деятельности.
  2. Выделить этапы поведения социологического исследования.
  3. Определить различия в организации теоретико-прикладного и прикладного исследования.
  4. Рассмотреть организацию опросной сети и работу с интервьюерами.
  5. Раскрыть сущность организации полевого этапа и контроля за проведением опроса.
  6. Определить основные этапы процедуры обработки и анализа данных, полученных в результате социологического исследования.

     Объектом  курсовой работы является изучение процедур организации и проведение социологического исследования.

     Предметом является структура и специфика  деятельности социологического коллектива, при организации и проведении опроса.

     Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается организация  социологического коллектива, и особенности  организации основных типов исследований (теоретико-прикладного и прикладного). Во второй главе раскрыты такие этапы социологического исследования как организация опросной сети, организация этапа сбора и проведение процедуры обработки и анализа данных. 

 

     Глава 1 

     1.1 Структура социологической службы и специфика деятельности 
 

     Структура исследовательских коллективов  в социологии, в силу специфики самой профессии, значительно отличается от того, что можно наблюдать во многих других сферах деятельности. Эти отличия обусловлены двумя факторами. Во-первых, как уже говорилось выше, большинство социологических исследований неизбежно носят междисциплинарный характер. Более того, спектр дисциплин от исследования к исследованию может заметно меняться. Социологические и маркетинговые фирмы очень редко могут себе позволить сосредоточиться на единственной тематике. Конечно, существуют фирмы, которые имеют постоянного заказчика и специализируются, например, на мониторинге отношения населения к различным телевизионным каналам, на изучении политической конъюнктуры или спроса на медицинские услуги. Однако большинство мелких и средних фирм вынуждены принимать заказы на исследования самого разного профиля.

     Вторая  особенность состоит в специфике  объекта исследования. Никакой самый  высокий уровень технологий не может  заменить в социологическом исследовании живого человека - интервьюера, анкетера, оператора. Но потребность в количестве и качестве «рядовых исполнителей» - величина переменная. Невозможно держать в штате фирмы сотрудников этого уровня. Однако и набирать каждый раз «людей со стороны» также не является выходом из положения. Далеко не каждый человек по своим личностным качествам способен выполнять эти функции.   Опыт зарубежных  агентств  показывает,  что  из  общего  числа претендентов на исполнительскую работу в сфере массовых обследований не более 30-40% реально могут заниматься ею.

     Таким образом, в общем случае можно  выделить три вида коллективов, с  которыми приходится иметь дело социологу.

  • Постоянный коллектив социологической фирмы.
  • Круг экспертов, привлекающихся для участия в отдельных проектах и не входящих в состав постоянных сотрудников.
  • Совокупность временных технических сотрудников (исполнителей) - операторов, интервьюеров, анкетеров, привлекаемых по мере надобности.

     При организации взаимодействия в каждом из этих коллективов приходится со специфическим кругом проблем.

     Во  времена социализма центром развития социологии в СССР и практически единственной многопрофильной социологической фирмой на территории страны был Институт социологии Академии наук СССР и ряд его региональных подразделений. Специализированные социологические лаборатории и сектора были созданы в ряде академических учреждений и вузов (например, в Институте этнографии АН СССР). Кроме того, в крупнейших университетах (в Москве, Ленинграде, Новосибирске и т. д.) открылись факультеты и кафедры социологии, занимавшиеся подготовкой специалистов широкого профиля. Узкоспециализированные социологические службы, как правило, возникали при крупных предприятиях и учреждениях.

     С развитием рыночных отношений появилась  потребность и возможность, создания фирм, специализирующихся на массовых социологических опросах и других методах сбора информации о населении. Такие фирмы в конечном итоге обслуживают потребности рынка не только товаров и услуг, но и информационные, политические и другие рынки. Этим фактом определяется структура подобных фирм. При всем разнообразии направлений деятельности, есть некоторые общие принципы, определяющие их организацию.

     Фирмы различаются в зависимости от основного направления их деятельности. Можно выделить по крайней мере два основания для классификации фирм. Первое - какое место занимают социологические исследования в работе фирмы. С этой точки зрения можно выделить фирмы, занимающиеся исключительно или почти исключительно аналитической деятельностью, и фирмы, в которых аналитика составляет лишь одно из направлений деятельности, наряду с рекламой, продажами, а нередко и производством товаров и услуг.

     Вторым  принципом классификации является уровень специализации фирмы  в той или иной конкретной сфере  социальных отношений. Существуют фирмы, предоставляющие услуги широкого профиля  и фирмы, специализирующиеся в отдельных отраслях (секторах рынка - например, в сфере медицины или книжной торговли). Фирмы первого типа принимают заказы на исследования и другие услуги у предприятий, представляющих самые разные отрасли, причем список этот не фиксирован. Фирмы второго типа специализируются на обслуживании какой-либо одной отрасли, либо имеют группу постоянных заказчиков.

     Число фирм, относящихся к каждому из классов, заметно различается. Большинство  таких фирм ориентированы на проведение исследований в разных сегментах  рынков и даже шире - в разных сферах социальных отношений. Это связано  с тем, что многоотраслевая ориентация позволяет более уверенно чувствовать себя на рынке услуг, не опасаясь существенных колебаний рынков. Специализированные фирмы, занимающиеся исключительно исследованиями в одном или нескольких фиксированных направлениях - вообще большая редкость. В таком режиме могут выжить только очень крупные национальные или международные фирмы, имеющие в качестве заказчика национальные правительства крупных государств или транснациональные корпорации. Маленькие фирмы, специализирующиеся на исследованиях в одной-двух отраслях, практически не имеют шанса на выживание.

     В зависимости от характера задач, решаемых фирмами, различаются и  их организационные структуры. Фирмы, имеющие узкую специализацию  и постоянных заказчиков, осуществляют всю подготовительную и аналитическую работу исключительно или почти исключительно силами своих сотрудников и поэтому редко привлекают специалистов для временного сотрудничества. В противоположность этому, фирмы с широким отраслевым профилем нередко вынуждены обращаться к узким специалистам в тех отраслях, на исследование в которых получен заказ. Если фирме регулярно заказывают маркетинговые исследования, связанные с продажей самых разных товаров и услуг, она не может, естественно, содержать в штате специалистов по парфюмерии, бытовым холодильным установкам, политическим программам партий, страхованию жизни и т. д. При получении каждого нового заказа фирма вынуждена прибегать к услугам экспертов, например, из состава тех же заказчиков. Фирмы, специализирующиеся на социологических и маркетинговых исследованиях, имеют, как правило, специализированные подразделения, занимающиеся подготовкой методики исследований, выборки, организацией полевого этапа (полевой отдел, методический отдел и т.д.). Компании, в которых исследовательская работа - лишь часть их основной деятельности, обычно имеют в своем составе лишь небольшие отделы или группы (3-5 человек), каждый член которых выполняет несколько функций.

     Большинство действующих фирм в той или  иной степени сочетает в себе элементы структуры «идеальных типов». Так, даже высокоспециализированные фирмы периодически привлекают «внешних» специалистов. Широкопрофильные компании могут иметь в своем составе временные или постоянные подразделения, занимающиеся отдельными проектами.

     При всей важности внутренней специализации, ее уровень в социологических фирмах всегда ниже, чем в исследовательских и проектных коллективах, работающих в технической или естественнонаучной сфере. Это проявляется, прежде всего, в том, что многие сотрудники совмещают исследовательские и вспомогательные функции. Этому есть ряд причин.

     Во-первых, большинство социологов работают, в  относительно небольших фирмах, либо в маркетинговых отделах, включающих всего несколько сотрудников (4-6 человек). Содержать большой штат им экономически невыгодно, поэтому сотрудники вынуждены совмещать функции (например, отвечать за выборку и анализ одновременно).

     Во-вторых, играет роль психологический момент. Люди идут заниматься наукой или даже прикладными исследованиями не только из-за заработка большую роль играет творческий интерес. Трудно заставить человека всю жизнь заниматься однообразными техническими процедурами, связанными с организацией выборки, если рядом с ним работают люди, горящие в огне творчества. Не упрощает ситуации даже относительно высокий заработок «технарей» - возникает хорошо известная в социологии ситуация «раскристаллизации статусов», неизбежно ведущая к росту внутригруппового напряжения. Поэтому обычно специализация в какой-либо технической сфере сочетается с разработкой конкретной содержательной проблемы.

       В-третьих, специалист по методам  анализа информации должен не  только знать формальный аппарат, но и чувствовать, что именно он дает для содержательного анализа. Методы статистического анализа должны применяться эффективно и красиво. Методолог, увлеченный своей работой, зачастую заинтересован не столько в том, чтобы получить интересные выводы, сколько в том, чтобы применить новый более сложный метод, не всегда заботясь об его эффективности при решении данной конкретной задачи. Точно так же специалист по организации выборки может быть обеспокоен ее математической корректностью, не особенно заботясь при этом о практических возможностях реализации идеальной схемы. В таких случаях необходим разумный компромисс, достижение которого требует, с одной стороны, хорошего понимания сущности применяемой методики, с другой - адекватного понимания задач, стоящих перед исследованием.

     Проведенный анализ показал, что роль социологической  службы в организации и проведении социологических исследований неоценима. В основе структуры данной  организации  лежит принцип соблюдения логики социологического исследования, следование его основным этапам и принципам  служит основой создания его структурных  подразделений, которые в свою очередь  обеспечивают отлаженную работу при  проведении социологического исследования. 
 
 

Информация о работе Социологическая служба