Социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы являются инвалиды.


Предметом – социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами.


Целью курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и ознакомление с социально-реабилитационными технологиями в работе с ними.


Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:


1. Раскрыть понятие инвалидности, жизнь и проблемы инвалидов в современном обществе.

2. Раскрыть понятие реабилитации инвалидов и её основные виды.

3. Рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

4. Рассмотреть использование современных технологий в реабилитационных учреждениях Московской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

1.1. Инвалид в современном обществе: понятия, нормы,

проблемы………………………………………………………………………….6

1.2. Понятие реабилитации инвалидов и её виды…………………..10


ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ

2.1. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов……………………………………………………………………….20

2.2. Использование современных технологий в

реабилитационных учреждениях Московской области……………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….....................................................................................43

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………51

Работа содержит 1 файл

МАЗУР.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

2. Оснастить  имеющееся оборудование, утварь  элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами) для использования его инвалидом.

3. оборудовать  квартиру новыми специальными  адаптивными техническими средствами  с учетом потребностей инвалида, основательно приспособить жилищные  условия к потребностям инвалида с учетом типа дефекта.

Реализация указанных  положений будет различаться  в зависимости от локализации  анатомического дефекта (повреждение  верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости от локализации  повреждений необходимо предусмотреть  последовательность технологии социально-бытовой реабилитации.

При осуществлении  первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его  семьи на возможность приспособления поврежденных кистей рук к пользованию  обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Специалист по социальной работе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником, плитой и т.д.

Специальные приспособления на хозяйственно-бытового оборудование устанавливаются в ванной комнате в виде фиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек к расческам и зубным щеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты, в виде рычажных кранов для воды. Приспособления должны облегчать инвалидам с повреждениями верхних конечностей также самообслуживание при принятии ванны. Они должны обеспечить инвалиду удобство и безопасность. В ванной необходима установка навесного сиденья, противоскользящей опоры для фиксации ног, поручней для подъема и перемещения в ванне. Необходимы также приспособления для инвалидов с поражением верхних конечностей и в туалете. Они предусматривают различные опоры (настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу, устройства для подъема с унитаза.

Для осуществления  самостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки  и чистки овощей и рыбы, для резки  продуктов, для мытья посуды, для  открывания банок и бутылок и  др.

Специалист по социальной работе должен определять необходимость снабжения инвалида с поражением верхних конечностей специальными приспособлениями для раздвигания занавесок, для поднятия предметов с пола для открывания форточек.

Еще большие  проблемы в самообслуживании возникают  у инвалидов, прикованных к постели. В этих случаях ограничение самообслуживания связано не с дефектами верхних конечностей, а с невозможностью передвигаться. Вся жизнедеятельность осуществляется в пределах ограниченного пространства. В связи с этим необходимо оборудование такого пространства специальными приспособлениями для приема пищи, чтения, письма. Этой цели может служить надкроватный столик, который оснащается насадками-держателями книг, ручек и т.д. на стене, где стоит кровать, необходим горизонтальный поручень, позволяющий инвалиду самостоятельно сесть в постели.

Для инвалидов  с поражением нижних конечностей, ограничение  жизнедеятельности которых преимущественно  в сфере передвижения, основное значение приобретает специальное оборудование квартиры. Это оборудование должно служить не только передвижению как физиологическому акту, но и обеспечивать возможность выполнять другие функции, связанные с иными видами жизнедеятельности.

Инвалид с повреждениями  нижних конечностей нуждается прежде всего в индивидуальных вспомогательных средствах передвижения (трость, костыли, кресло-коляска).

В связи с  этим при оборудовании квартиры стационарными  устройствами необходимо пересмотреть и то обстоятельство, чтобы они  не создавали препятствий для  пользования индивидуальными средствами передвижения.

Оборудование  квартиры, в которой проживает  инвалид с повреждениями нижних конечностей, вынужденный пользоваться креслом-коляской, должно начинаться с  прихожей. Необходимо предусмотреть  низкое расположение вешалки для  одежды и полок. Входная дверь должна иметь ручки, расположенные на доступной для инвалида высоте. Площадь прихожей должна быть достаточной для маневрирования кресла-коляски.

В квартире между  помещениями и при выходе на балкон не должно быть порогов. Дверные проемы должны давать возможность проезда кресла-коляски. Вдоль свободных от мебели стен необходима установка горизонтальных поручней.

Туалеты должны иметь достаточную площадь для  разворота кресла-коляски. Унитаз необходимо оборудовать настенным горизонтальным поручнем либо опорной рамой. В ванной комнате следует предусмотреть возможность разворота кресла-коляски, установить поручни для перемещения в ванну. В кухне для удобства при приготовлении пищи поставить специальный стол с выемкой для инвалида на коляске.

Существует еще  одна проблема для инвалида, пользующегося креслом-коляской, - это перемещение на кровать. Необходимо предусмотреть и это, т.е. оборудовать кровать специальным подъемником, обеспечивающим инвалиду возможность самостоятельного управления с целью перемещения.

Рекомендуемое оснащение, оборудование, предлагаемые технические средства являются общими, они не решают всех проблем удовлетворения потребностей инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата. В каждом конкретном случае могут быть иные потребности, в зависимости от особенностей дефекта. Кроме того, вопросы оборудования квартиры, всех ее помещений не решают проблему социально-бытовой реабилитации инвалидов. Вслед за осуществлением оборудования квартиры встает задача обучения инвалида пользованию вспомогательными устройствами и приспособлениями.

Само оборудование квартиры должно отвечать не только требованиям  быта в узком смысле этого слова. Инвалид, находящийся постоянно  в пределах собственной квартиры, может продолжить образование, заниматься трудовой деятельностью, иметь любительское занятие. В связи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретным целям, т.е. выходить за узкие рамки социально-бытовой реабилитации.

С целью практической реализации положений о социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в жилой среде необходимо создание модели жилого помещения, которая содержала бы все жизненно важные блоки для овладения инвалидом предложенными вспомогательными устройствами и реабилитационными техническими средствами с последующим относительно независимым образом жизни.

Социальная  реабилитация инвалидов  с нарушениями  слуха.9

В соответствии с Международной номенклатурой  нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности патология слуха подразделяется на:

- глубокое двустороннее  нарушение развития слуха и  глубокая двусторонняя потеря  слуха

- тяжелое двустороннее  нарушение слуха, нет восприятия  речи

- среднетяжелое нарушение слуха.

- легкое нарушение  слуха, распознаются не все  элементы обычной речи

Термин «глухой» применяется только к инвалидам, чье слуховое нарушение является настолько тяжелым, что они не воспринимают звуки любой громкости.

Из всех видов  ограничений жизнедеятельности для этой категории инвалидов наиболее значимым является ограничение способности к общению.

Параметрами оценки ограничений способности к общению  у лиц с нарушениями слуха  могут быть:

- способность  говорить (плавно произносить слова,  понимать речь, произносить и производить вербальные сообщения, передавать смысл посредством речи);

- способность  слушать (воспринимать устную  речь, вербальные и иные сообщения);

- способность  к символической коммуникации - невербальному  общению: понимать знаки и символы, коды, читать карты, принимать и передавать информацию.

В целях социально-бытовой  и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха  используется много технических  средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты:

- ушные вкладыши каплевидной формы, которая максимально соответствует анатомическим особенностям слухового прохода, что позволяет избежать обратной акустической связи;

- заушные слуховые  аппараты с присоединением к  дужке очковой оправы;

- система индивидуального  прослушивания телерадиоаппаратуры;

- усилитель акустический  на телефонную трубку.

Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховым требованиям повседневной жизни. Для  создания максимального комфорта людям  с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой:

- индикатор телефонного  вызова с возможностью подключения  комнатного светильника;

- телефонная  трубка с усилителем;

- световой сигнализатор  дверного звонка;

- будильник со световой, вибрационной индикацией;

- телефон-принтер  с памятью со встроенным экраном;

В связи с  тем, что в основе причин глухоты  лежат вредные условия труда, в реабилитационных целях применяют  звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное  управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувью ушные шлемы.

Плохо слышащие и глухие испытывают затруднения  при пользовании общественным транспортом. Невозможность услышать предстоящую  остановку вызывает у инвалидов  психологическую напряженность.

Специфические ограничения жизнедеятельности  у лиц с нарушениями слуха  заключаются в затруднении получения  информации (вербальной, звуковой). В  связи с этим глухота не только создает проблемы «доступа» к  транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, оснащение транспорта для глухих и плохослышащих, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, «бегущей строкой» - информацией о наименовании станции, мигающим маяком.

Для действенной  реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха  представляется важным осуществления субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованной инвалидам.

Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское  общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.

В федеральном  законе «О социальной защите инвалидов  в РФ» прописаны льготы для  лиц, страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством РФ.

Социальная  реабилитация инвалидов  с нарушениями  зрения.10

В соответствии с Международной номенклатурой  нарушений, ограничений жизнедеятельности  и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

- глубокое нарушение  зрения обоих глаз;

- глубокое нарушение  зрения одного глаза с низким  зрением другого;

- среднее нарушение  зрения обоих глаз;

- глубокое нарушение  зрения одного глаза, другой  глаз нормальный.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена  при помощи компенсирующих средств  и которые можно исправить  очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными  нарушениями.

Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние  на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние  зрительных функций, основные среди  которых острота и поле зрения.

При нарушении  остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.

Информация о работе Социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами