Автор: Аня Дунаева, 28 Сентября 2010 в 15:20, контрольная работа
Социалогия (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе.
Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;
2) наука о закономерностях развития общества;
3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
4) наука о социальной структуре и социальных общностях;
5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение.
В то же время метод наблюдения обладает и рядом недостатков. Самый существенный из них - возможность неоправданного вмешательства исследователя в ход естественного процесса, так как присутствие наблюдателя в большинстве случаев накладывает определенный, чаще всего негативный, отпечаток на поведение исследуемых индивидов и групп. Второй недостаток заключается в невозможности применения метода наблюдения к большим социальным совокупностям, таким, например, как нация. Третий недостаток состоит в том, что наблюдение дает возможность получать только качественные, а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социальной действительности.
Применение метода наблюдения в социологии предъявляет высокие требования к личности наблюдателя. Важное значение имеют уровень его профессиональной компетентности и квалификации, умение входить в контакт с наблюдаемыми индивидами и группами, находить с ними общий язык, высокое развитие способности концентрировать внимание на наиболее существенных особенностях и чертах наблюдаемых событий, действий и ситуаций. Наблюдатель должен быть постоянно сосредоточен, непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию было минимальным и не приводило к искажению получаемого в процессе наблюдения результата.
Существенное значение приобретает четкая и правильная фиксация наблюдаемых явлений и процессов. Поэтому перед проведением социологического наблюдения разрабатывается и доводится до сведения наблюдателей инструкция по применению данного метода, в которой определяется, по каким критериям наблюдатель должен фиксировать и подводить под заранее определенные категории те или иные явления, события и действия наблюдаемых индивидов и их общностей. Для однообразного фиксирования изучаемых событий и ситуаций различными наблюдателями применяется карточка наблюдения, в которой определяются основные элементы ситуации или поведения изучаемой совокупности, фиксируются цифровые индексы проявления наблюдаемых проявлений изучаемых реакций на те или иные события, а также записывается шифровочный код, позволяющий перенести цифровые обозначения полученных в процессе наблюдения эмпирических данных на карточку машинного счета в процессе их обработки с помощью компьютера.
При организации
Н.С. необходимо, чтобы каждый его
участник прошел соответствующую подготовку.
Всем участникам должны быть четко
разъяснены цели и задачи наблюдения,
критерии, по которым различаются
наиболее значимые для целей исследования
действия и ситуации. Всех их необходимо
ознакомить с программой наблюдения,
с его инструкцией и снабдить
карточками наблюдения для фиксации
наблюдаемых явлений, процессов, событий.
Только при хорошей организации
наблюдения, проведении его квалифицированными
и соответствующим образом
Эксперимент в социологии.
Данный
метод наиболее эффективен для проверки
объяснительных гипотез. Он позволяет
установить наличие или отсутствие
воздействия определенного
Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.
Объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект эксперимента конкретизируется понятиями "экспериментальная группа" и "контрольная группа". В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором). Во втором - аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.
Поскольку
экспериментальный метод сложнее других
в его применении допускается много ошибок.
Назовем некоторые из них:
1. Эксперимент производится для получения
информации, которая может быть получена,
иными, более простыми способами.
2. За эксперимент выдается включенное
или стандартизированное невключенное
наблюдение.
3. Нет
органической связи
4. Допущена
двусмысленность или иная
5. Неправильно построена теоретическая
система переменных, перепутаны причины
и следствия.
6. Экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя.
7. Независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выражения в эмпирических индикаторах.
8. Недооценено
воздействие на зависимые
9. Экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий.
Моделирование в социологии
Моделирование
в социологии – метод сследования
социальных явлений и процессов на их
моделях, т.е. опосредствованное изучение
социальных объектов, в процессе которого
они воспроизводятся в вспомогательной
системе (модели), замещающей в познавательном
процессе оригинал и позволяющей получать
новое знание о предмете исследования.
Модель исследуемого объекта представляет
собой систему материальных или идеальных
(выраженных в знаках) элементов или их
комбинацию, находящуюся в отношении подобия
к объекту исследования и воспроизводящую
структурно-функциональные, причинно-следственные
и генетические связи между его элементами.
К использованию моделей прибегают в тех
случаях, когда приступить к непосредственному
изучению интересующего объекта (по каким-то
причинам) невозможно или когда это нецелесообразно
(например, если связано со значительными
трудностями).
Наиболее
полно познавательные возможности
социального моделирования
При рассмотрении
моделирования необходимо учитывать
внутреннюю его логику, которая, как
правило, находит отражение в
последовательном и при необходимости
итеративном проведении следующих
этапов: формулировка проблемы исследования,
определение целей и постановка
задач моделирования, обоснование
необходимости обращения к
По мере совершенствования и более активного
использования моделей, а также в связи
с возрастающими трудностями непосредственного
получения нового знания моделирование
становится одним из важнейших методов
социологического исследования. Дальнейшее
развитие моделирования в социологии
предполагает: создание более совершенных
моделей для описания, преобразования
и структурирования социальной информации;
построение моделей более адекватных
изучаемым явлениям и процессам и способных
стать основой для построения теоретических
схем соответствующих объектов; осуществление
перехода от моделей отдельных явлений
и процессов к конструируемым из них комплексам
моделей, что позволит изучать различные
сферы жизнедеятельности общества в неразрывной
связи с решением задач управления.
Анализ документов
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации.
Анализ
документов открывает социологу
возможность увидеть в
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.
По форме фиксации информация делится на:
Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.
Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. но развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.
Одна из особенностей анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т. п. Этот метод часто используется спецслужбами.
При таком исследовании социолог по отдельному или отдельным фрагментам должен восстановить эмпирическое бытие идеологического или политического процесса, подчиненного сложным социальным закономерностям.
Вместе с тем анализу документов в определенной степени присуща своеобразная ограниченность, которая заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью количественных (формальных) показателей.
Обширная
практика использования анализа
в социологических
Контент-анализ
относится к числу важных и
весьма перспективных в связи
с развитием вычислительной техники
и средств научного познания.
Вопрос 14:
Политические партии и их лидеры в современной России.
Ответ:
Политические партии России
Особенности формирования политических партий России в конце Х1Х-начале ХХ вв.:
Многопартийность - естественный результат развития общества. Опыт Европейской многопартийности и особенности ее формирования в России. Три политических лагеря. Причины появления широкого политического спектра в России на рубеже веков. Основные типы политических партий и принципы их классификации.
Зарождение партий кадетов и октябристов и их программные установки:
Идейно-политические
предпосылки образования
Образование партии октябристов ('Союз 17-го октября'). I cъезд партии, программные установки, социальная база и лидеры. Эволюция русского либерализма от критики самодержавия к его поддержке. Превращение 'Союза 17-го октября' в консервативную партию.
Информация о работе Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования