Социологическая служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации проведения социологического исследования, методологических и прикладных основ исследования.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру социологической службы определить специфические черты ее деятельности.
2. Выделить этапы поведения социологического исследования.
3. Определить различия в организации теоретико-прикладного и прикладного исследования.
4. Рассмотреть организацию опросной сети и работу с интервьюерами.
5. Раскрыть сущность организации полевого этапа и контроля за проведением опроса.
6. Определить основные этапы процедуры обработки и анализа данных, полученных в результате социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

курсовая 3-й курс.docx

— 72.25 Кб (Скачать)

     1.2 Этапы проведения и особенности организации теоретико-прикладного и прикладного исследований 
 

     Организация социологического исследования есть комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективной исследовательской деятельности, на качественное решение поставленных задач.

     Социологические исследования проводятся поэтапно. Предлагаемое деление является в определенной мере условным, так как этапы исследовательской работы могут пересекаться, накладываться друг на друга, а в некоторых случаях - менять свою последовательность. Вместе с тем должно быть соблюдено главное условие: все процедуры, присущие каждому из этапов, выполняются в полном объеме. Структура организации социологических исследований выглядит следующим образом.

     Социологическое исследование направлено на получение  системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, представителей общественных организаций, партий и объединений, органов государственного управления, средств массовой информации). Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности. Эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла. Таковыми являются:

     1) подготовительный этап;

     2) полевой этап;

     3) подготовка к обработке и обработка  информации;

     4) анализ информации и подготовка  итоговых документов социологического исследования.

     1. Подготовительный этап эмпирического  социологического исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

     2.  Полевой этап (или этап сбора  первичной социологической информации) связан со сбором информации "в  поле", т.е. в зоне практических  действий социолога  получение  информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.

     3.  Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ, это задача математика-программиста. В некоторых случаях (при небольших массивах и незначительном объеме инструментария) обработка информации производится вручную.

     4. Анализ информации и подготовки итоговых документов (или заключительный этап). Методологический инструмент анализа  программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают:

     1) информационная справка;

     2) информационная записка; 

     3) аналитическая записка;

     4) отчет о научно-исследовательской  работе.

     Аналитическая записка и отчет должны содержать  выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

     Число этапов предлагаемых различными авторами варьируется, однако данные несовпадения правомерны, так как число этапов и их содержательное наполнение находится под влиянием целей и задач исследования, материальных возможностей, уровня теоретической разработанности проблематики. Однако принципиально зависит от вида проводимого исследования.

     Граница, разделяющая теоретико-прикладное и прикладное исследования, определяется в зависимости от основной цели, по преимуществу связанной с углублением научного знания о социальных процессах или же преимущественно направленной на непосредственное решение конкретных социальных проблем. В теоретико-прикладном исследовании социальный заказ часто имеет место как некая общественная потребность, "взывающая" к ее изучению и удовлетворению. В прикладном же имеется и конкретный заказчик, управленческий орган, непосредственно заинтересованный в помощи исследователей.

     Вследствие  несомненных различий содержания программ теоретико-прикладных и прикладных исследований, неодинаковы и способы их организации: порядок действий, распределение ресурсов, практические трудности, которые возникают в процессе этих двух типов исследований.

     Теоретико-прикладные исследования выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой должны быть предусмотрены направления и наиболее важные стадии разработки достаточно крупной социальной проблемы. Организация каждого отдельного исследования является, таким образом, частью более общего научного замысла.

     Главные элементы рабочего плана теоретико-прикладного исследования можно подразделить на четыре временных этапа.

     1. Период разработки теоретической  концепции и программы данного  исследования как составной части  перспективной программы или же составление перспективной программы с детальной проработкой первой фазы ее осуществления.

     В программе отдельного исследования, предусматривается и отработка  всех полевых инструментов, включая  пробу методик и генеральный пилотаж всех процедур. На реализацию этой стадии разумно затратить до трети всего времени, отведенного на исследование.

     2.   Полевой период, т. е. время на сбор первичных данных, их подготовку для ввода в компьютер — примерно 20% отведенного времени.

     3. Период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предварительного анализа, — около 40% времени на все исследование.

     4.     Время на оформление итоговых  отчетов и публикаций — примерно 10% времени.

     Понятно, что особенности авторского коллектива, конкретных условий работы, срочности  ее выполнения внесут коррекции в  структуру временных затрат. Наш  опыт говорит о том, что в рамках глубокого теоретико-прикладного  исследования предложенное распределение времени вполне себя оправдывает.

     Пилотаж охватывает проверку годности метода получения первичной информации, системы процедур, и организации массового сбора данных (конструирование выборки, организация "полевых" работ и при использования качественных методов — экспериментальных интервью, наблюдений и т. п.

     Пилотаж производится на небольшой выборке обследуемых (25—30 человек). Его задача – выяснить, насколько "работают" запланированные вопросы или пункты методик, понятны ли они респондентам (а также интервьюерам или наблюдателям, кодировщикам), дают ли они планируемую информацию и т. п.

     Подготовка  данных для обработки включает: шифровку, кодирование и перенос кода на перфокарты ручной или машинной обработки или на магнитную ленту — в зависимости от техники обработки.

     Обработка и анализ данных осуществляются в  соответствии с задачами исследования поэтапно. Логические задачи переводятся теперь в серию технических операций с исходными и производными признаками. Исследователь, если он сам не продолжает анализ на компьютере, передает в вычислительный центр задания в форме макетов нужных таблиц и иных вычислений или группировок, пользуясь кодовыми обозначениями признаков.

     Следующим этапом теоретико-прикладного исследования является изложение итогов в виде отчета или публикации. Итоговый документ следует составить так, чтобы дать возможность читателю самостоятельно проанализировать обоснованность и достоверность всех выводов, а также при желании воспользоваться эмпирическими данными для постановки иных задач. Поэтому в публикации следует придерживаться максимальной последовательности и ясности изложения всех данных и выводов.

     Для научной публикации наиболее целесообразно  придерживаться такого порядка:

     1.   Изложение целей и задач исследования. Формулировка проблемы. Краткая или более пространная характеристика литературы по вопросу.

     2.   Основные идеи программы исследования  и концептуальная схема. Уточнение  исходных понятий.

     3.  Описание основных процедур сбора  первичных данных (методики типа выборки).

     4.  Изложение и анализ полученных  данных по группам гипотез  (задач или проблем).

     5. Теоретические и практические  выводы из исследования. Сопоставление полученных данных с имеющимися в литературе.

     6. Постановка вопросов для дальнейшего изучения, выдвижение новых гипотез, которые не могли быть проверены в данном исследовании.

     7.     Приложения: методики сбора первичных  данных, сводные таблицы, основные  статистические показатели по  ведущим гипотезам (или задачам).

     Авторы  исследования не должны забывать, что  в работе принимали участие многие специалисты, научные работники и практики. Этика науки строго предписывает отметить всех участников работы, от ее инициаторов и теоретиков до научно-вспомогательного персонала и многочисленных критиков, рецензентов, помощников на объектах. Работа социолога невозможна без сотрудничества многих людей, которые заслуживают того, чтобы быть названными в итоговом документе.

     Программа и рабочий план прикладного исследования образуют единый документ, который обсуждается с заказчиком и должен быть им одобрен.

     Поэтому содержание программы излагается непременно на общедоступном языке, в ней нельзя злоупотреблять узкоспециальной терминологией и аргументацией. Основные элементы такой программы следующие.

     1.   Четкая формулировка задач исследования  с указанием ожидаемого практического результата. В этом разделе обосновывается необходимость проведения исследования, исходя из актуальности конкретных проблем и противоречий, мешающих нормальному функционированию и развитию данного объекта. Ожидаемые в итоге исследования результаты описываются в терминологии возможных управленческих решений с указанием их общего характера и направленности: для таких-то целей в форме таких-то действий и для таких-то органов управления.

     2.  Краткое научно-практическое обоснование  проблемы и возможных способов ее изучения. Этот раздел программы совмещает уточнение основных понятий, перечень подлежащих анализу структурных единиц данного объекта (групп работников или населения, производственных ячеек и т. п.) и социальных процессов, которые следует проанализировать, а в заключение содержит перечень предполагаемых причин, мешающих нормальному функционированию и развитию данных структурных единиц, объекта в целом в данных направлениях деятельности.

     3. В третьем, методическом, разделе  программы предлагается тип выборки  (при выборочном обследовании), указывается ее объем, перечисляются методы сбора данных и способ обработки результатов — все это в сжатом виде, в нескольких фразах. Задача данного раздела — переход к обоснованию ресурсных затрат, необходимых для осуществления исследования.

Информация о работе Социологическая служба