Социальные технологии и их применение в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:08, реферат

Описание работы

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 91.47 Кб (Скачать)

1. Социальные технологии  и их применение  в обществе. Примеры  по соответствующей Вашей специальности отрасли производства.  

1.1. Технология в системе  человеческой деятельности  

 В условиях  современного мира, ставящего перед  человеком и обществом задачи  различной степени сложности,  одним из условий их эффективного  решения является возможность  организации человеческой деятельности  таким образом, чтобы добиться  максимально возможного результата  с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная  организация деятельности формирует  такой феномен как технология. 
   В современной лексике, как научной, так и повседневной, обыденной, термин “технология” используется достаточно часто и широко. При этом мы не всегда отдаём себе отчёт в том, насколько корректным и оправданным является употребление данного термина в каждом конкретном случае. Попробуем установить границы его использования как научного понятия, имеющего достаточно определённую область применения. 
   Можно утверждать, что термин “технология” - это синтез древнегреческих слов “techne - умение, мастерство и logos - знание, учение. Таким образом, самое простое определение, которое можно дать понятию “технология” будет звучать следующим образом: это мастерство, искусство, умение делать "искусственные" вещи и связанные с этим знания. Из этого определения можно вывести такие важные элементы технологии как приёмы деятельности, пути и способы деятельности, необходимые знания. Иначе говоря, технология - это умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности, где техника -это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать избранных целей (10.С.205). По мере развития общества и человеческой деятельности существенным образом изменяются и представления о том, что есть технология. Она начинает связываться с такими особенностями современного производства как расчленение производственного процесса на определённые этапы и последовательно сменяющие друг друга операции, а также стандартизация и унификация производственной деятельности людей. 
   Для того, чтобы какой-либо из процессов современной деятельности можно было охарактеризовать как технологический, необходимо выполнение следующих условий: 
   1. наличие соответствующей степени сложности процесса деятельности, т.к. без этого невозможно его расчленение на относительно самостоятельные этапы; 
   2. наличие соответствующих средств осуществления деятельности, позволяющих получить максимальный результат при минимальных затратах. 
   Характерными признаками технологии являются следующие: 
   1. Расчленение конкретного процесса деятельности на внутренне связанные между собой этапы, операции, процедуры. Это позволяет точно определить границы требований к субъекту, использующему данную технологию, т.е. чётко указать, что должен и чего не должен делать субъект на каждом из этапов. Наиболее простым примером такого расчленения может служить кулинарный рецепт, в котором точно указывается последовательность обработки продуктов и приготовления блюда. В результате, даже самый неопытный кулинар в целом справляется с поставленной задачей. 
   2. Координированностъ и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Это позволяет установить внутреннюю логику функционирования и развития преображаемого объекта, что, в свою очередь, даёт возможность субъекту выстроить собственные действия таким образом, который позволяет получить максимально эффективный результат. 
   3. Однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку. Это решающее и обязательное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Безусловное выполнение всех технологических требований позволяет субъекту получить “на выходе” именно тот результат, который планировался либо предполагался. И наоборот, чем значительнее будут отклонения в действиях субъекта от предписанных технологией параметров, тем реальней и серьёзней опасность деформировать весь процесс (22, 33, 40). 
   Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура - это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия “технология” -это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели (40.С.268). 
   Таким образом, технология - это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и тиражировать его. При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций: 
   - регулирует и направляет ход процесса в нужное русло; 
   - контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.; 
   - гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий; 
   - обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. (10. С. 206). 
   Будучи необходимым элементом человеческой деятельности, технология отвечает на вопрос “как это сделать”, предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде деятельности, будь то производство автомобилей или мороженого, разработка новых компьютерных программ или подготовка специалиста, формирование нового коллектива или достойных условий жизнедеятельности людей. 
   Вместе с тем, существуют и такие виды деятельности, которые имеют не-технологизируемый характер. Прежде всего, к ним относятся: 
   - аффективные действия, состоящие из неуправляемых актов и операций (действия под влиянием испуга, экстаза, массового психоза и т.п.); 
   - деятельность, осуществляемая без применения технических средств или не ориентированная на создание конечного продукта в виде материальных или духовных объектов (привычные, неосознаваемые действия - ритмичное постукивание пальцами, хождение по комнате и т.п.). 
   Однако, они не являются определяющими в общей системе деятельности. 
   Дальнейшее развитие человеческого общества, возникновение новых возможностей человека и формирование новых сфер их реализации, необходимость решения людьми новых, более сложных задач - всё это является основанием и причиной для последующего развития технологических основ человеческой деятельности. 
   Являясь частью материального мира и основным пространством существования и жизнедеятельности человека, общество, безусловно, может и должно рассматриваться как одна из важнейших сфер реализации различных технологий. Именно особенности и важнейшие характеристики человеческого общества позволяют говорить о существовании социальных технологий, как одной из разновидностей этого феномена. 
   Сам термин “социальные технологии” входит в систему социального знания в 70-е годы XX века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности (10. С.204).Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом, исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине XX века многие макросоциальные теории, а также различные социально-утопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы, доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества. По мнению К. Поппера, социальная жизнь не нуждается в тотальном преобразовании и в сопровождающем его тотальном насилии. Совершенствование социальной системы возможно в процессе постепенной, “частичной” работы, т.е. социальной технологии, направленной на устранение конкретных пороков социальной жизни. Исходя из такого понимания, К.Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях (19.С.65) и указал на существование таких разновидностей этого феномена как холистские, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы революционным путём, и частичные, т.е. представляющие собой программу и методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи. 
   Сопоставляя эти два основных вида технологий, К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий, по сравнению с утопическими. По его мнению, к ним относятся: 
   1. трезвость и взвешенность в постановке целей; 
   2. учёт возможных отрицательных последствий; 
   3. осторожность и постепенность в преобразованиях; 
   4. постоянный контроль за их протеканием; 
   5. возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий; 
   5. возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений (19) 
   Именно эта часть воззрений К.Поппера, дальнейшее развитие социоинже-нерной исследовательской деятельности стало основой для современных разработок в области социальных технологий. 
   Результатом этих исследований является, в том числе, и выработка современных определений понятия “социальная технология”. 
   Применительно к современному социальному знанию можно говорить о существовании двух основных подходов к решению этой задачи. Первый рассматривает социальные технологии как специфическую систему знаний, исследующей процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, обосновывающей и разрабатывающей эффективные способы и приёмы такого воздействия. При этом, в качестве социального объекта могут выступать самые разные явления: социальная группа или социальный институт, социальное отношение или социальная организация и т.п. Второй подход можно определить как “практически ориентированный”. В его рамках понятие “социальные технологии” трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата. (25.С.274). 
   Современная социальная жизнь всё больше технологизируется. Успех многих, если не большинства, социальных проектов и программ напрямую зависит от того, насколько чётко и последовательно разработана вся система соответствующих процедур и операций. В настоящее время социальные технологии разрабатываются в соответствии с потребностями различных социальных субъектов (социальных движений, организаций, структур и т.п.) и непосредственно включаются в систему социального управления и социальной жизнедеятельности. 
   Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся: 
   1. По масштабам решаемых социальных проблем: 
   - универсальные социальные технологии; 
   - частные социальные технологии. 
   К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным - конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия. 
   2. По уровню социальной деятельности: 
   - глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества; 
   - региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона; 
   - национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.; 
   - государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства; 
   - муниципальные и пр. 
   3. По характеру решаемых задач: 
   - функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни; 
   - инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; 
   - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем. 
   4. По характеру воздействия на социальные процессы: 
   - формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект; 
   - стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта; 
   - сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта; 
   - разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части. 
   5. По характеру и содержанию используемых средств: 
   - организационно-распорядительные и административные социальные технологии; 
   - социально-правовые технологии; 
   - медико-социальные технологии 
   - психологические технологии; 
   - педагогические технологии и т.п. 
   Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий: 
   - социальные технологии, ориентированные на созидание; 
   - социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии; 
   - социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии (28.С.93). 
   Таким образом, социальные технологии - это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости. 
   Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии. Служить средством достижения социальной цели - в этом состоит основная функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность. 
   При определении целей конкретных социальных технологий необходимо как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать: 
   - изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии); 
   - изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии); 
   - изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования). 
   Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.

