Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования

Автор: Аня Дунаева, 28 Сентября 2010 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Социалогия (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе.
Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;
2) наука о закономерностях развития общества;
3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
4) наука о социальной структуре и социальных общностях;
5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение.

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 102.90 Кб (Скачать)

Интервьюирование

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при  котором исследователь находится  в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования  в следующих отношениях:

. а)  вопросов без ответов при нем  практически не бывает;

. б)  неопределенные или противоречивые  ответы могут быть уточнены;

. в)  имеется возможность наблюдения  за респондентом и фиксации  не только его вербальных ответов,  но и невербальных реакций;

. г)  получаемая информация полнее, глубже  и достовернее по сравнению  с анкетой.

Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость  большого числа интервьюеров, невозможность  его использования в ситуациях  краткосрочных массовых опросов.

Наибольшее  распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной  особенность и которого является жесткая последовательность, заранее  подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов  на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.

Несколько реже используют полустандартизированное  интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки 
("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов.

Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится  в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым  важным.

Только  опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую  исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента.

Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также  приемов фиксации информации.

Разведывательное  интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении  и/или уточнении формулировки рабочих  гипотез на этапе разработки программы  исследования. Его цель не только и  не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в  выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем  исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

Каждый  из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:

. а)  однократно или панельно (многократно  через определенный временной  интервал);

. б)  в межличностной (интервьюер-респондент), личностно-групповой

(группа  интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и  группо-групповой форме (когда  группа интервьюеров беседует  с группой респондентов).

Интервью  как метод сбора социологической  информации

Различают несколько видов сбора данных в количественном исследовании. В  зависимости от применяемых процедур это может быть телефонный опрос, (вопросы задаются по телефону), по месту  работы или учебы групповой, когда  все опрашиваемые находятся в  одной комнате для совещаний  или учебной аудитории, или индивидуальный): почтовый (анкета рассылается обычной  почтой): по электронной почте (анкета рассылается по электронной почте) Интернет - опрос (анкета размещается  на веб - сайте): прессовый опрос (анкета размещается в печатном органе СМИ, газете или журнале, читателя просят вырезать, заполнить и прислать ее по указанному адресу).

Основные этапы сбора и анализ данных в условиях массового опроса по месту жительства:

Первый  этап. Инструмент исследования подвергает внимательному анализу и проводит ряд пробных интервью, чтобы выявить слабые места анкеты. В результате составляется инструкция интервьюеру. Сценарий инструктажа интервьюеров, определяются трудозатраты на проведение одного интервью и на поиск респондента. Подбираются анкетеры и интервьюеры, ответственные и способные успешно вступать в коммуникацию с респондентами, определяется нагрузка для каждого интервьюера в соответствии с планом исследования (сроками) и трудозатратами.

Второй  этап. Проводится инструктаж по процедуре интервьюирования, основной целью которого является достижение адекватного и более-менее одинакового понимания всех вопросов данной анкеты и принципов поиска респондентов среди всех интервьюеров, участвующих в исследовании. На этом этапе распределяются задания, устанавливаются сроки их сдачи, принципы урегулирования конфликтных или непонятных ситуаций. Организатор опроса, кроме того, часто связывается с органами внутренних дел по месту проведения опроса с тем, чтобы работники милиции были в курсе проводимого исследования, не препятствовали ему и знали, что ответить в ответ на вопросы граждан. После завершения опроса организатор осуществляет прием анкет, проверяет их качество.

Третий  этап. Анкеты просматриваются, тщательно проверяются, открытые вопросы кодируются (каждому выявленному варианту присваивается отдельный код). После этого осуществляется ввод данных -- т. е. каждая анкета заносится в компьютер, респонденту присваивается, но мер и вносится код того варианта переменной, который выбрал респондент. Например, в вопросе «Ваш пол» муж чины кодируются цифрой 1, а женщины -- цифрой 2, в приведенном выше примере по исследованию без барьерной среды первые варианты ответов кодируются цифрой 1, (если респондент нашел работу по объявлению, если часто бывает вне дома), вторые - цифрой 2-- и т. д. Если в ходе исследования опрошено много респондентов (тысяча и более), необходимо провести проверку качества ввода данных и удостовериться, что все они были введены без ошибок и искажений.

Четвертый этап. В результате ввода данных формируется массив да совокупность ответов всех респондентов на все вопросы анкеты, здесь специалист может начать анализ, чтобы получить распределение ответов на вопросы исследования, и установить связи между переменными и признаками. На этом этапе формулируются и проверяются гипотезы, которые имеют статистическую природу, результаты анализа интерпретируются.

Интервью -- это ситуация вербального обмена, где один 1 человек -- интервьюер -- пытается получить информацию или выражения  мнений или убеждений о другого  человека (от других людей в случае группового интервью).

Базовой категорией в технике любого интервью является вопрос. Очень многое зависит  от того, как и в какой последовательности задавать вопросы. Гид интервью должен следовать цели перевода исследовательских  вопросов в специальные вопросы  для информантов, а также предлагать вопросы, мотивирующие респондента  предоставлять затребованную информацию.

Принципы  формулировки вопросов интервью по П. Лазарсфельду:

1. Необходимо, чтобы все вопросы попадали  в концептуальную область, важно  для теории и исследование  вопросов социолога.

2. Следует  формулировать и упорядочивать  вопросы таким образом, чтобы  они соответствовали опыту респондентов.

3 Интервьюер  должен открывать действительные  смыслы, которые лежат позади  ответов информанта. Например, если  мать говорит, что её ребёнок  «медлительный ученик», исследователь  не должен предполагать, что он  знает, что означает этот термин. Лучше всего попросить респондента  объяснить, расширить, привести  примеры, сравнить и противопоставить понятие или тип с другими понятиями или типами.

Наблюдение  - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. 
Заметим, что не всякое визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта является наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

Наблюдение  социалогическое

Наблюдение  социалогическое – метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

В процессе применения Н.С. необходимо иметь в  виду и учитывать следующие его  особенности. Во-первых, для Н.С. характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Дело в том, что социолог изучает общество, ту или иную его совокупность - территориальную, этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членом изучаемой социальной совокупности.

Во-вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый  социальный объект через призму своих  интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это  не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс  наблюдения (выбор его объекта, точки  зрения на объект и т.п.), так и  на его оценку и интерпретацию.

В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является селективным, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности определяется целями и задачами проводимого исследования.

В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное  наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно  затруднительно, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно  видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются так называемые циклические  события, например, движение людей на работу и с работы, их участие  в избирательных кампаниях и  т.п

Чаще  всего Н.С. применяется тогда, когда  информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными  способами, например, при изучении поведения  людей на митингах или во время  массовых зрелищ - футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации - дорожного происшествия, пожара и т.д.

Наблюдение  следует также применять при  исследованиях разведывательного  характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные  гипотезы еще не сформулированы.

Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. Программа определяет следующие основные этапы научного наблюдения:

1) Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет направленность наблюдения.

2) Выявление  объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различные общности и группы, способы их деятельности.

3) Выбор  способа наблюдения, как более эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации - включенное, не включенное и иные виды наблюдения.

4) Определение  способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.

5) Осуществление  контроля наблюдения.

6) Обработка и интерпретация полученной информации может осуществляться как традиционными методами - логическое обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п., так и методами обработки массивов полученной информации посредством компьютеров.

7) Составление  отчета о результатах наблюдения и полученных выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; характеристику наблюдаемых индивидов…и т.д.

Очень важно при организации и проведении Н.С. учитывать его достоинства и недостатки. Самое главное достоинство этого метода - непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что бывает иногда незаменимым на начальных этапах исследования. Второе достоинство метода наблюдения - его гибкость и многовариантность. Третье его достоинство - дешевизна, малозатратность проведения социологического наблюдения.

Информация о работе Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования