Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:08, реферат
В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.
Переписка классика
структурно-функционального
Одновременно исчезает и педагогический пафос теории действия, призванной, по Веберу, понудить человека, "вкусившего от древа познания добра и зла", задуматься над своими поступками и идеалами. И хотя сам мыслитель не оставил нам прямых указаний на то, что есть та подлинно веберовская тема, объединяющая все его многочисленные и разнообразные труды, почему бы, вслед за В. Хеннисом, не сформулировать ее так: "Существует ли такой интеллектуально ответственный путь, способный изнутри пробудить человека, или возможности воспитания исчерпываются подгонкой личности к применению ее на практике "на производстве" в учреждении, в конторе, в мастерской, в научной или заводской лаборатории, в дисциплинированной армии?" [44].
Однако каковы бы ни были вариации на тему теории действия, веберовские интонации, пусть в "остаточном" виде, в них неистребимы. Даже в тех случаях, когда последователи немецкого теоретика вольно или невольно жертвуют ее чистым звучанием, ощущение незавершенности, недосказанности заставляет нас вспомнить о первоисточнике их научного поиска — ценностном основании социального действия.
Теория социального действия Вебера не исчерпывается теорией рационального действия, а содержит в сжатом виде все основные проблемы человеческого бытия: (1) бремя свободы (целеполагание); (2) бытие-с-другими как бытие-для-других (или ориентация на других) и (3) неизбежность осмысления своих поступков (субъективно полагаемый смысл социального действия) на пути к главному жизненному выбору — приданию смысла собственной жизни. Иначе Вебер не вменял бы в обязанность ученым помочь человеку избрать такую жизненную позицию, которая соответствовала бы его "высшим идеалам" [3, с. 721-722]. И если не превращать социологию в научную разновидность "игры в бисер", в "лишенное реальности царство надуманных абстракций, пытающихся своими иссохшими пальцами ухватить плоть и кровь действительной жизни, но никогда не достигающих этого" [3, с. 715], то ее право на существование можно обосновать только такой миссией.
Здесь особенно важно понять, что любой выбор является результатом самоопределения, но только экзистенциальный уровень этого самоопределения можно описать схемой "ценность — путь — ответственность".
Теория действия
не может полноценно существовать вне
ценностного поля, а, стало быть,
этического единства личности. Подводя
итог очередной международной
С этой точки зрения, все науки о человеческом поведении ведут речь лишь о различных сторонах одного и того же — нашего выбора в предложенных обстоятельствах. Каждая наука видит его так, как позволяют ей это сделать отраслевые методы и ограничения.
Таким образом,
содержательное единство человека подразумевает
отношение к действию как целостности,
выстроенной вокруг некоторого системообразующего
фактора. В системной физиологии таким
фактором стала цель-причина наших
действий; в социологии — субъективно подразумеваемый
смысл, за которым стоит наш ценностный
выбор; в философии — личностный
смысл, экзистенциально, нравственно
окрашенный. Серьезная социология действия
немыслима без обращения к аксиологическим,
метафизическим основаниям нашего бытия.
Восходя от естественных дисциплин через
социальное знание к гуманитарному (целеполагание
— социально-историческая
ценность — личностный
смысл), науки о человеческом поведении
обретают реальную возможность восстановить
полноту и достоинство человека-деятеля,
не утрачивая при этом предметную определенность.
3. потенциал социальной мобильности в современном российском обществе. Привязка к студенчеству.
1. Сущность социальной
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности
быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет
усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается
несостоятельной.
Приведенные примеры
Все социальные перемещения
3. Проблемы
социальной мобильности в
Процесс перехода от экономики,
асимметричностью, монополизмом, технологической отсталостью и т. д.
Все это нашло отражение
в социальной стратификации
российского общества
При таком подходе
Разумеется, в реальной жизни дело обстояло далеко не так, советское
общество было иерархизировано, притом весьма специфически. По мнению западных и многих российских социологов, оно представляло собой не столько социально-классовое, сколько сословно-кастовое общество. Господство государственной собственности превратило подавляющую массу населения в наемных работников государства, отчужденных от этой собственности.
Решающую роль в расположении
групп на социальной лестнице
играл их политический
Высшую ступень в советском
обществе занимала партийно-государственная
номенклатура, объединявшая
высшие слои партийной,
государственной,
невелик — 1,5 - 2% населения страны.
Ступенью ниже находился слой, обслуживавший номенклатуру, работники, занятые в сфере идеологии, партийной прессы, а также научная элита, видные деятели искусства.
Следующую ступеньку занимал
слой, в той или иной степени
причастный к функции распределения
и использования
Отнести эти слои к среднему классу вряд ли правомерно, поскольку они не имели свойственной этому классу экономической и политической независимости.
Представляет интерес анализ многомерной социальной структуры
советского общества 40—50-х годов, данный американским социологом А. Инкельсом (1974 г.). Он рассматривает ее как пирамиду, включающую 9 страт.
На вершине находится правящая элита (партийно-государственная
номенклатура, высшие военные чины).
На втором месте — высший
слой интеллигенции (видные
Достаточно высокое — третье место отводилось «аристократии рабочего класса». Это стахановцы, «маяки», ударники пятилеток. Этот слой также имел большие привилегии и высокий престиж в обществе. Именно он олицетворял «декоративную» демократию: его представители были депутатами Верховных
Советов страны и республик, членами ЦК КПСС (но не входили в партийную
номенклатуру).
Далее следовал основной отряд интеллигенции (управленцы среднего звена, руководители небольших предприятий, научные и научно-педагогические работники, офицеры и т. д.).
Пятое место занимали «белые
воротнички» (мелкие
Шестой слой — «преуспевающие крестьяне», работавшие в передовых колхозах, где создавались особые условия труда. С целью формирования «образцово-показательных» хозяйств им выделялись дополнительные государственные финансовые и материально-технические ресурсы, что позволяло обеспечить более высокую производительность труда и уровень жизни.
Информация о работе Социальные технологии и их применение в обществе