Социальные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни. Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..……………….3
Социальный конфликт: понятие и структура……………………………………………….….5

Объективное содержание конфликтной ситуации…………………………………….…..6
Психологические составляющие конфликта………………………………………….…...7

Динамика социальных конфликтов………………………………………………………….….9

Предконфликтная стадия социального конфликта…………………………………….….9
Конфликтная стадия социального конфликта……………………………………….…….9
Разрешение конфликтов…………………………………………………………………...10
Послеконфликтная стадия социального конфликта……………………………………..11

Функции социальных конфликтов……………………………………………………….…….12

Типология конфликтов………………………………………………………………….………15
Внутриличностные конфликты……………………………………………………………15
Межличностные конфликты ……………………………………………………………...15
Конфликты между личностью и группой ………………………………………………..16
Межгрупповые конфликты ……………………………………………………………….16
Международные конфликты………………………………………………………………17
Прочие классификации конфликтов……………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………………………..……...19
Список используемой литературы………………………………………………………….…………..20

Работа содержит 1 файл

социология (реферат по Ревякину).docx

— 61.37 Кб (Скачать)

Не ведет к  разрешению и так называемая отмена конфликта – попытка избавиться от конфликта путем примирения или  затушевывания, а не преодоления  противоречий, лежащих в его основе.

Несмотря на то, что конфликты разнообразны, процесс их разрешения имеет общие  черты и предпосылки, специфические  этапы, стратегию и технологию.  

Предпосылки решения  конфликта:

достаточная зрелость конфликта, которая выражается в  видимых формах проявления, идентификации  субъектов, объявлении своих или  противоположных интересов и  позиций, в организации конфликтных  групп и более или менее  сложившихся способов противоборства;

потребность субъектов  разрешать конфликт и способность  это осуществить;

наличие необходимых  средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, человеческих.  

Процесс разрешения конфликтов складывается из двух этапов:

Подготовительный  – это диагностика конфликта. Этот этап включает в себя: описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.п.); определение  уровня развития конфликта и его  природы (объективной или субъективной); изменение интенсивности; определение  сферы распространенности. Конфликт диагностируется в структурном  и функциональном планах, в ситуационном и позитивном аспектах, как состояние  и процесс;

Разработка стратегии  разрешения и технологии. Выделяют пять основных стратегий поведения  в конфликтных ситуациях: приспособление, уход, компромисс, противоборство, сотрудничество.  

Приспособление  – субъект не проявляет ни активности, ни заинтересованности в достижении положительных результатов. Такая  стратегия направлена на избежание  конфликтных отношений с людьми.  

Уход – стремление уйти от ответственности за реализацию поставленной цели (субъект боится как ответственности, так и наказания; не хочет принимать самостоятельные  решения, не нацелен на мотивацию  достижения успеха в деятельности).  

Компромисс –  субъект стремится завоевать  командную роль относительно партнера и проявляет при этом максимум активности, напористости, игнорируя  интересы других.  

Сотрудничество  – субъект нацелен на достижение успеха в деятельности, проявляет  значительную активность, но, в отличие  от стратегии противоборства, ориентируется  не только на свои интересы, но и на интересы партнера, пытаясь избежать конфликтных ситуаций.  

Универсального  выхода из конфликтов нет, при определенных ситуациях возможны и другие стратегии. 

2.4. Послеконфликтная стадия социального конфликта 

Большое значение имеет заключительная стадия – послеконфликтная. На этой стадии должны быть предприняты  усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая  напряженность, и прекращена любая  борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических  характеристик как отдельных  групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенностью в группе. Вместе с тем он развивает  уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

Социальные системы, исключая источники противоречий и  трений между различными сторонами  конфликта, получают возможность усовершенствовать  свою структуру. Социальный конфликт может  выступать в роли механизма для  установки норм, соответствующих  новым условиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Функции социальных конфликтов
 

Для объяснения функций социального конфликта  следует обратиться, прежде всего, к  самому понятию "функция". В общественных науках функция (от лат. functio - совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс  выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов  составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим под функцией конфликта  мы будем понимать ту роль, которую  выполняет конфликт по отношению  к обществу и его различным  структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.  

Различают явные  и латентные (скрытые) функции конфликта.  

Явные функции  конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают  с целями, которые провозглашали  и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительство России, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями, заявило  об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функция конфликта - это также победа шахтеров в  их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту цель.

