Социальные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни. Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..……………….3
Социальный конфликт: понятие и структура……………………………………………….….5

Объективное содержание конфликтной ситуации…………………………………….…..6
Психологические составляющие конфликта………………………………………….…...7

Динамика социальных конфликтов………………………………………………………….….9

Предконфликтная стадия социального конфликта…………………………………….….9
Конфликтная стадия социального конфликта……………………………………….…….9
Разрешение конфликтов…………………………………………………………………...10
Послеконфликтная стадия социального конфликта……………………………………..11

Функции социальных конфликтов……………………………………………………….…….12

Типология конфликтов………………………………………………………………….………15
Внутриличностные конфликты……………………………………………………………15
Межличностные конфликты ……………………………………………………………...15
Конфликты между личностью и группой ………………………………………………..16
Межгрупповые конфликты ……………………………………………………………….16
Международные конфликты………………………………………………………………17
Прочие классификации конфликтов……………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………………………..……...19
Список используемой литературы………………………………………………………….…………..20

Работа содержит 1 файл

социология (реферат по Ревякину).docx

— 61.37 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Ивановский  государственный энергетический  университет им. В.И. Ленина 

Кафедра социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ 

Тема 18. Социальные конфликты 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Выполнила:  студент гр. III-58  И.Д. Поболелова

                                          Проверил: к.и.н. доцент Е.С. Ревякин 
       
       
       
       
       
       
       

Иваново 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..……………….3

  1. Социальный конфликт: понятие и структура……………………………………………….….5
 
    1.  Объективное содержание конфликтной ситуации…………………………………….…..6
    2. Психологические составляющие конфликта………………………………………….…...7
 
  1. Динамика  социальных конфликтов………………………………………………………….….9
 
    1.  Предконфликтная  стадия социального конфликта…………………………………….….9
    2. Конфликтная стадия социального конфликта……………………………………….…….9
    3. Разрешение конфликтов…………………………………………………………………...10
    4. Послеконфликтная стадия социального конфликта……………………………………..11
 
  1. Функции социальных конфликтов……………………………………………………….…….12
 
  1. Типология конфликтов………………………………………………………………….………15
    1. Внутриличностные конфликты……………………………………………………………15
    2. Межличностные конфликты ……………………………………………………………...15
    3. Конфликты между личностью и группой ………………………………………………..16
    4. Межгрупповые конфликты ……………………………………………………………….16
    5. Международные конфликты………………………………………………………………17
    6. Прочие классификации конфликтов……………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………………………..……...19

Список используемой литературы………………………………………………………….…………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Каждый человек  на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного  рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что  мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с которыми вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в  собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения были выбраны  неудачно, либо вы не смогли верно оценить  сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает  в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать  какие-либо специальные усилия для  того, чтобы преодолеть ее и вновь  завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого  делать: просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся  другие?

Чтобы найти  правильное решение этой дилеммы, весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие  фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Таким образом, целью данной работы является определение  природы конфликта и попытаться выделить российскую специфику конфликта.  

В процессе созревания конфликта можно выделить 4 стадии:

  1. Скрытую стадию, обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина - стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству.
  2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена - при примиренческом подходе, очень сильна - при непримиримости сторон.
  3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности.
  4. Несовместимость, являющуюся следствием высокой напряженности. Это, собственно, и есть конфликт.
 

Причины конфликта - различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения, уровне образования; различия в целях.

Столкновение  точек зрения, мнений, позиций - очень  частое явление производственной и  общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе, в университете. Чтобы выработать верную линию поведения в конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее важные конфликты между людьми и социальными  группами концентрируются в сфере  политики. Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Вместе с тем, политика - не только область  примирения конфликтующих сторон. Она  очень часто оказывается средством  провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в особенности социально активные люди. Но число властных позиций  в обществе ограничено.

Собственно, суть любого политического режима заключается  именно в том, что он определяет формы  политического конфликта в борьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми, участники  политической борьбы или конкуренции  добиваются своих целей, главная  из которых - победа над своим противником, оппонентом, соперником.  

Изучать конфликты  нужно для того, чтобы научиться  понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе  политических действий и направлений  и участвовать в политической жизни. Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

А “простому  человеку” изучение конфликтов нужно  для того, чтобы избавиться от своей  “простоты” и получить те сведения, без которых невозможно быть гражданином  своей страны, своего отечества и  действовать сообразно принципам  гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-политических ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социальный  конфликт: понятие и структура
 

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное  внимание социологов к исследованию конфликтов.

Конфликт - это  столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.1Английский социолог Э. Гиденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии. Конфликты классифицируются по своей структуре и по направлениям исследований.                

Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем L.Cozer, оказавшим значительное воздействие  на формирование подхода к пониманию  природы конфликта. Согласно L.Cozer, конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых  для удовлетворения ценностей и  притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей  соперников». 

Позже K.Fink дал  определение конфликта, которое  обнаруживает теснейшую зависимость  по позиции L.Cozer. “Социальный конфликт – пишет

K.Fink – это  любая социальная ситуация или  процесс, в котором две или  более единицы связаны по крайней  мере одной формой психологического  или интрактивного антагонизма”. Психологический антагонизм –  это эмоциональная враждебность  и сходные с ней явления.  Интерактивный антагонизм - понимается  как взаимодействие, строящееся  по типу борьбы или вмешательства  в дела противоборствующей стороны. 

Известный польский социолог Я.Щепаньский определяет конфликт – как столкновение, вызванное  противоречием установок, целей  и способов действия по отношению  к конкретному предмету или ситуации. 

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический  процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее  в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками  людей, в условиях их стремления, к  достижению каких-либо целей (Гришина  Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости  потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и  в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К.Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и  созревание противоречия и столкновения интересов. 

Конфликты следует  отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:

1. отсутствия  согласия между участниками дискуссии,

2. противоречия  интересов,

3. коллизии,

4. соперничества,

5. соревнования. 

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто  конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности  и власти. 

Западными социологами  и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального  развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого  общества и стимулом социального  развития". 

Немецкий философ  и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной  из форм социализации. 

Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих  трудах на тесную связь конфликта  с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р.

Дарендорфу, - это  результат патологических изменений  в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма  контроля в политике, экономике и  культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с  традиционными нормами и ценностями. По мнению Р.Дарендорфа, конфликт - это  важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта  состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой  более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется  или разрушается) под воздействием конфликта. 

Таким образом, под социальным конфликтом в современной  социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или  других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного  либо мнимого противника. 
 

Информация о работе Социальные конфликты