Социальное обеспечение и социальная помощь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение и социальные выплаты, виды, источники, статистика по России (численность категорий граждан, получающих соц выплаты, размеры, виды соц выплат)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Раздел 1.
Теоретические аспекты социального обеспечения
Тема 1.1. Социальное обеспечение: понятие и виды……………………………...5
Тема 1.2. Принципы и источники социального обеспечения…………. ………...6
Раздел 2.
Виды социального обеспечения
Тема 2.1. Государственные пенсии (виды, условия предоставления, способы начисления)…………………………………………………………………………10
Тема 2.2. Социальные пособия как вид социального обеспечения (виды, условия представления, способы начисления)………………………………………..18
Тема 2.3. Социальные услуги как вид социального обеспечения………………25
Тема 2.4. Социальные выплаты и льготы и их недостатки……………………...26
Раздел 3.
«Социальное обеспечение и социальная помощь»
Тема 3.1. Назначение ежемесячных выплат отдельным категориям граждан по расходным обязательствам Российской Федерации …………………………….28
Численность отдельных категорий граждан, получающих ежемесячные денежные выплаты, в целом по РФ……………………………………………………...30
Численность получателей ежемесячных денежных выплат по субъектам РФ..34
Численность отдельных категорий граждан, получающих ежемесячные денежные выплаты, по субъектам……………………………………………………….37
Тема 3.2. Расходы на социальное обеспечение……………………………….….39
Общий объем социальных выплат………………………………………………..39
Расходы на выплату пособий и социальных услуг…………………………….. 40
Выполнение Федеральных целевых программ по вопросам социальной защиты отдельных категорий населения…………………………………………………..44
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ…………………………………………………………………………………...45
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума…………………….48
Размер и структура социальных выплат по субъектам РФ……………………...49
Размер минимальной оплаты труда, установленный в субъектах РФ………….53
Предложения и рекомендации в плане реформирования и совершенствования видов социального обеспечения, их финансовой организации…………………………………………………………………………………..56
Заключение…………………………………………………………………………62
Список литературы………………………………………………………………...65

Работа содержит 1 файл

Социальное обеспечение.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

     Пособие выплачивается в размере пятнадцатикратного минимального размера труда на день рождения ребенка.

     Пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет выдается:

     - матерям либо отцам, другим  родственникам и опекунам, фактически  осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному  социальному страхованию;

     - матерям, обучающимся с отрывом  от производства в образовательных  учреждениях;

     - матерям, проходящим военную службу  по контракту и в качестве  лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  и др.

     Ежемесячные пособия за период отпуска по уходу за ребенком выплачиваются в размере минимального размера оплаты труда независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.

     Федеральным законом от 24 августа 1995 года предусмотрена  возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком по достижения  им возраста трех лет. При этом пособие за период после достижения ребенком полутора лет и до исполнения трех лет выплачивается в размере половины минимального размера оплаты труда.

     Отпуск  по уходу за ребенком засчитывается  в общий и непрерывный стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.

     Целевое назначение ежемесячного пособия на ребенка – оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве.

     Пособие выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет).

     Размер  ежемесячного пособия на ребенка  устанавливается исходя из минимума оплаты труда, установленного федеральным законом, и составляет, по общему правилу, 70% этой суммы на каждого ребенка.

     Выплачивается данное пособие за счет средств бюджетов разных уровней.

     На  территории РФ каждому человеку после  его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для  погребения тела или праха в соответствии с законодательством.

     В настоящее время действует Федеральный  закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» (с изменениями  и дополнениями). Он предусматривает выплату социального единовременного пособия на погребение и устанавливает перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно.

     Еще одним видом социальной поддержки  населения является выплата безработным  пособия по безработице. Решение  о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном  Законом РФ от 19 апреля 1991 г. о занятости населения.

     Пособие начисляется службой занятости  с первого дня признания гражданина безработным за фактическое количество календарных дней безработицы (включая выходные и праздничные дни) в каждом месяце исходя из среднего размера пособия.

     Размеры пособий дифференцируются в зависимости  от категории граждан, признанных безработными:

     1. безработным гражданам, уволенным  из организации по любым основаниям, включая уволенных с военной службы и из органов внутренних дел в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы). В течение следующих 4 месяцев – 60%, в дальнейшем – 45%, но во всех случаях пособие выплачивается в размере не ниже установленного законом минимального  размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы.

     2. уволенным из организации по  любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, и гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие выплачивается в размере минимального размера оплаты труда.

     Продолжительность выплаты пособия по безработице  гражданину не может превышать 24 календарных  месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

     Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

     В регионах предпринимаются попытки  ввести проверку нуждаемости при  назначении пособий и даже выделить из числа семей с доходом ниже прожиточного минимума тех, кто наиболее нуждается.

     Так, в целом по стране в 1997 г. плановая потребность в финансировании детских  пособий составила 27,2 млрд. р., задолженность по их выплате к 1999г. достигла более 7 месяцев. В результате 64% семей с доходом ниже прожиточного минимума вообще не получают пособий на ребенка, а эта прибавка могла бы составить от 20 до 50% их дохода. В то же время 60 % всех выплачиваемых пособий направляются обеспеченным и наиболее обеспеченным семьям, для которых пособие на ребенка составляет лишь 1 – 3% дохода семьи.

     Аналогичная картина наблюдается и по другим социальным выплатам и льгота. Более 40% суммы пособий по безработице  приходится на наиболее обеспеченные семьи, а на безработных из 10% самых  бедных семей – лишь 1%. Обеспеченные семьи аккумулируют 72% всей суммы льгот на приобретение лекарств, а наименее обеспеченные – только 28%. Около 65% пособий по временной нетрудоспособности получают в самых обеспеченных семьях и лишь 11% - в самых необеспеченных. В обеспеченные семьи направляется 83% всей суммы пособий по беременности и родам. Подобная ситуация типична и для дотаций на санаторно-курортное обслуживание (10% льгот приходится на наименее обеспеченных, 44% - на наиболее обеспеченных) и на транспорт (92% студенческих транспортных льгот достается студентам из обеспеченных семей, 62%аналогичных льгот пенсионерам также сконцентрировано в семьях с наиболее высокими доходами).

     Можно привести более конкретный пример, касающийся льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и за пользование телефоном, предоставляемых работникам органов прокуратуры. Более 60% всей суммы этих льгот приходится на семьи с доходами выше двух прожиточных минимумов.

 

     Социальные  услуги как вид  социального обеспечения.

 

     Наряду  с выплатой пенсий и пособий важным элементом федеральной системы социального обеспечения является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми.

     Круг  оказываемых в настоящее время  социальных услуг достаточно широк и обусловлен потребностями упомянутых контингентов населения в связи с их болезнью, иналидностью, старостью, многодетностью.

     Престарелые и инвалиды, включая детей –  инвалидов, получают комплекс социальных услуг во время их пребывания в домах – интернатах. Эти медико-социальные учреждения предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов. Нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В период пребывания в домах – интернатах им предоставляется жилье. Питание, одежда, медицинская и лекарственная помощь, лечение, социально – бытовое обслуживание.

     Другой  существенной услугой, оказываемой  населению, является бесплатное содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лечебно -  профилактических и учебно-воспитательных учреждениях, а также в детских домах семейного типа.

     Выделяют  также и такой вид социальной  услуги, как обеспечение инвалидов транспортными средствами.

     В настоящее время все большее  распространение  получает социальная помощь на дому. Такая помощь оказывается  престарелым и инвалидам. Нуждающимся в посторонней помощи в связи с утратой способности к самообслуживанию.

     Расходы на оказание социальной помощи на 1999г. составили 7,9% общих расходов консолидированного бюджета РФ. В федеральном бюджете доля их составляет 7,2%, а в бюджетах территорий – 8,5%.

     Программно  – целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети - сироты», «Дети  - инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

 

     Социальные  выплаты и льготы и их недостатки.

 

     Социальная  льгота – способ повышения уровня жизни субъекта, позволяющий ему полнее удовлетворять свои потребности и выражающийся как в предоставлении ему дополнительных особых преимуществ, так и в освобождении от ряда обязанностей. Таким образом, льготы устанавливаются для тех категорий населения, интересы которых не могут получить денежного обеспечения в рамках общих правил, поскольку эти категории имеют специфические особенности, ставящие их в категорию или социально уязвимых (возраст, состояние здоровья), или имеющих особые заслуги (ветераны войны), или находящихся в особых условиях труда.

     В настоящее время система социальных льгот не достаточно эффективна, т. к. значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых превышают прожиточный минимум. По оценкам экспертов Международной организации труда, только19% всей суммы социальных трансфертов в РФ приходится на долю семей с доходом ниже прожиточного минимума, в результате бюджетные средства перераспределяются не в пользу тех, кто в них действительно нуждается.

     Самыми  объемными по затратам льготами в  настоящее время являются льготы по оплате проезда на внутригородском и межгородском (включая дальнее сообщение) транспорте, ЖКХ, льготы по налогам с физических лиц, льготы по лекарствам и компенсационные выплаты на питание школьникам и учащимся ПТУ.

 

     

     

 

     Назначение ежемесячных выплат отдельным категориям граждан по расходным обязательствам Российской Федерации

     Общая информация

     В разделе приводятся данные Пенсионного  фонда Российской Федерации о  численности лиц, которым в соответствии с действующим законодательством (Федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах"; от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона от 18 июня 1992 г. № 3061-I); от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и др.) назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

     Данные  приводятся по гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам  и лицам без гражданства, имеющим  право на ЕДВ в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

     Отнесение граждан к той или иной категории осуществляется в соответствии с основанием, по которому гражданину назначена территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячная денежная выплата.

     Каждый  гражданин, получающий ЕДВ, учтен однократно. В случае назначения гражданину более одной ЕДВ (граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы) учет осуществляется следующим образом:

     а) каждый гражданин, подвергшийся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (или приравненный к этой категории), получающий две ЕДВ, учитывается однократно по одной из строк, соответствующей второму основанию назначения ЕДВ (инвалиды войны; ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; инвалиды; дети-инвалиды) с выделением данных в графе "из них получают более одной ЕДВ";

Информация о работе Социальное обеспечение и социальная помощь