Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:23, курсовая работа
Объектом курсовой работы являются инвалиды.
Предметом – социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами.
Целью курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и ознакомление с социально-реабилитационными технологиями в работе с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие инвалидности, жизнь и проблемы инвалидов в современном обществе.
2. Раскрыть понятие реабилитации инвалидов и её основные виды.
3. Рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
4. Рассмотреть использование современных технологий в реабилитационных учреждениях Московской области.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
1.1. Инвалид в современном обществе: понятия, нормы,
проблемы………………………………………………………………………….6
1.2. Понятие реабилитации инвалидов и её виды…………………..10
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ
2.1. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов……………………………………………………………………….20
2.2. Использование современных технологий в
реабилитационных учреждениях Московской области……………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….....................................................................................43
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………51
Технические мероприятия (техническая реабилитация) предусматривают применение достижений научно-технического прогресса для восстановления функциональной полноценности организма инвалида (больного) и для включения его в общественно полезный труд. Практически технические средства широко используются на всех этапах восстановительного процесса. Особенно велика роль их при повреждениях опорно-двигательного аппарата (протезирование, различные средства передвижения и т. п.).
Правовые мероприятия реализуют гарантии, обусловленные Конституцией России. Наряду с этим инвалидам обеспечены дополнительные гарантии, например, нуждающимся в облегченных условиях труда предоставляется работа в соответствии с трудовой рекомендацией ВТЭК.
Социальный аспект реабилитации — это часть единого целого, каким является комплексный процесс реабилитации, и его следует, конечно, рассматривать во взаимодействии с другими аспектами реабилитации. Медицинская, профессиональная и техническая реабилитация, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного (пострадавшего), восстановление его нормальных отношений в обществе, в первую очередь в сфере труда. В результате преодолевается связанное с инвалидностью чувство социальной неполноценности, устраняется сосредоточение инвалидов всего внимания на своем увечье или болезни, он обретает веру в собственные силы.
Социальный аспект реабилитации предусматривает изучение влияния социальных условий на болезнь (травму), выявление механизмов их действия, что дает возможность устранить причины, мешающие эффективному восстановлению личности обществе. В социальный аспект реабилитации входят многие вопросы: влияние социальных факторов на развитие и последующее течение болезни, на эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий, социальное обеспечение инвалидов, наличие свободных трудовых мест, вопросы трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношения больного (инвалида) и общества и т. д.
Социальный аспект реабилитации предусматривает и применение социальных методов воздействия на больного (инвалида) для успешного восстановления личности, как социальной категории, путем организации соответствующего образа жизни, устранения воздействия социальных факторов, мешающих успешной реабилитации, восстановлению или усилению социальных связей. В решении задач социальной реабилитации особенно велика роль государства.
По данным ООН, в мире каждый десятый житель планеты — инвалид.
В энциклопедическом словаре реабилитация инвалидов рассматривается как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов». Как видно из этого определения, в понятие «реабилитации» входят: функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида.
Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, нарушают целостность и естественность функционирования организма, а с другой — вызывают у инвалида комплексы психологической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.
Создание
оптимальных условий для
В декларации ООН о правах инвалидов (1975 г.) говорится: «Инвалиды имеют все права на уважение их человеческого достоинства, на образование, профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности, на максимальное проявление своих возможностей и способностей, на ускорение процесса их социальной интеграции».
Любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы непременно отражается на двигательной функции. Малоподвижность инвалида приводит к гипокинезии и гиподинамии, проявляющиеся целым рядом негативных последствий: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря бытовой и экономической независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Поэтому борьба с гипокинезией — это избавление от ряда негативных изменений всех органов, это профилактика ряда заболеваний, это также становление адаптации инвалидов к жизни и профессиональной деятельности.
Привлечение инвалидов к занятиям физкультурой и спортом — наиболее целесообразное реабилитационное мероприятие. Активная физическая культура — это средства, приемы и методы физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, уметь отдыхать.
Помимо основных принципов реабилитации при проведении реабилитационных мероприятий у инвалидов необходимо соблюдать принцип партнерства — включение самого инвалида и членов его семьи в лечебно-восстановительный процесс, привлечение их к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей.
В
экономически развитых странах подсчитано
и доказано, что средства, вложенные в
инфраструктуру, адаптированную для нормальной
жизни инвалидов, полностью себя оправдывают.
При этом не только уменьшаются затраты
на лечение инвалидов и сокращается число
людей, вынужденных отрываться от основных
видов деятельности, ухаживая за заболевшими
родственниками, но и более эффективно
используется трудовой потенциал самих
инвалидов, повышается их жизненный уровень.
Кроме того, резко снижается социальная
напряженность, создается благоприятная
морально-психологическая обстановка
в обществе.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статус инвалида определяется правовыми и ведомственными документами, такими как Декларация ООН « О правах инвалидов» и другими документами.
Под реабилитацией
инвалидов понимается система медицинских,
психологических, педагогических, социально
- экономических мероприятий, направленных
на устранение или возможно более
полную компенсацию ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением
здоровья со стойким расстройством функций
организма. Целью реабилитации являются
восстановление социального статуса инвалида,
достижение им материальной независимости
и его социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает в себя
медицинскую реабилитацию, которая состоит
из восстановительной терапии, реконструктивной
хирургии, протезирования и ортезирования;
профессиональную реабилитацию инвалидов,
которая состоит из профессиональной
ориентации, профессионального образования,
профессионально - производственной адаптации
и трудоустройства; социальную реабилитацию
инвалидов, которая состоит из социально-средовой
ориентации и социально - бытовой адаптации.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ
2.1. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов.
Технологии социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.8
Патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности двигательные нарушения представляются достаточно дифференцированно. Выделяются двигательные расстройства:
- вследствие
полного или частичного
- вследствие отсутствия одной или более дистальных частей конечностей
- в связи с
отсутствием или нарушением
- вследствие
отсутствия или нарушения
- в связи с
нарушением произвольной
- вследствие
нарушения мышечной силы
- в связи с
нарушением двигательных
Следствием этих
нарушений являются ограничения
жизнедеятельности в сфере
Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации.
Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.
На этапе первичного освидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованию с клицинистом - экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого существования в быту.
На следующем
этапе выявляется ситуация о наличии
условий в жилище инвалида для
относительной бытовой
В ходе осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Сам процесс
социально-бытовой реабилитации инвалидов
должен предусматривать ряд
Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий.
Осуществление
социально-бытовой реабилитации инвалида
с нарушениями функций опорно-
Специалисту, обучающему инвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособления и механизм его действия, уметь его использовать. При этом обучающий должен знать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности, физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида, должен пользоваться медицинскими рекомендациями, учитывающими целенаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав (конечность, орган).
Важной составляющей
социально-бытовой реабилитации инвалидов
с нарушениями функций опорно-
Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство - проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида.
При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений.
1. Предусмотреть
возможность использования
Информация о работе Социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами