Социальные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни. Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..……………….3
Социальный конфликт: понятие и структура……………………………………………….….5

Объективное содержание конфликтной ситуации…………………………………….…..6
Психологические составляющие конфликта………………………………………….…...7

Динамика социальных конфликтов………………………………………………………….….9

Предконфликтная стадия социального конфликта…………………………………….….9
Конфликтная стадия социального конфликта……………………………………….…….9
Разрешение конфликтов…………………………………………………………………...10
Послеконфликтная стадия социального конфликта……………………………………..11

Функции социальных конфликтов……………………………………………………….…….12

Типология конфликтов………………………………………………………………….………15
Внутриличностные конфликты……………………………………………………………15
Межличностные конфликты ……………………………………………………………...15
Конфликты между личностью и группой ………………………………………………..16
Межгрупповые конфликты ……………………………………………………………….16
Международные конфликты………………………………………………………………17
Прочие классификации конфликтов……………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………………………..……...19
Список используемой литературы………………………………………………………….…………..20

Работа содержит 1 файл

социология (реферат по Ревякину).docx

— 61.37 Кб (Скачать)
    1. Объективное содержание конфликтной ситуации
 

Одними из наиболее важных элементов универсальной  понятийной схемы описания конфликтов являются его структура и функции. Конфликт,  наряду с тем, что он является системой, представляет собой  и процесс. Поэтому структура  конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность  самому себе, отличие от других явлений  социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически  взаимосвязанная целостная система  и процесс. 

 Участники конфликта 

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или  межгосударственный конфликт, основными  действующими лицами являются люди. Степень  их участия в конфликте может  быть различной: от непосредственного  противодействия до опосредованного  влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют:

основных участников конфликта (оппонентов);

группы поддержки;

других участников.

Основные участники  конфликта. Их часто называют сторонами  или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые  непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие как “оппонент”, что в переводе с латинского означает “возражающий, противник в споре”. 

Группы поддержки. Всегда в любом конфликте за спиной оппонентов стоят силы, которые могут  быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными  действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой  могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта. Даже если учесть, что отдельные  инциденты в ходе конфликта могут  происходить один на один, без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием. 

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые  оказывают эпизодическое влияние  на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Организатор - лицо или группа, планирующее конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников и др. 

Предмет конфликта 

Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником столкновения сторон; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.  

Объект  конфликта 

Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяется проблема или  предмет конфликта. Объект лежит  глубже и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной  ситуации. Поэтому иногда его рассматривают  как причину, повод к конфликту. Объект конфликта - конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию  или пользованию которой стремятся  оба оппонента.  

Микро- и макросреда 

При анализе  конфликта необходимо выделять такой  элемент как условия, в которых  находятся и действуют участники  конфликта, т.е. та микро- и макросреда, в которой возник конфликт. Такой  подход позволяет рассматривать  конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.  

1.2  Психологические составляющие конфликта 

Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются мотивы, устремления сторон, стратегия и тактика  поведения, а также их восприятие конфликтной  ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у  каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте. 

 Мотивы сторон 

Мотивы в конфликте - это побуждения к вступлению в  конфликт, связанные с удовлетворением  потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В  конфликте часто сложно выявить  истинные мотивы оппонентов, так как  они в большинстве случаев  скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку  участия в конфликте, которая  отличается от первичных мотивов.

Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Основная цель оппонента - овладение  объектом конфликта, ей подчинены тактические  цели.

Последним элементом, самой видимой частью устремлений  человека, социальной группы в конфликте, который обычно анализируется и  берется в расчет, является позиция. Это система отношений оппонента  к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем  поведении и поступках.

Конфликтное поведение  состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Чередование  взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение  интересов оппонента, составляет видимую  социальную реальность конфликта.

Стратегия поведения  в конфликте рассматривается  как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка  на определенные формы поведения  в ситуации конфликта. Стратегии  в конфликте реализуются через  различные тактики. Тактика (от греч. tasso - выстраиваю войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и  та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, например, угроза или давление, рассматриваемые как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.

Тактики бывают жесткие, нейтральные и мягкие. В  конфликтах применение тактик обычно идет от мягких к более жестким.  

Информационные  модели конфликтной  ситуации 

 По-другому  этот субъективный компонент  конфликтной ситуации называют  восприятием конфликта оппонентами.  Он является исключительно важным  для понимания возникновения  и развития конфликта. 

