Социально - психологический климат коллектива - предмет труда руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы - описание проблемы социально-психологического климата в коллективе. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: определить сущность и роль социально-психологического климата в коллективе; рассмотреть его основные виды; изучит факторы, которые на него влияют; охарактеризовать систему диагностики его состояния; проанализировать стратегию управления социально-психологическим климатом и роль руководителя в этом управлении, а также описать практику управления психологическим климатом коллектива на одном из предприятий.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность социально – психологического климата коллектива 4
Социально – психологический климат: понятие, виды, элементы и факторы, влияющие на него
4
Роль руководителя в формировании благоприятного климата в коллективе
22
Глава 2 Изучение результатов исследования 27
2.1. Краткая характеристика организации 27
2.2. Процедура проведения социологического исследования. Методы сбора информации. 29
2.3. Обобщение и анализ результатов исследования социально – психологического климата в коллективе 32

Заключение 38
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

       успех деятельности современного малого предприятия (в условиях кризисного развития экономики) в огромной степени зависит от умения руководителя привлечь финансовые средства на его развитие. А это требует от директора особых личностных качеств – умения принимать стратегически важные для развития бизнеса решения и контролировать их выполнение.

       Задача  выявления скрытого лидерства решалась нами по социометрической методике. Можно констатировать, что в коллективе устойчивые позиции занимает официальный руководитель, так как в данном случае его формальная и неформальная роли совпадают.

       На  вопрос: «Кого бы Вы хотели видеть своим начальником?» все респонденты называли фамилию настоящего директора, некоторые - фамилию главного техника или действующего заместителя директора (необходимо отметить, что последний получил максимальное число отрицательных выборов со стороны членов коллектива).

       В силу отсутствия в коллективе ярко выраженных устойчивых неформальных групп  роль неформального лидера переходит  к директору, так как он обладает лидерскими качествами и благодаря  этому способен объединить вокруг себя коллектив. 

       Исследование проблемы сплоченности коллектива также осуществлялось по социометрической методике, которая, к сожалению, не дала ее решения. Нам не удалось выявить индекс сплоченности группы. Неудачу можно объяснить спецификой самой социометрической процедуры - работникам необходимо было назвать фамилии своих коллег при ответе на вопросы социометрической карточки:

       «Кого бы Вы хотели пригласить к себе в  гости?» «Кого бы Вы не пригласили к себе в гости?»

       Почти все респонденты сказали, что  затрудняются ответить на поставленные вопросы.

       Тем не менее, на основании данных, которые  получены по работникам офиса, возможны следующие выводы:

       отсутствие  четких сформировавшихся малых групп  в коллективе можно объяснить  тем, что а) члены коллектива выполняют  такую работу, в силу специфики которой их личностные контакты имеют непостоянный характер; б) данный коллектив состоит из людей, которые хорошо знают друг друга благодаря родственным связям и долгой совместной работе в организации (от 3 до 5 лет); так как в коллективе нет ярко выраженных неформальных лидеров (помимо официального руководителя) и его отличительной особенностью является организованность и исполнительность (именно эти качества получили у работников организации наибольшее число выборов), можно предположить, что коллектив не сможет функционировать без своего настоящего начальника.

       Анализ  результатов применения социометрической методики не дает оснований для того, чтобы утверждать, что в исследуемом  коллективе - низкая сплоченность. Наоборот, данные анкетного опроса говорят о благоприятном психологическом климате. Большинство работников офиса сказали, что:

       членам  коллектива нравится быть вместе;

       господствует  доброжелательность во взаимоотношениях и взаимные симпатии;

       успехи  или неудачи товарищей вызывают сопереживание;

       члены коллектива справедливо и с уважением относятся к мнению друг друга;

       совместные  дела всех увлекают.

       Что касается работников низшего звена, то большинство (7 человек из 11 опрошенных) считают, что в коллективе все-таки преобладает атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения, хотя несколько человек отмечают, что все не так уж благополучно. Тем не менее на вопрос: «Стремились ли бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине?» девять человек ответили «да, конечно», а двое - «скорее да, чем нет».

