Автор: Аня Дунаева, 28 Сентября 2010 в 15:20, контрольная работа
Социалогия (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе.
Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;
2) наука о закономерностях развития общества;
3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
4) наука о социальной структуре и социальных общностях;
5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение.
Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.
Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.
Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н.э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.
Философия Платона. Элементы учения
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.
Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.
Отсюда
— важность учения Платона о Красоте,
о необходимости искать ее в природе,
людях, искусстве или прекрасно
устроенных законах, потому что, когда
душа постепенно восходит от созерцания
красоты физической к красоте
наук и искусств, далее — к
красоте нравов и обычаев, — это
наилучший способ для души подняться
по «золотой лестнице» к миру идей.
Второй силой, не менее преобразующей
человека и способной поднять его до мира
богов, является Любовь. Вообще, сам философ
напоминает Эрота: от также стремится
достичь блага, он и не мудр и не невежественен,
но является посредником между одним и
другим, он не обладает красотой и благом
и именно поэтому стремится к ним.
И философия,
и любовь дают возможность рождения
чего-то прекрасного: от создания прекрасных
вещей до прекрасных законов и
справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из
«пещеры» к свету идей, поскольку способность
видеть свет духовного Солнца (то есть
созерцать истину и мыслить) есть в каждом,
но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.
В «Государстве» Платон также дает нам
учение об основных частях человеческой
души, каждая из которых имеет свои добродетели:
разумная часть души имеет в качестве
добродетели мудрость, вожделеющее начало
(страстное начало души) — умеренность
и воздержанность, а яростный дух (который
может быть союзником как первого, так
и второго) — мужество и способность подчиняться
разуму. Все вместе эти добродетели составляют
справедливость.
Платон проводит параллели между частями
души и типами людей в государстве и называет
справедливостью в государстве, когда
каждый человек находится на своем месте
и делает то, к чему более всего способен.
Особое место в «Государстве» Платон уделяет
стражам (воинам) и их воспитанию, которое
должно сочетать в себе две части: мусическую
и гимнастическую. Гимнастическое воспитание
позволяет подчинить страсти разумному
началу и развить в себе качество воли.
А мусическое — позволяет смягчить яростный
дух и подчинить его законам ритма и гармонии.
Исидор Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье
Исидор Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).
Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти.
Философия.
Наиболее известная теория Конта
по крайней мере частично заимствована
у Сен-Симона и Тюрго (1750), это –
знаменитый «закон трех стадий», применимый,
согласно Конту, к истории цивилизации,
индивидов и каждой из наук. Для
первой, или теологической, стадии характерен
фетишизм: все происходящее объясняется
действием сверхъестественных сил,
богов и духов. Вторая, или метафизическая,
стадия является переходной, на место
сверхъестественных агентов заступают
в качестве причин абстрактные агенты,
такие, как «идеи», «силы» и «последние
сущности». На третьей, или позитивной,
стадии – в которую, как полагал
Конт, европейская цивилизация только
начинает входить – разум убеждается
в тщетности всякого
Теологической стадии присуща вера в абсолютную власть и божественное право королей, она связана с общественным устройством милитаристского типа, в котором главенствует класс воинов. На метафизической стадии власть королей и священников заменяется правлением закона. Наконец, на позитивной стадии происходит развитие индустриального общества.
Большое место в многочисленных сочинениях Конта занимает классификация наук согласно закону трех стадий («иерархия наук»). Науки располагались по убывающей общности и возрастающей сложности в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, физиология (или биология), социальная физика (или социология); позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании.
Среди других работ Конта – Рассуждение о духе позитивизма (Discours sur l'esprit positif , 1844); Рассуждение о позитивизме в целом (Discours sur l'ensemble du positivisme , 1848); Позитивистский катехизис (Cath chisme positiviste , 1852); Субъективный синтез (Synth se subjective , ou syst me universel des conceptions propres l' tat normal de l'humanit , 1856).
Анкетирование
— метод сбора социальной информации.
Широко используется в социальной психологии,
социологии, управлении персоналом. Анкетирование
дает возможность за сравнительно короткий
срок опросить значительное количество
людей, что особенно важно при оперативном
изучении общественного мнения (например,
при выдвижении руководящих работников,
аттестации кадров, изучении причин текучести,
при организационной
диагностике
и т. д.) или в процессе подбора
кадров. Основным
инструментом анкетирования является
анкета (опросный лист), т. е. список специальных
и определенным образом сгруппированных
вопросов. По содержанию и форме задаваемых
вопросов анкеты классифицируются на
открытые (вопросы задаются в открытой
форме, предполагающей произвольный ответ),
закрытые (предусмотрены однозначные
варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные.
По способу проведения анкетирование
разделяют на прямое (в присутствии анкетера)
и заочное.
Анкетирование широко распространено
при приеме на работу и проведении собеседований
с персоналом.
Анкетирование
- письменная форма опроса, осуществляющаяся,
как правило, заочно, т.е. без прямого и
непосредственного контакта интервьюера
с респондентом. Оно целесообразно в двух
случаях:
а) когда нужно спросить большое число
респондентов за относительно короткое
время,
б) респонденты должны тщательно подумать
над своими ответами, имея перед глазами
отпечатанный вопросник.
Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование
редко бывает сплошным (охватывающим всех
членов изучаемой общности), гораздо чаще
оно имеет выборочный характер. Поэтому
достоверность и надежность полученной
анкетированием информации зависит, прежде
всего, от репрезентативности выборки.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается
не только на основе общих требований к
опросу, но и с учетом ряда дополнительных
соображений. В анкете можно и нужно ставить:
· не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
· как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
· вопросы-"крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
· вопросы-"фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
· контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;
· вопросы-"ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
· наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
· дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");
· вопросы-"меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
· вопросы-"диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
· шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
· табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
· закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
· открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
· полузакрытые,
точнее, частично закрытые (или частично
открытые) вопросы, на которые заранее
дана лишь часть вариантов ответа, которая
может не удовлетворить респондентов,
имеющих возможность дописать свой вариант.
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать
однообразия используемых типов и форм
вопросов, помнить, что каждый из них имеет
свои достоинства и недостатки. Не следует
забывать при этом и о последующей обработке
анкетных данных. Важно подчеркнуть необходимость
соблюдения правила системности анкеты.
Информация о работе Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования