Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования

Автор: Аня Дунаева, 28 Сентября 2010 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Социалогия (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе.
Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;
2) наука о закономерностях развития общества;
3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
4) наука о социальной структуре и социальных общностях;
5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение.

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 102.90 Кб (Скачать)

Контрольная работа. 

Вопрос 9:

Социалогия как  наука. Специфика социалогического метода исследования

Ответ:

Понятие социалогия

Социалогия (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе.

Это общее  определение имеет несколько  уточняющих объяснений:

1) наука  о социальных системах, из которых  состоит общество;

2) наука  о закономерностях развития общества;

3) наука  о социальных процессах, социальных  институтах, социальных отношениях;

4) наука  о социальной структуре и социальных  общностях; 

5) наука  о движущих силах сознания  и поведения людей как членов  гражданского общества. Последнее  определение является относительно  новым и его все больше разделяют  многие социологи. Исходя из  этого определения социологии, ее  предметом является совокупность  социальных явлений и процессов,  характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Согласно  определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение.

Джек  Ноббс (Jack Nobbs), Боб Хайн (Bob Hine) и Маргарет Флемминг (Margaret Flemming, 1975) выдвинули определение, характеризующее социологию как  научное и систематическое исследование поведения людей, живущих в группах. Имеются в виду организованные общности. Самой малой группой является, как правило, семья, а самой большой  — нация или государство.

Представитель марксистской социологии Г. Осипов (1969) определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества. Под социальной структурой Осипов подразумевает между- и внутриклассовые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.

Возникновение социологии как науки.

«Социология» означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону, Аристотелю. Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, представители утопической мысли – Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой.

Основные  вехи развития социологии. С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве, А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский.

Второй  этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма, немецких исследователей М.Вебера, Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.

Основные  направления развития социологии

Философия истории

Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск общих, универсальных, законов общественного развития.

  • В этом направлении социологической мысли работали видные ученые:
    • Освальд Шпенглер,
    • Арнольд Тойнби,
    • Николай Данилевский,
    • Питирим Сорокин.

Марксизм. В противовес функционалистским подходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальном развитии, марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбу различных групп и направлений.

Прежде  всего, это марксистская традиция в  социологии, подчеркивающая экономический  детерминизм в социальном развитии, соперничество, антагонизм различных  социальных групп. В итоге марксизм носит фрагментарный характер.

В России в результате деятельности В.И. Ленина марксистская социология превратилась в основу политической практики и  серьезно себя дискредитировала. Но, разумеется, не перестала существовать. Типичный пример - новая программа РКП Г. Зюганова.

Методологической  основой этого направления социологической  мысли является исторический материализм. Основной вклад в социологию: теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждения человека. Некоторые идеи марксистской социологии не выдержали испытания временем, например идея об абсолютном обнищании рабочего класса по мере развития капиталистического общества. Другие идеи - социального равенства, общенародного государства - были дискредитированы в политической практике реального социализма.

Неомарксизм. Другое заметное направление современной конфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг.

Конфуций

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в  царстве Лу. Отец Конфуция Шулян  Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке  у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик  родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается  стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно  выполнить волю отца. Видения, которые  посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился  Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец  Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций  родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял  его читать и, самое главное, усваивать  все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании  школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным  результатом. В 17 лет он уже занимал  должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно  о чем я должен заботиться», —  говорил Конфуций. Позже в его  ведение поступил и скот царства  Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца. 
 
«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства  Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных  моментов в его жизни стало  приглашение благородного правителя  посетить столицу Поднебесной. Это  путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником  и хранителем древней традиции (таковым  считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек  учился бы познавать Законы окружающего  мира, людей и открывать собственные  возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был  прост и тверд: «Почему тот, кто  не задает себе вопросы «почему?», заслуживает  того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» 
 
«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

 
Он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Для Конфуция знание и добродетель были едины  и неразделимы, и поэтому жизнь  в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей  философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим  на стуле вдали от жизни. Философия  была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения  философа». В случае Конфуция можно  смело ставить знак равенства  между его философией и его  человеческой судьбой.

Умер  мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Конфуций  весь свой жизненный путь описал в  нескольких строчках: 
 
   «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.    

В 30 лет  — я обрёл прочную основу.   

В 40 лет  — я сумел освободиться от сомнений.    

В 50 лет  — я познал волю Неба.   

В 60 лет  — я научился отличать правду от лжи.   

В 70 лет  — я стал следовать зову моего  сердца и не нарушал Ритуала».

Платон

Платон  родился в Афинах в 428 или 427 г. до н.э. в аристократической семье. Сначала  он учился у Кратила, последователя  Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие. 
 
Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Информация о работе Социалогия как наука. Специфика социалогического метода исследования