1.2. Социальная работа  в системе социальных  технологий  

 Определение и  конкретизация целей социальных  технологий позволяют выделить  среди них, в качестве особой  группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать  как систему оптимальных способов  преобразования, регулирования социальных  отношений и процессов в жизнедеятельности  людей, ориентированных на социальное  обслуживание, помощь и поддержку  граждан, находящихся в сложной  жизненной ситуации (32.С.95). Деятельность, направленная на достижение этих  целей, предполагает осуществление  различных социальных изменений,  связанных как с сознанием  субъекта, так и со средой его  жизнедеятельности. 
   Что же такое социальные изменения? Это явление целесообразно рассматривать в двух модификациях: как процесс и как явление. 
   Социальные изменения как процесс - сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и отдельных её элементов (31.С.67). Реальные результаты этой трансформации будут представлять собой социальные изменения как явление. 
   Являясь одним из видов человеческой деятельности, социальная работа тоже осуществляет определённые социальные изменения, используя при этом, свои специфические средства и методы. При этом, главная задача социальной работы заключается не столько в социальной трансформации, сколько в текущем, постоянном устранении дисфункций общества в целом или отдельных его элементов. 
   Сфера профессиональной компетентности и деятельности социального работника при осуществлении социальных изменений включает в себя следующие элементы: 
   - реализация социальных и гражданских прав людей; 
   - компенсация социального, физического или психического ущерба; 
   - ликвидация дефицита в общении; 
   - помощь в организации досуга, доступа к основным социальным благам и социальным услугам. 
   Действуя в сфере своей компетенции, социальный работник может по-разному участвовать в осуществлении социальных изменений. Это могут быть: 
   - длительные, перспективные усилия (повышение уровня социальной адаптации субъекта и улучшение его “социального самочувствия”); 
   - постоянная, систематическая деятельность (социальный патронаж, профессиональная деятельность в школе, детском доме, доме-интернате); 
   - краткосрочные, чрезвычайные действия (эвакуация из района бедствия, экстренная психологическая, педагогическая или другая помощь); 
   - целенаправленные, разовые действия или акции, направленные на решение определённой задачи (трудоустройство). 
   Выбор конкретных форм и способов участия социальных работников в осуществлении различных социальных изменений обуславливается конкретными условиями, в которых находятся люди, нуждающиеся в помощи, их запросами и пожеланиями, а также рядом объективных обстоятельств, которые ограничивают реальные возможности оказания социальной помощи. Эти ограничения существуют и проявляются в жизнедеятельности любой социальной системы, в деятельности всех, даже самых мощных, опытных и развитых социальных служб. Что же это за ограничения? 
   Во-первых, социальная работа даёт возможность воздействовать на различные противоречия общественной жизни, но разрешение основных противоречий общества ей неподвластно. Так, работая в очаге вооружённого конфликта, социальные службы могут и должны оказать помощь в эвакуации, медицинской помощи, приёме и размещении беженцев и т.п. Но ни одна социальная служба не в состоянии устранить причины, порождающие войны и другие социальные либо природные катастрофы и бедствия. В этом состоит то, что некоторые теоретики и практики социальной работы называют её “вечным трагизмом”. Однако, эффективнее и результативнее не столько переживать это обстоятельство, сколько учитывать его в своей профессиональной деятельности, разумно и взвешенно определяя её реальные границы и возможности. 
   Во-вторых, в процессе оказания социальной помощи необходимо учитывать, что невозможно изменить человека, не изменяя при этом среду его жизнедеятельности, т.е. процессы изменения человека и общества неразрывно связаны между собой. Человек лишь часть общества, причём всегда зависимая от него. И прежде чем предъявлять к человеку высокие и жёсткие требования, необходимо отдавать себе отчёт в том, насколько реальны у человека возможности, соответствовать этим требованиям. 
   В-третьих, возможны только такие социальные изменения, которые обусловлены объективными социально-экономическими условиями данного общества и теми возможностями, которые в нём предоставлены человеку (30). 
   Действуя в условиях подобных ограничений, социальные службы и социальные работники, оказывают помощь в решении различных социальных проблем, которые возникают у человека или группы людей. Применительно к практике социальной работы, понятие “социальная проблема” может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов. Именно это несовпадение осложняет процесс социального и личностного функционирования человека, группы или организации в социуме и создаёт ситуацию, при которой конкретный социальный субъект не в состоянии самостоятельно удовлетворять собственные потребности и отстаивать собственные интересы. 
   В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рассматривать как существующие на следующих уровнях организации: 
   - на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одновременно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, например, проблема переходности экономической жизни; 
   - на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем проблемы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резкого снижения уровня жизни среднего класса; 
   - на уровне личности, когда носителем проблемы является конкретный человек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окружающими. 
   В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего, проблемы второго и третьего уровней организации. Решение социальных проблем на макроуровне - это задача социальной политики. 
   Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной проблемой, а с целым “букетом”, комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы. Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта, под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник. При подобном подходе есть возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта. 
   Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволяют принять адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем, которые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта. В самом процессе решения социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов. 
   Первый - сбор, обработка и осмысление информации о человеке или группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации. 
   Второй - методический, предполагающий формулировку основных целей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы. 
   И, наконец, третий, завершающий - это практический или процедурный этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта. 
   Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом: 
   Во-первых, это технологии социального анализа и социального исследования, которые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную социальную ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или уровень малых групп, уровень больших социальных групп и слоев, уровень территориальных общностей различного масштаба, национально-государственный уровень и, наконец, транснациональный или глобальный уровень. 
   Такой “многослойный” анализ позволяет не только сопоставить различное видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения. 
   Во-вторых, необходимо указать на такой класс социальных технологий, как технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому классу относятся частные социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии социального исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения какой-либо социальной проблемы, то технологии социального воздействия эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности. Рассмотрение этих технологий будет предметом последующих разделов учебного пособия.
 

