Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования

Автор: Аня Дунаева, 28 Сентября 2010 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Социалогия (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе.
Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;
2) наука о закономерностях развития общества;
3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
4) наука о социальной структуре и социальных общностях;
5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение.

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 102.90 Кб (Скачать)

Все перечисленные  и многие другие статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. С его смертью  заканчивается его социальное время. У человеческого общества время  тянется гораздо дольше.

Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемыми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смысле они существуют вечно. Вневременными являются такие  статусы, как пол, национальность, раса и некоторые другие. Большинство  же статусов временные. И самые яркие  из них – эпизодические. Они и  названы так благодаря своей  кратковременности. Гостем вы можете быть на несколько часов или дней, но вряд ли на несколько лет. То же самое  можно сказать о пассажире, покупателе или пациенте поликлиники.

В социальном пространственно-временном континууме неравномерными выступают обе характеристики –  пространство и время. Правда, в отличие от физики в социологии социальное время никаким материальным прибором не фиксируется. Оно субъективно. А это значит, что у каждого  человека и в каждой социальной системы  оно свое.

Время нагружено  социо культурным содержанием. Это  означает, что оно ощущается и  измеряется разными народами по-разному. Временные различия отражаются в  том наборе культурных символов, правил взаимоотношений, традиций и обычаев, которые существуют в каждой культуре.

Существование конвенций или правил, регулирующих временной аспект поведения людей, мы легко обнаруживаем, когда пытаемся пожать руку другого человека не через 5 секунд после встречи, как это  принято, а скажем, через 50. Мы сразу  почувствуем неловкость и нарушение  привычных культурных норм.

Каждый человек  когда-либо оказывается в ситуации ожидания в приемной чиновника, для  которого посетители не имеют социальной ценности. Но благодаря своему служебному положению, чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для  нас. Например, нам нужны водительские права, которые выдает нам низший чин в иерархии. Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются нам предложить. Так, док тор вынуждает ждать очереди своих пациентов. В целом, чем больше власти и важности у человека, тем с большей силой он регулирует доступ к себе.

Мы составляем план распределения своего времени. Пунктуальность – взаимные ожидания во многих социальных кругах, предполагающие, что гости не должны опаздывать и  прибыть на вечеринку от 8.30 до 9.00. В некоторых странах пунктуальность ценится не очень высоко.

В историческом времени одни общества развиваются  быстрее, другие – медленнее. У них  разная скорость социально го прогресса. Но так же ведут себя и люди. Одни успевают за свою жизнь, либо за более  короткий ее отрезок сделать очень  многое, а другие – очень мало или почти ничего.

Главный и  личный статусы 

  В наборе  статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом  называется наиболее характерный  для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие  или с которым они отождествляют  его. 

Для женщин главным чаще всего оказывается  статус домохозяйки, а для мужчин – статус, связанный с Основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на промышленном предприятии.

Главным выступает  тот статус, который определяет стиль  жизни, круг знакомых, манеру поведения  и т.п. Для научной интеллигенции  главным часто оказываются не место работы или род занятия, а ученая степень, для менеджеров – должность или иерархический ранг.

Для мужчины  – это статус занятого в общественном производстве  (статус работника), для  женщины – домохозяйки. Общество закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает  то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее  ему потерять его. Безработица для  мужчины страшна тем, что она  лишает его главного статуса –  кормильца семьи.

Необходимо  различать два вида статуса –  личный и социальный. Социальный статус употребляется в двух значениях  – широком и узком. Социальный статус в узком смысле – положение  человека, которое он автоматически  занимает как представитель большой  социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего  времени негров в США и ЮАР  ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому негру – талант лив он или нет, добродетельный или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали  на второй план перед национальными. Напротив, заслуги и достоинства  белого заранее преувеличивались: при  знакомстве или трудоустройстве  ему доверяли больше. Другой пример – предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она – женщина.

Личный статус – положение, которое человек  занимает в малой, или первичной  группе в зависимости от того, как  он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди  не знакомых, а личный – среди  знакомых людей. Но ведь знакомые и  составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, каждый из нас называет прежде всего место  работы, социальное положение, национальность и возраст. Для знакомых людей  важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших  и малых групп. К последним  относятся семьи, круг родственников  и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, то есть быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким  профессиональным статусом, поскольку  его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где  он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и  не совпадать.

На Таймыре  человек не считается полноценным  мужчиной и не может жениться до тех пор, пока он не убил дикого оленя. Орнамент на одежде указывал на социальное положение, брачный статус, возрастную категорию и т.д. В чуме без  огня холод но, главное – одежда, она должна быть очень плотной, теплой, как у космонавтов, иначе в  тундре не выжить.

По данным социологических исследований, самым  важным признаком богатства является загородный дом или коттедж (75%). В  ряду ценностей нуворишей это  более значимо, чем наличие шикарной квартиры (70%) или роскошного автомобиля ( 55% ) .

Приписываемый и достигаемый статусы 

В группу предписанных статусов входят пол, национальность, раса. Цвет кожи «предписан» природой. Его невозможно поменять, если не произвести специальной и очень дорогостоящей  хирургической операции. Точно также  обстоит дело с полом. Его предопределила нам природа. Но статус короля–не  природная, а социальная предзаданность. Его предписало нам общество. Статус короля передается по наследству, а  наследование – один из важных социально-политических институтов общества.

Цвет кожи не имел бы никакого значения, если бы люди не наделяли его социальной атрибутикой. Какая разница, белый ты или черный, для людей важнее личные качества и достоинства человека. Тем не менее биологические атрибуты с  древнейших времен человек умудрился  превратить в признаки или даже основание для социального неравенства. Еще в эпоху вождей главой племени выбирали исключительно человека, обладающего гладкой и здоровой кожей. Конечно, помимо прочих необходимых качеств: мудрости, ораторского искусства, бесстрашия.

Процесс приписывания неравенства разным статусам когда-то начался и продолжается по сию  пору. В этом смысле это незавершенный  процесс. Бомж – признак социального  аутсайдера. Ранг данного статуса  очень низкий. Хотя быть человеком  без определенного места жительства в ряде случаев если не по четно, то уж по крайней мере не зазорно. Большую  часть истории человечество не имело  паспортов, которые юридически прикрепляют  вас к одному-единственному месту  в социальном пространстве. Можно  назвать множество социальных групп, например бродячие музыканты или  цыгане, которые по старым советским  меркам подпадают под категорию  бомжей.

Таким образом, приписывание является: а) универсальной  чертой, свойственной всем культурам  и эпохам; б) специфическим свойством, различающимся в разных культурах  и в разных исторических эпохах, в) чисто социальной характеристикой, не встречающейся в природе; г) неоконченным социо- культурным и историческим процессом.

Впервые употребил  понятия «достигаемый» и «приписываемый статус» в современном понимании  выдающийся американский антрополог и  социолог Ральф Линтон в 1936 году.

Их можно  употреблять как синонимы, и никакой  ошибки в том не будет. Таковы особенности  перевода на русский язык некоторых  иностранных терминов.

Приписываемым называется статус, обладание или  изменение которого находится вне  нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц  станет королем). Биологическое наследование – раса, национальность. Общество позволяет  наследовать титулы (дворянский титул). Негр – биологический статус. Социальным статусом делает его положение данного  статуса в обществе (отношение  как к людям второго сорта  в Бразилии). Таким образом, на биологическую  сущность накладываются социальные характеристики. Свойство приписывать, то есть придавать то или иное социокультурное  значение, присуще только человеческому  обществу. Все природные явления, попадая в общественный оборот проходят процедуру приписывания, то есть наделения  их новым качеством, которого у них  раньше не было.

Два биологически равных пола – мужчина и женщина, попав в социальную среду, наделяются разными значениями, то есть им приписываются  разные социальные качества. В результате биологический пол превращается в социальный род. Общество перечеркнуло то, что предписала ему природа, и  создало новую структуру отношений  двух полов, превратив их в социальные характеристики, социальные статусы. Феминизм выступает за перераспределение  ролей между мужчиной и женщиной. Суть этого движения – уравнивание прав двух полов и устранение социальной дискриминации, но вовсе не в господстве одного из полов над другим. Феминизм не выступает за то, чтобы женщина встала во главе всей социальной пирамиды.

Прирожденный  статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда  он будет прирожденным и приписываемым  одновременно.

Если приписываемым  является любой статус, полученный не по своей воле, над которым  индивид не имеет контроля, то достигаемый  статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и  находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии и множество  других.

Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства  и таланты. Приобретенными статусами  в первобытной общине являются статус лекаря, исполнителя ритуальных танцев, рассказчика. Добиться положения лидера в племени человек может, либо заслужив его своим трудом и щедростью, либо обладая харизмой и специальными умениями. К числу приобретенных  племенных статусов можно отнести  многоженца, воина, шамана ( magician ) и  торговца . Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Более развитые и более сложные общества предоставляют  индивиду большую свободу выбора. В таком обществе, в частности, возрастает число приобретенных  статусов. В современном мире мы можем выбирать, вступать ли нам  в брак и иметь ли детей, то есть даже такие статусы как супруг и родитель по сути являются приобретенными. Люди в традиционном обществе обладают меньшей свободой выбора в том, что  касается брака и продолжения  рода.

Раньше некоторые  должности могли занимать только муж чины, например, полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили  служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский  – только мужская должность.

Статус меньше зависит от того, что делает человек, но больше от того, чем он является, кто он есть, особенно если статус предписываемый (предписанный), а не достигаемый. В  этом смысле не существует предписываемого  престижа. Он может быть только достигаемым. Хотя известно, что статусы бывают двух видов – приписываемые и  достигаемые.

Смешанный статус

  Иногда  очень трудно определить, к какому  типу относится тот или иной  статус. К примеру, статус безработного  не является такой позицией, к  которой стремится большинство  людей. Напротив, его избегают. Безработным  чаще всего человек оказывается  помимо своей воли и желания.  Причиной служат не зависящие  от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная пере стройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с судьбой.

Информация о работе Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования