Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования

Автор: Аня Дунаева, 28 Сентября 2010 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Социалогия (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе.
Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;
2) наука о закономерностях развития общества;
3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
4) наука о социальной структуре и социальных общностях;
5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение.

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 102.90 Кб (Скачать)

В то же время метод наблюдения обладает и рядом недостатков. Самый существенный из них - возможность неоправданного вмешательства исследователя в ход естественного процесса, так как присутствие наблюдателя в большинстве случаев накладывает определенный, чаще всего негативный, отпечаток на поведение исследуемых индивидов и групп. Второй недостаток заключается в невозможности применения метода наблюдения к большим социальным совокупностям, таким, например, как нация. Третий недостаток состоит в том, что наблюдение дает возможность получать только качественные, а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социальной действительности.

Применение  метода наблюдения в социологии предъявляет  высокие требования к личности наблюдателя. Важное значение имеют уровень его  профессиональной компетентности и  квалификации, умение входить в контакт  с наблюдаемыми индивидами и группами, находить с ними общий язык, высокое  развитие способности концентрировать  внимание на наиболее существенных особенностях и чертах наблюдаемых событий, действий и ситуаций. Наблюдатель должен быть постоянно сосредоточен, непрерывно контролировать свои действия, чтобы  их влияние на наблюдаемую ситуацию было минимальным и не приводило  к искажению получаемого в  процессе наблюдения результата.

Существенное  значение приобретает четкая и правильная фиксация наблюдаемых явлений и  процессов. Поэтому перед проведением  социологического наблюдения разрабатывается  и доводится до сведения наблюдателей инструкция по применению данного метода, в которой определяется, по каким критериям наблюдатель должен фиксировать и подводить под заранее определенные категории те или иные явления, события и действия наблюдаемых индивидов и их общностей. Для однообразного фиксирования изучаемых событий и ситуаций различными наблюдателями применяется карточка наблюдения, в которой определяются основные элементы ситуации или поведения изучаемой совокупности, фиксируются цифровые индексы проявления наблюдаемых проявлений изучаемых реакций на те или иные события, а также записывается шифровочный код, позволяющий перенести цифровые обозначения полученных в процессе наблюдения эмпирических данных на карточку машинного счета в процессе их обработки с помощью компьютера.

При организации  Н.С. необходимо, чтобы каждый его  участник прошел соответствующую подготовку. Всем участникам должны быть четко  разъяснены цели и задачи наблюдения, критерии, по которым различаются  наиболее значимые для целей исследования действия и ситуации. Всех их необходимо ознакомить с программой наблюдения, с его инструкцией и снабдить карточками наблюдения для фиксации наблюдаемых явлений, процессов, событий. Только при хорошей организации  наблюдения, проведении его квалифицированными и соответствующим образом обученными исследователями можно рассчитывать на его успешное проведение, высокую  достоверность и эффективность  полученных результатов.

Эксперимент в  социологии.

Данный  метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет  установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый  объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.

Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

Объектом  социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект эксперимента конкретизируется понятиями "экспериментальная группа" и "контрольная группа". В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором). Во втором - аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.

Поскольку экспериментальный метод сложнее других в его применении допускается много ошибок. Назовем некоторые из них:  
 
1. Эксперимент производится для получения информации, которая может быть получена, иными, более простыми способами.  
2. За эксперимент выдается включенное или стандартизированное невключенное наблюдение.

3. Нет  органической связи проведенного  эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования.

4. Допущена  двусмысленность или иная существенная  значимая неточность в формулировке  гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку.  
5. Неправильно построена теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия.

6. Экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя.

7. Независимая  и зависимые переменные не  нашли адекватного выражения  в эмпирических индикаторах. 

8. Недооценено  воздействие на зависимые переменные  факторов, не входящих в независимую  переменную.

9. Экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий.

Моделирование в социологии

Моделирование в социологии – метод сследования социальных явлений и процессов на их моделях, т.е. опосредствованное изучение социальных объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования. 
Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. 
К использованию моделей прибегают в тех случаях, когда приступить к непосредственному изучению интересующего объекта (по каким-то причинам) невозможно или когда это нецелесообразно (например, если связано со значительными трудностями).

Наиболее  полно познавательные возможности  социального моделирования проявляются  при рассмотрении его как метода системного исследования. Основные требования, связанные с созданием моделей, адекватных сложным явлениям и процессам  социальной действительности, можно  отразить в следующих принципах: единство гносеологического и аксиологического подходов при реализации моделей  и интерпретации результатов; целостное, многоаспектное отображение социальных объектов в системе использующихся моделей; соответствие(адекватность) моделей, формализованных в той или  иной мере, содержательным моделям, отражающим своеобразие предмета исследования.

При рассмотрении моделирования необходимо учитывать  внутреннюю его логику, которая, как  правило, находит отражение в  последовательном и при необходимости  итеративном проведении следующих  этапов: формулировка проблемы исследования, определение целей и постановка задач моделирования, обоснование  необходимости обращения к методу моделирования; теоретическая подготовка процесса моделирования (системный  анализ объекта исследования, представление  предмета исследования в виде системы); построение концептуальной модели (представление  механизмов действия и взаимодействия структурообразующих модельных  единиц, формулировка показателей); конструирование  в той или иной мере формализованной  модели (формирование пространства переменных и описание в их терминах модельных  единиц, сбор данных и идентификация  модельных параметров и соотношений, верификация модели); исследование моделей и получение новой  информации; переход от полученной модельной информации к переструктурированным  знаниям о предмете исследования (деформализация и содержательная интерпретация, анализ, обобщение и объяснение), включение модельных знаний в  систему теоретического знания об объекте  исследования. 
По мере совершенствования и более активного использования моделей, а также в связи с возрастающими трудностями непосредственного получения нового знания моделирование становится одним из важнейших методов социологического исследования. Дальнейшее развитие моделирования в социологии предполагает: создание более совершенных моделей для описания, преобразования и структурирования социальной информации; построение моделей более адекватных изучаемым явлениям и процессам и способных стать основой для построения теоретических схем соответствующих объектов; осуществление перехода от моделей отдельных явлений и процессов к конструируемым из них комплексам моделей, что позволит изучать различные сферы жизнедеятельности общества в неразрывной связи с решением задач управления.
 

Анализ  документов

Анализ  документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации.

Анализ  документов открывает социологу  возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

Однако  чтобы использовать возможности, предоставляемые  документами, следует в свою очередь  получить системное представление  о всем  их многообразии. Ориентироваться  в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том  или ином документе содержащейся в нем информации.

По форме  фиксации информация делится на:

    • письменные документы (сведения изложены в форме текста);
    • статистические данные (цифровая форма изложения);
    • иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
    • фонетические документы.

Существуют  самые разнообразные методы анализа  документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических  исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.

Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. но развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.

Одна  из особенностей анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т. п. Этот метод часто используется спецслужбами.

При таком  исследовании социолог по отдельному или отдельным фрагментам должен восстановить эмпирическое бытие идеологического  или политического процесса, подчиненного сложным социальным закономерностям.

Вместе  с тем анализу документов в  определенной степени присуща своеобразная ограниченность, которая заключается  в том, что далеко не все богатство  содержания документа может быть измерено с помощью количественных (формальных) показателей.

Обширная  практика использования анализа  в социологических исследованиях  дает возможность определить условия, при которых его применение становится крайне необходимым:

    • при требовании высокой степени точности и объективности анализа;
    • при наличии обширного по объему несистематизированного материала;
    • при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах;
    • когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

Контент-анализ относится к числу важных и  весьма перспективных в связи  с развитием вычислительной техники  и средств научного познания. 

Вопрос 14:

Политические  партии и их лидеры в современной  России.

Ответ:

Политические  партии России

Особенности формирования политических партий России в конце  Х1Х-начале ХХ вв.:

Многопартийность - естественный результат развития общества. Опыт Европейской многопартийности и особенности ее формирования в  России. Три политических лагеря. Причины  появления широкого политического  спектра в России на рубеже веков. Основные типы политических партий и  принципы их классификации.

Зарождение  партий кадетов и октябристов и их программные установки:

Идейно-политические предпосылки образования буржуазных партий в России. 1-11 съезды партии кадетов (окт.1905-янв.1906 гг.). Программные и  организационные задачи конституционных демократов в России и их социальная база. Действенность политики и тактики кадетов и ее результаты.

Образование партии октябристов ('Союз 17-го октября'). I cъезд партии, программные установки, социальная база и лидеры. Эволюция русского либерализма от критики  самодержавия к его поддержке. Превращение 'Союза 17-го октября' в консервативную партию.

Информация о работе Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования