Социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы являются инвалиды.


Предметом – социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами.


Целью курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и ознакомление с социально-реабилитационными технологиями в работе с ними.


Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:


1. Раскрыть понятие инвалидности, жизнь и проблемы инвалидов в современном обществе.

2. Раскрыть понятие реабилитации инвалидов и её основные виды.

3. Рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

4. Рассмотреть использование современных технологий в реабилитационных учреждениях Московской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

1.1. Инвалид в современном обществе: понятия, нормы,

проблемы………………………………………………………………………….6

1.2. Понятие реабилитации инвалидов и её виды…………………..10


ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ

2.1. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов……………………………………………………………………….20

2.2. Использование современных технологий в

реабилитационных учреждениях Московской области……………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….....................................................................................43

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………51

Работа содержит 1 файл

МАЗУР.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 

ФИЛИАЛ  в г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ 

Кафедра социальной работы и  менеджмента

Специальность 040101.65

«Социальная работа» 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине 

Технологии  социальной работы 

на тему  

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ИНВАЛИДАМИ 
 

Специальность 040101.65

«Социальная работа» 
 
 
 
 

Выполнил:

Студентка 4 курса

Коршунова Ю.С. 

 Проверил:

Мазур А. В. 
 
 
 
 
 

Электросталь

2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

               1.1. Инвалид в современном обществе: понятия, нормы,

 проблемы………………………………………………………………………….6

               1.2. Понятие реабилитации инвалидов и её виды…………………..10 

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ

               2.1. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов……………………………………………………………………….20

              2.2. Использование современных технологий в

реабилитационных  учреждениях Московской области……………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….....................................................................................43

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………48

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………51

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность изучения  проблем реабилитации инвалидов  обусловлена тем, что только в Электростали 62001 официально зарегистрированных инвалидов, а по  всей  России   более 13.000.000 .2  В  перспективе  ожидается  дальнейший  рост  числа  этой категории   населения.  Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи.

Одной из важнейших  проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других. 
 
В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, я считаю, что  есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и на региональном уровне, в том числе и университетском.

Все вышеперечисленное  подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы.

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов,

призвано создавать  им  необходимые  условия  для  индивидуального

развития,  реализации творческих  и  производственных  возможностей  и

способностей  путем  учета  их  потребностей  в  соответствующих

государственных программах, предоставления социальной помощи  в

предусмотренных  законодательством  видах  в  целях  устранения

препятствий  в  реализации  инвалидами  прав  на  охрану здоровья,  труд,

образование  и  профессиональную  подготовку,  жилищных и  иных  социально-экономических  прав.

Изменение общественного отношения к инвалидам, развитие системы комплексной социальной реабилитации – одна из главных и ответственных задач современной государственной политики. Обеспечивая социальную защищённость инвалидом, государство должно создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности. 

Объектом курсовой работы являются инвалиды.  

Предметом – социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами. 

Целью  курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и ознакомление с социально-реабилитационными технологиями в работе с ними. 

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 

1. Раскрыть понятие инвалидности, жизнь и проблемы инвалидов в современном обществе.

2. Раскрыть понятие реабилитации инвалидов и её основные виды.

3. Рассмотреть технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

4. Рассмотреть использование современных технологий  в реабилитационных учреждениях Московской области. 

Методология исследования.

Работы ведущих  отечественных ученых в области  социальной защиты, а также нормативные и законодательные акты, регулирующие процессы социальной работы в Российской Федерации легли в основу теоретико-методологической части курсовой работы. 

Эмпирическая  база курсовой работы основывается на анализе  опыта работы учреждений социальной защиты по социальной,

медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов. 

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды Павленка П.Д., Холостовой Е.И. и других авторов, в которых рассматривались такие проблемы как современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации  и технологии социальной работы с инвалидами.

Нормативно-правовая   база.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года;

Федеральный закон РФ от 2августа 1995г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

1.1.   Инвалид в современном обществе: понятия, нормы, проблемы 

Термин  «инвалид»  восходит  к  латинскому корню (volid – «действенный,

полноценный,  могущий»)  и  в  буквальном  переводе  может  означать

«непригодный»,  «неполноценный». В российском словоупотреблении,  начиная  со времен Петра I, такое название получали военнослужащие,   которые  вследствие заболевания,  ранения  или  увечья были  неспособны  нести  воинскую  службу и  которых направляли  для дослуживания  на  штатские  должности.

Со  второй половины  ХIХ в. термин  распространяется   и на  штатских  лиц,  также ставших  жертвами войны,  -  развитие  вооружений  и  расширение  масштабов войн  все  более подвергали  мирное  население  всем  опасностям  военных конфликтов. Наконец,  после  Второй  мировой  войны  в  русле  общего движения по формулированию  и защите  прав  человека  в целом и отдельных категориях  населения  в  частности  происходит  формирование  понятия «инвалид»,  относящегося  ко всем лицам имеющим физические, психические  или интеллектуальные  ограничения  жизнедеятельности.

Сегодня   инвалиды   относятся  к  наиболее  социально  незащищённой

категории  населения.  Их  доход  значительно  ниже  среднего, а потребности в  медицинском  и  социальном  обслуживании  намного  выше.   Они  в  меньшей степени  имеют  возможности  получить  образование,  не могут  заниматься трудовой  деятельностью.  Большинство  из  них  не  имеет  семьи  и  не желает  участвовать  в  общественной  жизни.  Всё  это   говорит  о  том, что  инвалиды  в  нашем обществе являются дискриминируемым    меньшинством.

Анализ  истории  развития  проблемы  инвалидности  свидетельствует  о  том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов  общества  до  концепций  привлечения,  их  к  труду,  человечество подошло  к  пониманию  необходимости  реинтеграции лиц  с  физическими дефектами,  патофизиологическими  синдромами, психосоциальными  нарушениями.

В  связи  с  этим  возникает  необходимость  отвергнуть  классический

подход  к  проблеме  инвалидности  как  к  проблеме «неполноценных    людей» и  представить  ее  как  проблему,  затрагивающую  общество  в  совокупности.

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных,

коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия  инвалидов  с окружающим  миром.

Такой генезис  общественной мысли объясняется  соответствующим развитием экономических  возможностей  и  уровнем  социальной  зрелости различных исторических  эпох.

«Инвалид, —  говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»3.

«Ограничение  жизнедеятельности, — поясняется в  этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»4.

В зависимости  от степени расстройства функций  организма и ограничения жизнедеятельности  лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".5

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной  службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.6

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Информация о работе Социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами