Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации проведения социологического исследования, методологических и прикладных основ исследования.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру социологической службы определить специфические черты ее деятельности.
2. Выделить этапы поведения социологического исследования.
3. Определить различия в организации теоретико-прикладного и прикладного исследования.
4. Рассмотреть организацию опросной сети и работу с интервьюерами.
5. Раскрыть сущность организации полевого этапа и контроля за проведением опроса.
6. Определить основные этапы процедуры обработки и анализа данных, полученных в результате социологического исследования.
1.2
Этапы проведения и
особенности организации
теоретико-прикладного
и прикладного исследований
Организация социологического исследования есть комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективной исследовательской деятельности, на качественное решение поставленных задач.
Социологические исследования проводятся поэтапно. Предлагаемое деление является в определенной мере условным, так как этапы исследовательской работы могут пересекаться, накладываться друг на друга, а в некоторых случаях - менять свою последовательность. Вместе с тем должно быть соблюдено главное условие: все процедуры, присущие каждому из этапов, выполняются в полном объеме. Структура организации социологических исследований выглядит следующим образом.
Социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, представителей общественных организаций, партий и объединений, органов государственного управления, средств массовой информации). Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности. Эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла. Таковыми являются:
1) подготовительный этап;
2) полевой этап;
3)
подготовка к обработке и
4)
анализ информации и
1.
Подготовительный этап
2.
Полевой этап (или этап сбора
первичной социологической
3. Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ, это задача математика-программиста. В некоторых случаях (при небольших массивах и незначительном объеме инструментария) обработка информации производится вручную.
4. Анализ информации и подготовки итоговых документов (или заключительный этап). Методологический инструмент анализа программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают:
1) информационная справка;
2) информационная записка;
3) аналитическая записка;
4)
отчет о научно-
Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.
Число этапов предлагаемых различными авторами варьируется, однако данные несовпадения правомерны, так как число этапов и их содержательное наполнение находится под влиянием целей и задач исследования, материальных возможностей, уровня теоретической разработанности проблематики. Однако принципиально зависит от вида проводимого исследования.
Граница,
разделяющая теоретико-
Вследствие несомненных различий содержания программ теоретико-прикладных и прикладных исследований, неодинаковы и способы их организации: порядок действий, распределение ресурсов, практические трудности, которые возникают в процессе этих двух типов исследований.
Теоретико-прикладные исследования выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой должны быть предусмотрены направления и наиболее важные стадии разработки достаточно крупной социальной проблемы. Организация каждого отдельного исследования является, таким образом, частью более общего научного замысла.
Главные элементы рабочего плана теоретико-прикладного исследования можно подразделить на четыре временных этапа.
1.
Период разработки
В программе отдельного исследования, предусматривается и отработка всех полевых инструментов, включая пробу методик и генеральный пилотаж всех процедур. На реализацию этой стадии разумно затратить до трети всего времени, отведенного на исследование.
2. Полевой период, т. е. время на сбор первичных данных, их подготовку для ввода в компьютер — примерно 20% отведенного времени.
3. Период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предварительного анализа, — около 40% времени на все исследование.
4. Время на оформление итоговых отчетов и публикаций — примерно 10% времени.
Понятно,
что особенности авторского коллектива,
конкретных условий работы, срочности
ее выполнения внесут коррекции в
структуру временных затрат. Наш
опыт говорит о том, что в рамках
глубокого теоретико-
Пилотаж охватывает проверку годности метода получения первичной информации, системы процедур, и организации массового сбора данных (конструирование выборки, организация "полевых" работ и при использования качественных методов — экспериментальных интервью, наблюдений и т. п.
Пилотаж производится на небольшой выборке обследуемых (25—30 человек). Его задача – выяснить, насколько "работают" запланированные вопросы или пункты методик, понятны ли они респондентам (а также интервьюерам или наблюдателям, кодировщикам), дают ли они планируемую информацию и т. п.
Подготовка данных для обработки включает: шифровку, кодирование и перенос кода на перфокарты ручной или машинной обработки или на магнитную ленту — в зависимости от техники обработки.
Обработка и анализ данных осуществляются в соответствии с задачами исследования поэтапно. Логические задачи переводятся теперь в серию технических операций с исходными и производными признаками. Исследователь, если он сам не продолжает анализ на компьютере, передает в вычислительный центр задания в форме макетов нужных таблиц и иных вычислений или группировок, пользуясь кодовыми обозначениями признаков.
Следующим
этапом теоретико-прикладного
Для научной публикации наиболее целесообразно придерживаться такого порядка:
1.
Изложение целей и задач
2.
Основные идеи программы
3.
Описание основных процедур
4. Изложение и анализ полученных данных по группам гипотез (задач или проблем).
5. Теоретические и практические выводы из исследования. Сопоставление полученных данных с имеющимися в литературе.
6. Постановка вопросов для дальнейшего изучения, выдвижение новых гипотез, которые не могли быть проверены в данном исследовании.
7. Приложения: методики сбора первичных данных, сводные таблицы, основные статистические показатели по ведущим гипотезам (или задачам).
Авторы исследования не должны забывать, что в работе принимали участие многие специалисты, научные работники и практики. Этика науки строго предписывает отметить всех участников работы, от ее инициаторов и теоретиков до научно-вспомогательного персонала и многочисленных критиков, рецензентов, помощников на объектах. Работа социолога невозможна без сотрудничества многих людей, которые заслуживают того, чтобы быть названными в итоговом документе.
Программа и рабочий план прикладного исследования образуют единый документ, который обсуждается с заказчиком и должен быть им одобрен.
Поэтому содержание программы излагается непременно на общедоступном языке, в ней нельзя злоупотреблять узкоспециальной терминологией и аргументацией. Основные элементы такой программы следующие.
1.
Четкая формулировка задач
2.
Краткое научно-практическое
3.
В третьем, методическом, разделе
программы предлагается тип