Скрытые (латентные) функции конфликта - такие, когда  его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые  в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных  участниками конфликта. Латентные  функции могут выражаться также  в том, что его последствия  вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, никто из участников Чеченского конфликта не предполагал, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти, которых в республике было большое  количество, и в результате возникнет  опасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами. Бастующие шахтеры, выступавшие  с требованиями к правительству  страны в конце 80-х - начале 90-х годов  отменить госзаказ и дать им возможность  свободно распоряжаться прибылью, очень  много сделали для реформирования общества, но они и не предполагали, что уже в конце 90-х годов  будут требовать вернуть госзаказ.  

Таким образом, и явные и латентные функции  конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными, то есть они  могут иметь двойственный характер.

Если функция  конфликта положительная для  его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это  дисфункциональный конфликт, результаты которого являются негатив-ными для  его участников и на которые они  не рассчитывали.

 

По смыслу, значению и роли функций конфликта их можно  разделить на две группы:  

конструктивные (положительные) функции конфликта;

деструктивные (отрицательные) функции конфликта.  

Все конструктивные (как впрочем, и отрицательные) функции  конфликта с определенной степенью условности можно разделить на:  

общие функции  конфликта - имеют место на различных  уровнях социальной системы;

функции конфликта  на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственного  на личность.  

Общие конструктивные функции конфликта  

Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти  противоречия достигли уже большой  зрелости и необходимо принимать  неотложные меры по их устранению. Таким  образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

Конфликт является формой разрешения противоречий. Его  раз-витие способствует устранению тех недостатков и просчетов  в социальной организации, которые  привели к конфликту.

Конфликт способствует снятию социальной напряженности и  ликвидации стрессовой ситуации, помогает "выпустить пар", разрядить  обстановку и снять накопившуюся напряженность.

Конфликт может  выполнять интегративную, объединительную  функцию. Перед лицом внешней  угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем  объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание  и чувство причастности к решению  общей задачи.

Разрешение конфликта  приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются  источники неудовлетворенности. Стороны  конфликта, наученные "горьким опытом", в будущем будут больше расположены  к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта  может предотвратить более серьезные  конфликты, которые могли бы иметь  место, если бы данный конфликт не случился.

Конфликт интенсифицирует  и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии  для решения стоящих перед  субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных  ситуаций, разрабатываются новые  подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.

Конфликт может  служить средством выяснения  соотношения сил социальных групп  или общностей и тем самым  может предостеречь от последующих  более разрушительных конфликтов.

Конфликт может  служить средством для возникновения  новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием  старые нормы.  

Конструктивные  функции конфликта на личностном уровне

Здесь происходит влияние конфликта и на индивидуальные характеристики личности.  

Конфликт может  выполнять познавательную функцию  по отношению к людям, которые  принимают в нем участие. Именно в трудных критических ситуациях  и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей; не случайно говорят "друг познается  в беде". С познавательной функцией связана и возможность диагностики  силы противника.

Конфликт может  способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности  и выявить новые, ранее не известные  стороны характера личности. Он может  также закалить характер, способствовать появлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства  и т.п.

Конфликт может  помочь избавиться от нежелательных  свойств характера, например, чувства  неполноценности, покорности, раболепия  и т.п.

Конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте  индивид за сравнительно небольшой  отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько  он, возможно, не получит никогда  вне конфликта.

Конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте  люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими. В  последнем случае, конечно, никакой  адаптации не происходит.

Конфликт может  помочь снять психическую напряженность  в группе, снять стресс его участникам, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряженность может  даже усилиться.

Конфликт может  служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных  потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения.  

Общие деструктивные  функции конфликта 

Они проявляются  на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующих  последствиях.  

Конфликт может  быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут  быть большие человеческие жертвы и  материальные потери. Помимо сторон, участвующих  в военном конфликте, от него могут  пострадать и мирные жители.

Конфликт может  привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние  дестабилизации и дезорганизации.

Конфликт может  привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и  духовного развития общества. Более  того, он может вызвать стагнацию  и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов.

Конфликт может  способствовать дезинтеграции общества, раз-рушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.

Конфликт может  сопровождаться нарастанием в обществе на-строений пессимизма и упадком  нравов.

Конфликт может  повлечь за собой новые, более  деструктивные конфликты.

Информация о работе Социальные конфликты