Представленная  структура конфликта является наиболее удачной в психологии конфликта. Вместе с тем окончательного единого  понимания психологами структуры  конфликта пока не существует. Не менее  проблематичной представляется в настоящее  время и тема функций конфликтов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Динамика  социальных конфликтов
 

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности  существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение  самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс  накопления неудовлетворенности идут медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая  открытую форму, стимулирует возникновение  социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется  идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств  созревания конфликта. Здесь могут  действовать исторические, социально-экономические  и культурные факторы, завершающиеся  в действиях политических структур и институтов.  

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии:

предконфликтную,

конфликтную,

разрешение конфликта,

послеконфликтную.  

2.1. Предконфликтная стадия социального конфликта 

Разбивается  на две фазы. Начальная фаза характеризуется  формированием конфликтной ситуации – накоплением и обострением  противоречий в системе межличностных  и групповых отношений в силу проявившегося резкого расхождения  интересов, ценностей и установок  субъектов конфликтного взаимодействия. Здесь можно говорить о скрытой (латентной) фазу развития конфликта.  Вторая фаза предконфликтной стадии начинается с какого-то внешнего события, приводящего в движение конфликтующие  стороны. Здесь конфликтующие стороны  осознают побудительные мотивы своих  действий (т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т.п.). На этой фазе конфликт из латентной  стадии переходит в открытую и  выражается в различных формах конфликтного поведения.  

2.2. Конфликтная стадия социального конфликта 

Конфликтное поведение  – вторая и основная стадия развития конфликта. Конфликтное поведение  – это действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать  достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо, во-первых, осознание своих целей и интересов  как противоположных другой стороне; во-вторых, формирование установки  на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки  является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы усугубляют и не стремятся их урегулировать, продолжая разрушать прежние  структуры нормальных взаимоотношений, взаимодействий и взаимосвязей. Что  касается эмоциональной сферы этой фазы, то она характеризуется нарастанием  агрессивности и враждебности. Следовательно, конфликтные действия обостряют  эмоциональный фон, а он, в свою очередь, стимулирует конфликтное  поведение.  Немаловажное значение для развития конфликта имеет  окружающая социальная среда, так как  она определяет условия, в которых  протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным  фактором.

Вторая фаза конфликтного поведения характеризуется  переломом в развитии конфликта. На этой фазе происходит «переоценка  ценностей». В ходе конфликтного взаимодействия могут измениться представления  сторон о себе и друг о друге, о  внешней среде. Фазу «переоценки  ценностей» можно назвать и фазой  «выбора», так как группы могут  выбрать одну из следующих программ поведения: достижение своих целей за счет другой стороны и доведение конфликта до более высокой степени напряженности, но сохранение самой конфликтной ситуации за счет переведения ее в скрытую форму благодаря частичным уступкам противоположной стороны; поиск способов полного разрешения конфликта.  

2.3. Разрешение конфликта 

Разрешение конфликта  осуществляется как через изменение  объективной ситуации, так и через  субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, сложившейся у враждующей стороны.

Возможно частичное  или полное разрешение конфликта. Прекращение  конфликта на объективном и субъективном уровне, перестройка всего образа конфликтной ситуации является полным разрешением конфликта. «Образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка  на борьбу сменяется ориентацией  на сотрудничество. Частичное же разрешение конфликта – это изменение  только внешнего конфликтного поведения, но при этом сохранение внутренних побудительных установок к продолжению  противоборства, которые сдерживаются либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны. Ситуация неполного разрешения конфликта  порождает его возобновление  на той же или новой основе.

Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать  как ущербное действие. В большинстве  случаев оно объективно обусловлено, так как не всякий конфликт разрешается  раз и навсегда. Дело в том, что  жизнь полна конфликтами, разрешающимися временно или частично.

Разрешение конфликта  – заключительный его этап. Кроме  основных моделей разрешения конфликта  – «победитель – побежденный», «победитель – победитель», подчеркивается целесообразность понятий «максимальный  выигрыш», «минимальный проигрыш», «взаимный  выигрыш», «сочетание выигрыша и проигрыша» и др.

Следует отличать разрешение конфликта от его подавления, т. е. насильственного устранения одной  или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Р. Дарендорф отмечает. Что в той  мере, в какой социальные конфликты  пытаются подавить. Возрастает их потенциальная  злокачественность.

Информация о работе Социальные конфликты