Социологическая служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации проведения социологического исследования, методологических и прикладных основ исследования.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру социологической службы определить специфические черты ее деятельности.
2. Выделить этапы поведения социологического исследования.
3. Определить различия в организации теоретико-прикладного и прикладного исследования.
4. Рассмотреть организацию опросной сети и работу с интервьюерами.
5. Раскрыть сущность организации полевого этапа и контроля за проведением опроса.
6. Определить основные этапы процедуры обработки и анализа данных, полученных в результате социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

курсовая 3-й курс.docx

— 72.25 Кб (Скачать)

     4. Рабочий план исследования составляет  непременный раздел программы. В нем поэтапно определяются сроки проведения работы, если нужно, фиксируются соисполнители, предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и т. п., обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы.

     В отличие от программы теоретико-прикладного  исследования, каковая может быть самостоятельной научной публикацией, программа прикладного исследования — весьма краткий рабочий документ объемом в несколько страниц. Однако она может содержать достаточно обширные приложения, отнесенные к любому из названных разделов или к каждому из них. Это зависит от степени изученности проблемы и данного объекта. Организация прикладного исследования требует, прежде всего, установления должного взаимопонимания с "заказчиком". Следует четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что, с точки зрения социолога, может быть реализовано, несомненно, предположительно или вовсе не удастся.

     Нередко успешно проведенное исследование заканчивается не вполне удачно только потому, что его авторы допускают ошибки в построении итогового отчета, передаваемого заказчику. Типичные ошибки состоят в преувеличенном внимании к технике проведения исследования, описательным разделам, изобилующим таблицами и малосущественными деталями. Итоговый отчет должен быть максимально кратким. Он концентрирует внимание на выводах и рекомендациях, которые относятся к осуществлению предлагаемых мероприятий. Целесообразна следующая структура отчета.

     1.  Четкая формулировка задач исследования  с указанием, какой орган социального управления поручил провести исследование.

     2.   Информация о календарных сроках, в течение которых проводилось исследование, на каких объектах и какие источники информации были использованы.

     3.  Основные выводы диагностического  характера, т. е. формулировка главных результатов, указывающих на наличие социальных проблем и факторов, препятствующих их решению. В этом разделе следует приводить убедительные и не требующие особых пояснений статистические данные, которые иллюстрируют наиболее важные положения. Никоим образом нельзя вводить в отчет промежуточные обоснования выводов (например, описание индексов, конструируемых для уплотнения информации, корреляционных матриц, факторных статистик и т. п.)- Как и в тексте программы, здесь надо избегать специальной социологической терминологии, пользоваться общедоступным языком.

     4. Предлагаемые решения, ожидаемые  экономические и социальные эффекты их реализации, способы контроля успешности нововведений и, наконец, указания службам органов управления, ответственным за осуществление данных мероприятий или заинтересованных в них.

     5. В заказах на опросы общественного  мнения и маркетинговые обследования  раздел "рекомендаций" как правило, не предусматривается. Если заказчик нуждается в рекомендациях, он в этих случаях использует советы экспертов — политиков, экономистов, других специалистов. Отчет социологической службы по результатам опроса является здесь материалом для осмысления и принятия решений специалистами или же становится достоянием широкой публики, которой исследователь не вправе что-либо рекомендовать.

     6.  Полный отчет по описанной  форме разумно снабдить краткой аннотацией (краткий отчет) с отсылкой к соответствующим разделам и приложениям основного текста.

     Этапы развертывания прикладного исследования на предприятиях, в организации могут быть представлены следующим образом.

     На  первом этапе рекомендуется максимально  локализовать проблему и объект исследования, выделив их из более широкого круга проблем и концентрируя на той части основного объекта, где проблема воспринимается как особо острая. В итоге данного этапа намечаются пути практического решения проблемы (или проблем),

     Второй  этап — разработка конкретной программы  действий, которая может осуществляться параллельно несколькими путями:

  • целенаправленным поиском передового опыта;
  • обобщением сведений, полученных на первом этапе и дополнительной экспертизой,
  • путем коллективного обсуждения возможных мероприятий ("мозговая атака", "фокус-группы")

     Разрабатываемая программа должна иметь четкий адрес, ясно указывать и способы действий, и ответственных за их реализацию.  Она должна вылиться в определенную систему практических решений, взаимоувязанных по направленности и исполнителям, подкрепленных ресурсным обеспечением.

     На  третьем этапе осуществляется внедрение  предлагаемых решений, сначала экспериментальное, на отдельном объекте, затем "базовое", с учетом накопленного опыта (возможно, еще до окончания эксперимента на опытном объекте), и, наконец, "полное внедрение", если предшествующие операции были успешными и доказали свою эффективность.

     Из  выше сказанного можно сделать вывод  о том, что различия между теоретико-прикладным и прикладным исследованиями состоят в следующем:

  1. В прикладном исследовании, в отличие от теоретико-прикладного, четко определен объект и неявно — его предмет. Предмет изучения зависит здесь от общей социальной ситуации на данном объекте и тех особых проблем, с которыми сталкиваются принимающие решения. Они могут поставить перед исследователем четкую задачу, связанную с необходимостью разработки определенных проектов, но могут выдвинуть и общую проблему: выявить возможные трудности, которые возникнут после реализации тех или иных нововведений, и т. д.
  2. Время на проведение теоретико-прикладных исследований рассчитывается с учетом сложности и значимости изучаемых проблем. В прикладном же исследовании, какими бы ответственными и сложными ни были поставленные задачи, их решение должно быть найдено в сроки, устанавливаемые заказчиком, исходя из времени, отпущенного для принятия соответствующих решений.
  3. Положение социолога в прикладном исследовании облегчается тем, что ему предстоит изучать типичные социальные проблемы и процессы, которые в другое время и в другом месте уже были предметом теоретико-прикладного или прикладных исследований. Поэтому целесообразно воспользоваться уже разработанными методиками или же их модификациями. В теоретико-прикладном исследовании, напротив, оригинальность программы диктует нестандартность методик сбора первичных данных и логики их анализа.
  4. Немаловажная особенность прикладного исследования состоит и в том, что, выполняя оплачиваемый заказ, социолог, концентрирует внимание на практическом решении определенных проблем, так что глубина их теоретического осмысления в собственно социологических категориях отступает на второй план. Если имеются удовлетворительные объяснения, предложенные экономистами, юристами, психологами, специалистами-управленцами, другими компетентными лицами, все должно быть принято во внимание. Работающий же по программе теоретико-прикладного исследования, напротив, должен не только стремиться к обоснованности своих выводов, но, в не меньшей мере, — к полноте и многосторонности их теоретической интерпретации.
  5. Порядок действий, этапы работы определяются здесь в первую очередь логикой практического использования информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном поиске это прежде всего логика осмысления социальных процессов, а затем уже практического приложения добытых знаний.
  6. Итоговый "продукт" теоретико-прикладного исследования — научная публикация, прикладного — рабочий документ, в котором содержится минимум сведений о состоянии объекта и найденных взаимосвязях, максимум — о способах реализации предлагаемых решений, обоснованию которых должно быть уделено главное внимание.

     Итак, структура последовательности действий социолога в прикладном исследовании существенно отличается от организации теоретического исследования. Это исследования инновационного типа, в которых итоговая рекомендация есть не просто логический вывод из полученных данных, но результат определенным образом организованного процесса самого исследования. 
 

 

     Глава 2 

     2.1 Организация опросной сети, работа с интервьюерами 
 

     Социологические исследования проводятся профессиональными  организациями - социологическими институтами, центрами, службами. Такие организации могут быть как государственными (финансирующимися из бюджета), так и негосударственными (работающими на принципах хозяйственного расчета по заказам различных учреждений и фирм). Следует заметить, что отличие источников финансирования государственных и негосударственных социологических служб постепенно сглаживается - и те, и другие службы ищут и, зачастую, получают возможность финансироваться и из бюджетных, и из внебюджетных источников.

     К какому бы типу ни принадлежала фирма, практически ни одно массовое социологическое исследование не проводится исключительно силами ее штатного состава. Почти все фирмы большое внимание уделяют формированию контингента рядовых исполнителей проекта - анкетеров, интервьюеров, операторов, в ряде случаев - бригадиров.

     В странах с развитой сетью социологических  центров подготовка интервьюеров осуществляется на специальных курсах, после обучения на которых соискатели получают лицензию на право участвовать в массовых обследованиях в качестве интервьюеров.

     Таким образом, в таких странах, как  США, Германия интервьюирование является не только занятием,    но и профессией. Однако это занятие, как правило, не является основным источником доходов. В нашей стране отсутствует лицензирование данного вида деятельности, и поэтому интервьюирование - это только занятие, а не профессия. К данной работе привлекаются обычно домохозяйки, студенты, а также лица массовых профессий (учителя, сотрудники социальных служб и т.д.) в порядке дополнительного заработка.

     В процессе подготовки на курсах и непосредственно  на фирмах соискатели лицензии не только обучаются, но и проходят профессиональный отбор. Мировая практика показывает, что существует целый ряд критериев, по которым можно определить степень пригодности человека к данному занятию (коммуникабельность, внешность, психологическая устойчивость, и т. д.). Кроме того, при проведении каждого конкретного исследования очень важным является отсутствие ярко выраженных личных интересов и пристрастий в изучаемой сфере (например, при проведении политического мониторинга нельзя привлекать активистов политических партий). При приеме на работу в опросную сеть существуют и противопоказания. Властных, жестоких, чрезмерно робких, а также тех, кто имеет заметные физические отклонения (заикание, серьезные проблемы со зрением и т.п.) зачислять на работу не рекомендуется.

     Готовность  к участию в полевых работах  может определяться с помощью  тестов или проведением кандидатами  в группу интервьюеров (анкетеров) серии пробных опросов с незнакомыми людьми.

     Каждая  солидная  социологическая  фирма,  как  правило, имеет, или стремится     создать     свою     сеть потенциальных интервьюеров.

     Организация сети интервьюеров подчиняется ряду закономерностей:

  • Во-первых, весь корпус исполнителей делится на «ядро» и «периферию». В ядро входят те интервьюеры, которые привлекаются к участию в любом, или почти любом проекте. В каждой фирме они обычно составляют от 20 до 40% общей численности интервьюеров. Отбор интервьюеров в «основной состав» осуществляется в процессе постепенного «просеивания», когда из массы лиц, задействованных в том или ином проекте, выбираются наиболее надежные и ответственные исполнители, готовые к работе в любое удобное для фирмы время.
  • Во-вторых, в состав периферийного контингента входят несколько групп интервьюеров. Большинство среди них - новички - те, кто участвовал в небольшом числе проектов и не зарекомендовал пока себя в качестве абсолютно надежного агента. Другая категория - это интервьюеры с большим опытом, но по тем или иным причинам не имеющие возможности регулярно участвовать в опросах. Интервьюеры из периферийного состава привлекаются в двух случаях: когда необходимо опросить большое количество респондентов в ограниченные сроки и когда по тем или иным причинам выбывает кто-то из основного состава.
  • В-третьих, особый случай представляют ситуации, когда предстоит опрос контингента, который не представлен, или почти не представлен в составе интервьюеров. Известно, что наилучшие результаты интервьюирование (да и анкетирование) дает в том случае, если респондент в той или иной степени идентифицирует себя с интервьюером. Идентификация эта всегда относительна, и может осуществляться по самым разным линиям. Например, это могут быть люди одной национальности, одной профессии, близкого возраста, представители одной и той же конфессии и т.д. В общем случае среди интервьюеров можно подобрать контингент, в той или иной степени подходящий для опроса людей соответствующей категории. Однако в ряде случаев такая идентификация бывает связана с большими трудностями. Так, например, большинство социологических фирм категорически отказываются включать в состав не только ядра, но и периферии корпуса интервьюеров студентов, не доверяя их деловым и морально-этическим качествам. Однако, опрашивать такие контингенты, как студенчество и старшие школьники, лучше всего силами именно студенчества. В таких случаях приходится формировать «особые отряды» интервьюеров, в которых осуществляется особо жесткий контроль качества собираемой информации
  • В-четвертых, контингенты интервьюеров, сотрудничающих с разными фирмами, частично пересекаются. Конечно, каждая солидная фирма стремиться к тому, чтобы ограничить совместительство «своих» интервьюеров; прежде всего это касается «ядра». Связано такое стремление с тем, что фирмы опасаются, что в случае неожиданно возникшего большого объема работ они могут испытать дефицит рабочей силы. Кроме того, не всегда желательно оглашение информации о содержании собственных проектов, ввиду наличия достаточно жесткой конкуренции между фирмами. Однако, избежать совмещения не всегда удается. У большинства фирм нет возможности (да и потребности) подробно отслеживать судьбу всех интервьюеров, входящих в периферию. С другой стороны, квалифицированные интервьюеры обычно пользуются очень большим спросом и количество их достаточно ограничено, что позволяет некоторым из них сотрудничать сразу с несколькими фирмами.
  • В-пятых, все крупные фирмы имеют картотеки интервьюеров, в которых, наряду с адресами и основными личными данными, фиксируются характеристики качества работы интервьюеров. Такие картотеки позволяют разным фирмам обмениваться информацией об интервьюерах. В частности, на их основе составляют «черные списки» интервьюеров, замеченных в недобросовестном отношении к своим обязанностям. Фирмы обмениваются такими списками, с тем, чтобы исключить повторное появление таких агентов на рынке труда.
  • В-шестых, сети интервьюеров имеют иерархическую структуру. Они состоят из нескольких кустов, каждый из которых возглавляется бригадиром. Некоторые фирмы имеют региональные подразделения. Кроме того, во многих областных университетских центрах действуют региональные сети интервьюеров, занимающиеся реализацией заказов от центральных фирм на основе субподряда.

Информация о работе Социологическая служба