Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа
Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни. Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.
Введение…………………………………………………………………………………..……………….3
Социальный конфликт: понятие и структура……………………………………………….….5
Объективное содержание конфликтной ситуации…………………………………….…..6
Психологические составляющие конфликта………………………………………….…...7
Динамика социальных конфликтов………………………………………………………….….9
Предконфликтная стадия социального конфликта…………………………………….….9
Конфликтная стадия социального конфликта……………………………………….…….9
Разрешение конфликтов…………………………………………………………………...10
Послеконфликтная стадия социального конфликта……………………………………..11
Функции социальных конфликтов……………………………………………………….…….12
Типология конфликтов………………………………………………………………….………15
Внутриличностные конфликты……………………………………………………………15
Межличностные конфликты ……………………………………………………………...15
Конфликты между личностью и группой ………………………………………………..16
Межгрупповые конфликты ……………………………………………………………….16
Международные конфликты………………………………………………………………17
Прочие классификации конфликтов……………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………………………..……...19
Список используемой литературы………………………………………………………….…………..20
Одними из наиболее
важных элементов универсальной
понятийной схемы описания конфликтов
являются его структура и функции.
Конфликт, наряду с тем, что он
является системой, представляет собой
и процесс. Поэтому структура
конфликта понимается как совокупность
устойчивых связей конфликта, обеспечивающих
его целостность, тождественность
самому себе, отличие от других явлений
социальной жизни, без которых он
не может существовать как динамически
взаимосвязанная целостная
Участники
конфликта
В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Степень их участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют:
основных участников конфликта (оппонентов);
группы поддержки;
других участников.
Основные участники
конфликта. Их часто называют сторонами
или противоборствующими
Группы поддержки.
Всегда в любом конфликте за спиной
оппонентов стоят силы, которые могут
быть представлены отдельными индивидами,
группами и т.д. Они либо активными
действиями, либо только своим присутствием,
молчаливой поддержкой могут коренным
образом воздействовать на развитие
конфликта. Даже если учесть, что отдельные
инциденты в ходе конфликта могут
происходить один на один, без свидетелей,
исход конфликта во многом определяется
их существованием.
Другие участники.
В данную группу входят субъекты, которые
оказывают эпизодическое
Предмет
конфликта
Предмет конфликта
- объективно существующая или мыслимая
(воображаемая) проблема, служащая источником
столкновения сторон; основное противоречие,
из-за которого возник конфликт.
Объект
конфликта
Сразу выделить
его в каждом случае не всегда удается.
Легче определяется проблема или
предмет конфликта. Объект лежит
глубже и является ядром проблемы,
центральным звеном конфликтной
ситуации. Поэтому иногда его рассматривают
как причину, повод к конфликту.
Объект конфликта - конкретная материальная
(ресурс), социальная (власть) или духовная
(идея, норма, принцип) ценность, к обладанию
или пользованию которой
Микро-
и макросреда
При анализе
конфликта необходимо выделять такой
элемент как условия, в которых
находятся и действуют
1.2 Психологические
составляющие конфликта
Важными психологическими
составляющими конфликтной
Мотивы
сторон
Мотивы в конфликте
- это побуждения к вступлению в
конфликт, связанные с удовлетворением
потребностей оппонента, совокупность
внешних и внутренних условий, вызывающих
конфликтную активность субъекта. В
конфликте часто сложно выявить
истинные мотивы оппонентов, так как
они в большинстве случаев
скрывают их, предъявляя в позициях
и декларируемых целях
Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Основная цель оппонента - овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели.
Последним элементом,
самой видимой частью устремлений
человека, социальной группы в конфликте,
который обычно анализируется и
берется в расчет, является позиция.
Это система отношений
Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso - выстраиваю войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, например, угроза или давление, рассматриваемые как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.
Тактики бывают
жесткие, нейтральные и мягкие. В
конфликтах применение тактик обычно
идет от мягких к более жестким.
Информационные
модели конфликтной
ситуации
По-другому
этот субъективный компонент
конфликтной ситуации называют
восприятием конфликта
Представленная
структура конфликта является наиболее
удачной в психологии конфликта.
Вместе с тем окончательного единого
понимания психологами
Источником обострения
конфликтов между большими группами
является накопление неудовлетворенности
существующим положением дел, возрастанием
притязаний, радикальное изменение
самосознания и социального самочувствия.
Как правило, сначала процесс
накопления неудовлетворенности идут
медленно и подспудно, пока не происходит
некоторое событие, которое играет
роль своего рода спускового механизма,
выводящего наружу это чувство
Адекватный анализ
конфликтной ситуации предполагает
тщательное выделение обстоятельств
созревания конфликта. Здесь могут
действовать исторические, социально-экономические
и культурные факторы, завершающиеся
в действиях политических структур
и институтов.
Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии:
предконфликтную,
конфликтную,
разрешение конфликта,
послеконфликтную.
2.1. Предконфликтная
стадия социального конфликта
Разбивается
на две фазы. Начальная фаза характеризуется
формированием конфликтной
2.2. Конфликтная
стадия социального конфликта
Конфликтное поведение
– вторая и основная стадия развития
конфликта. Конфликтное поведение
– это действие, направленное на
то, чтобы прямо или косвенно блокировать
достижение противостоящей стороной ее
целей, намерений, интересов. Для вступления
в эту фазу необходимо, во-первых,
осознание своих целей и
Вторая фаза
конфликтного поведения характеризуется
переломом в развитии конфликта.
На этой фазе происходит «переоценка
ценностей». В ходе конфликтного взаимодействия
могут измениться представления
сторон о себе и друг о друге, о
внешней среде. Фазу «переоценки
ценностей» можно назвать и фазой
«выбора», так как группы могут
выбрать одну из следующих программ
поведения: достижение своих целей за
счет другой стороны и доведение конфликта
до более высокой степени напряженности,
но сохранение самой конфликтной ситуации
за счет переведения ее в скрытую форму
благодаря частичным уступкам противоположной
стороны; поиск способов полного разрешения
конфликта.
2.3. Разрешение
конфликта
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, сложившейся у враждующей стороны.
Возможно частичное
или полное разрешение конфликта. Прекращение
конфликта на объективном и субъективном
уровне, перестройка всего образа
конфликтной ситуации является полным
разрешением конфликта. «Образ врага»
трансформируется в «образ партнера»,
а психологическая установка
на борьбу сменяется ориентацией
на сотрудничество. Частичное же разрешение
конфликта – это изменение
только внешнего конфликтного поведения,
но при этом сохранение внутренних
побудительных установок к
Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, так как не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Дело в том, что жизнь полна конфликтами, разрешающимися временно или частично.
Разрешение конфликта – заключительный его этап. Кроме основных моделей разрешения конфликта – «победитель – побежденный», «победитель – победитель», подчеркивается целесообразность понятий «максимальный выигрыш», «минимальный проигрыш», «взаимный выигрыш», «сочетание выигрыша и проигрыша» и др.
Следует отличать разрешение конфликта от его подавления, т. е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Р. Дарендорф отмечает. Что в той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить. Возрастает их потенциальная злокачественность.