Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа
Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни. Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.
Введение…………………………………………………………………………………..……………….3
Социальный конфликт: понятие и структура……………………………………………….….5
Объективное содержание конфликтной ситуации…………………………………….…..6
Психологические составляющие конфликта………………………………………….…...7
Динамика социальных конфликтов………………………………………………………….….9
Предконфликтная стадия социального конфликта…………………………………….….9
Конфликтная стадия социального конфликта……………………………………….…….9
Разрешение конфликтов…………………………………………………………………...10
Послеконфликтная стадия социального конфликта……………………………………..11
Функции социальных конфликтов……………………………………………………….…….12
Типология конфликтов………………………………………………………………….………15
Внутриличностные конфликты……………………………………………………………15
Межличностные конфликты ……………………………………………………………...15
Конфликты между личностью и группой ………………………………………………..16
Межгрупповые конфликты ……………………………………………………………….16
Международные конфликты………………………………………………………………17
Прочие классификации конфликтов……………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………………………..……...19
Список используемой литературы………………………………………………………….…………..20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ивановский
государственный
Кафедра
социологии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ
Тема 18.
Социальные конфликты
Иваново 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с которыми вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения были выбраны неудачно, либо вы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.
Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать: просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?
Чтобы найти правильное решение этой дилеммы, весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
Таким образом,
целью данной работы является определение
природы конфликта и попытаться
выделить российскую специфику конфликта.
В процессе созревания конфликта можно выделить 4 стадии:
Причины конфликта - различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения, уровне образования; различия в целях.
Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе, в университете. Чтобы выработать верную линию поведения в конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Наиболее важные
конфликты между людьми и социальными
группами концентрируются в сфере
политики. Политика есть не что иное,
как сфера деятельности по разрешению
и воспроизводству конфликтов. Вместе
с тем, политика - не только область
примирения конфликтующих сторон. Она
очень часто оказывается
Собственно, суть
любого политического режима заключается
именно в том, что он определяет формы
политического конфликта в
Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни. Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.
А “простому
человеку” изучение конфликтов нужно
для того, чтобы избавиться от своей
“простоты” и получить те сведения,
без которых невозможно быть гражданином
своей страны, своего отечества и
действовать сообразно
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
Конфликт - это
столкновение противоположных целей,
позиций, мнений и взглядов оппонентов
или субъектов взаимодействия.1
Одно из первых
определений конфликта
Позже K.Fink дал определение конфликта, которое обнаруживает теснейшую зависимость по позиции L.Cozer. “Социальный конфликт – пишет
K.Fink – это
любая социальная ситуация или
процесс, в котором две или
более единицы связаны по
Известный польский
социолог Я.Щепаньский определяет конфликт
– как столкновение, вызванное
противоречием установок, целей
и способов действия по отношению
к конкретному предмету или ситуации.
Реальный конфликт
представляет собой социально-
Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:
1. отсутствия
согласия между участниками
2. противоречия интересов,
3. коллизии,
4. соперничества,
5. соревнования.
Важно подчеркнуть,
что конфликт - это столкновение
интересов различных социальных
субъектов, происходящий публично. Часто
конфликт имеет политическое измерение
(так как социальный конфликт задевает
управленческие системы) - социальный
конфликт чреват политическим конфликтом.
Накопление конфликтов в обществе называется
кризисом. Политический конфликт связан
с взаимоотклонением
Западными социологами
и философами конфликты признаются
важнейшими факторами социального
развития. Английский философ и социолог
Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным
явлением в истории человеческого
общества и стимулом социального
развития".
Немецкий философ
и социолог Г. Зиммель, называя конфликт
“спором”, считал его психологически
обусловленным явлением и одной
из форм социализации.
Классик социологии
Р. Дарендорф указывал в своих
трудах на тесную связь конфликта
с понятиями кризиса и
Дарендорфу, - это
результат патологических изменений
в содержании и формах жизни населения,
серьезных изменений механизма
контроля в политике, экономике и
культуре, взрыва массового недовольства
граждан, радикального разрыва с
традиционными нормами и
Таким образом,
под социальным конфликтом в современной
социологии понимают любые виды борьбы
между индивидами, цель которых - достижение
либо сохранение средств производства,
экономической позиции, власти или
других ценностей, пользующихся общественным
признанием, а также завоевание,
нейтрализация или устранение действительного
либо мнимого противника.