2. Понятие и структура  теории социального  действия. Смысл и  содержание подхода,  авторы и последователи.

В каждой области  знания есть вопросы, затрагивающие  существо самого предмета исследования. Для социологии таким вопросом является соотношение свободного творчества человека и сдерживающих его общественных устоев. Как совместимы, и совместимы ли вообще, эти два момента? В какой мере свободен, а в какой обусловлен социальный деятель? Не противоречит ли представление о строго научной социологии представлению о свободном социальном деятеле?

Так или иначе  каждый социолог видит необходимость  постановки этих вопросов. Однако непосредственно  связаны с ним теории, описывающие  социальную реальность как сферу  субъективно осмысленных и целенаправленных действий. Тем самым в лоне социологии удерживается самое трудноуловимое и трепетное — свободная созидательная  воля человека. Вот почему их опорным  моментом становится теория социального действия.

Родоначальником современных учений о социальном действии считается Макс Вебер. Сама социология, по его глубокому убеждению, "есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем  самым каузально объяснить его  процесс и воздействие" [1, с. 602]. Вебер определяет действие (независимо от того, проявляется ли оно вовне, например, в форме агрессии, или сокрыто внутри субъективного мира личности, подобно претерпеванию) как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл. ""Социальным" действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" [1, с. 602-603].

Осознанность, осмысленность  — ключ к теории социального действия Макса ВебераНо что означает "придать действиям смысл"? Придать смысл — значит осознать себя в своей соотнесенности с миром. В акте, сообщающим смысл, в процессе смыслонаделения человек ставит некоторый объект (материальный или идеальный, одушевленный или неодушевленный) в связь со своим микрокосмом. С другой стороны, имеет смысл то, что не оставляет людей равнодушными, что так или иначе влияет на нашу жизнь, т. е. значимо. Незначимые, не соотнесенные с потребностями и интересами вещи, события остаются вне сферы нашего внимания и не имеют для нас никакой ценности. Сообщение смысла, таким образом, есть одновременно и придание ценности.

Ценность, по Веберу, — это форма человеческого  мышления, способ умозаключений. Ее нельзя охарактеризовать в категориях "положительная  — отрицательная", "относительная  — абсолютная", объективное —  субъективное" и т. п. Ценность, или значимость, есть также соотношение, соотнесенность человека с миром вещей, людей и духовных явлений. Она не связана напрямую с утилитарным назначением этих вещей и событий, практической пользой, хотя и может быть сведена к последней. Носителем ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания. Они необходимы ей для различения целей, которые ставит перед собой воля человека. Их место в мотивации действий гораздо глубже целей и интересов. Именно отнесение к ценности как придание смысла, на основе которого формулируется цель, указывает нам самое главное, что определяет поведение человека. Соответственно, как полагал Вебер, если нам удастся понять, какова та ценность, на которую ориентировано действие человека, мы поймем само это действие, и миссия социолога будет выполнена.

Вернувшись к  определению социального действия, нетрудно заметить, что Вебер подчеркивает субъективный характер смыслополагания. Стало быть, предполагается, что каким-то образом стороннему наблюдателю возможно проникнуть в сознание непосредственного исполнителя действия. Но ведь сам Вебер, казалось бы, лишает нас этой возможности. Он резонно пишет, что "высочайшие "цели" и "ценности", на которые, как показывает опыт, может быть ориентировано поведение человека, мы часто полностью понять не можем, хотя в ряде случаев способны постигнуть его интеллектуально; чем больше эти ценности отличаются от наших собственных, важнейших для нас ценностей, тем труднее нам понять их в сопереживании посредством вчувствования, силою воображения" [1, с. 604].

Выход из создавшейся  ситуации Вебер находит благодаря  двум допущениям. Первое из них разводит обыденное сознание (или пристрастное отношение человека к тому, что  является для него жизненно важным, практически полезным) и науку (или  беспристрастное, объективное отношение  исследователя к предмету анализа). Исследователь культуры, коим и называется у Вебера социолог, работает со вторым. Он выделяет "не общее для всех(изучаемых объектов), а значимое для всех (изучающих субъектов)" [2]. Таким образом, придание смысла как отнесение к ценности у Вебера находится вне сферы психологии, индивидуального переживания. Мы понимаем не самого действующего человека, а смысл его действия так, как его выявляет нам процедура отнесения к ценности.

Второе допущение  касается самой точки отсчета, или  ценности, благодаря которой мы можем  определить смысл человеческого  поведения и вынести общезначимое (для действующего субъекта, для  ученого-аналитика и для научного сообщества в целом) суждение. Веберовское отнесение к ценности — это сопоставление смысла действия с "установкой" современной ему исторической эпохи, свойственным данной эпохе "направлением интереса". Вебер видит в ценности лишь историческое образование, не имеющее ничего общего с вечными истинами, этическими заповедями, хотя и принадлежащее сфере культуры.

Однако этим понятие ценностного выбора у  Вебера не исчерпывается. Предмет науки, пишет он, — "жизнь, основанная на самой себе и понимаемая из себя самой", а следовательно, воплощающая  собой огромное количество противоречивых жизненных позиций, "вечную борьбу богов"" [3, с. 730]. Удел человека, единственного обладателя воли и самосознания, — неизбежный выбор между этими богами или... демонами. Цель, по Веберу, — это всегда "идея", "ценностный идеал", лежащий в ее основе. Ставя цель, человек "взвешивает и совершает выбор между ценностями... как ему велит его совесть и его мировоззрение" [3, с. 348]. Так поначалу частная теория вырастает до мироощущения, способа восприятия и научного осмысления жизни и деятельности человека в мире. А сутью предложенного Вебером "понимающего", или интерпретативного, подхода к познанию социальной жизни становится проблема соотношения свободы и обусловленности, творчества и нормативных ограничений, которую социальный деятель каждый раз решает для себя в процессе смыслонаделения мира на основе ценностного выбора.

К числу социологов, в большей или меньшей степени  придерживающихся этого воззрения  на социальное действие, в западной социальной мысли относят феноменологов, этнометодологов, в большинстве своем приверженцев символического интеракционизма и авторов социологической версии экзистенциализма. При всех различиях между ними они разделяют два положения, принципиально важных для понимания не только путей развития мировой социологии, но и самой социальной жизни.

Первый момент состоит в том, что сторонникам  этих социологических направлений  чуждо представление о человеке как существе, лишенном права голоса, некоем неспецифическом объекте  исследования. В равной мере они  не разделяют взгляд на социальную среду как на независимую от человеческого  сознания и опыта. Люди, пишут они, приходят не в застывший мир жестких  форм, но в незавершенное творение, ежесекундно достраивая его в  общении. Более того, в отличие  от механических, природных систем, жизнь человеческого сообщества зависит не столько от предшествующих событий, того, что уже произошло  к настоящему моменту, сколько от того, что еще не явлено, а существует лишь как идея, намерение. "В нашем  понимании, цель — это такое представление  о результате, — писал Вебер, —  которое становится причиной действия, и так же, как мы принимаем во внимание любую причину, способствующую значимому результату, мы принимаем  во внимание и данную" [4, с. 382].

Дарованная социальной науке Декартом реактивная, рефлекторная парадигма обретает достойного соперника  — активистскую модель социального  действиясогласно которой осмысленные поступки людей суть первопричина и существо общественной жизни. Не случайно в американской историографии все наследующие методологию Вебера течения получили название креативных [5]. Такое понимание жизнедеятельности соответствует данным психофизиологии, доказавшей на экспериментальном материале неправомерность причинно-следственного, или рефлекторного, объяснения человеческого поведения [6-9]. В соответствии с ее постулатами сама жизнь как одушевленность появляется только тогда, когда рефлекс, или ответная реакция на стимул, сменяется деятельным отношением живой системы к возникающим в ходе ее развития проблемам. Причиной действия становится его цель, то есть модель предполагаемого результата, ее информационный эквивалент. Мы действуем в соответствии с поставленной целью ("для того, чтобы"), и эта цель определяет образ наших действий ("потому, что"), на чем, собственно, и настаивал Вебер. Таким образом, определяющий фактор текущего поведения перемещается из прошлого (что было характерно для теории рефлекса) в будущее. Так возникает "концепция опережающего отражения".

Информация о работе Социальные технологии и их применение в обществе