       Таким образом, социально-психологический  климат в организации можно назвать  очень благоприятным. И даже если между членами коллектива возникают  межличностные трения, неурядицы  и антипатии, они опосредуются совместной деятельностью, в результате которой воспитывается целевое единство коллектива. Его члены разделяют общегрупповые интересы, нормы и ценности. Об этом говорит индекс Цое .

       Цое (для офисных работников) = 67%;

       Наиболее  значимыми являются следующие качества:

Исполнительность 9
Организованность 9
Инициативность 6
Самостоятельность 5
Бережливость 4
Стремление  к успеху 3
 

       Так как члены коллектива высоко ценят  такие качества, как инициативность и самостоятельность, руководитель должен больше уделять внимания именно этому аспекту работы с подчиненными.

Цое (для  работников низшего звена) = 62%.

Наиболее  значимыми являются следующие качества: 

Исполнительность 9
Организованность 8
Бережливость 7
Общительность 7
Знание  своих возможностей 6
Склонность  к воображению 5
Самостоятельность 4
Инициативность 1
 

       Подчиненные в большинстве оценивают руководителя негативно. Оценивают как начальника, который приказывает, распоряжается, но никогда не просит. Советуется только со своими заместителями, но никогда - с рядовыми подчиненными. Все указания рабочие низшего звена получают от заместителя.

       В то же время они оценивают руководителя как строгого начальника, при этом указывая, что руководитель поддерживает дисциплину и ведет себя как настоящий  хозяин. Отрицательную сторону в нынешнем руководстве видят в том, что руководителем не поддерживается инициатива.

       В целом складывается представление, что рабочим низшего звена  интересно работать в данном коллективе, что они хорошо друг с другом знакомы  и могут дать оценку деловым качествам своих коллег.

       Можно сделать вывод о том, что по схеме А. В. Перовского в исследуемом  коллективе наблюдается наивысший  уровень развития групповой сплоченности, то есть:

       •  На внешнем уровне, уровне эмоциональных связей, коллектив характеризуется благоприятным психологическим климатом.

       •  На уровне Цое отмечается совпадение системы ценностей членов коллектива, связанных совместной деятельностью.

       •  И, наконец, ядро групповой структуры характеризуется тем, что все члены группы разделяют общие цели групповой деятельности. 

         Выводы. Несмотря на то, что руководитель  практикует авторитарный стиль  руководства с элементами консультативного  стиля (иначе говоря, «доброжелательный  авторитаризм»), это не влияет  отрицательно на общий психологический климат в организации. Наоборот, проведенный анализ показал, что такой стиль руководства является оптимальным в данном коллективе, так как большинство опрошенных работников разного уровня считают организованность и исполнительность - основными ценностями совместной деятельности. В целом можно сказать, что во многом психологический климат в организации зависит от того, насколько успешно она функционирует с экономической точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

      Итак, социально-психологический климат в трудовом коллективе представляет собой сложную взаимосвязанную систему, которая складывается из взаимоотношений членов коллектива, их психологического настроя и удовлетворенности друг другом, окружающими событиями, трудом и организацией в целом. Социально-психологический климат возникает постепенно, он динамичен и может меняться в течение времени. Климат в коллективе оказывает серьезное влияние на психологическое самочувствие членов коллектива, на их отношение к работе и в целом на эффективность деятельности всей организации. Таком образом, от социально-психологического климата зависит очень многое, он играет важную роль в управлении персоналом.

      Психологический климат неодинаков а различных коллективах. Специалисты выделяют два основных его вида: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный социально-психологический климат характеризуется доброжелательными отношениями, прочными психологическим связями между членами коллектива, уважением, доверием и терпимостью друг к другу, чувством гордости за свой коллектив. Негативный социально-психологический климат наоборот свидетельствует о проблемах внутри коллектива и характеризуется отсутствие преданности задачам команды, неудовлетворенностью совместной деятельностью. Неблагоприятный климат отрицательно сказывается на всей работы коллективе, а положительный благотворно влияет на  продуктивность совместной деятельности.

      Существует  большое количество факторов,  так  или иначе влияющих на формирование определенного климата в коллективе. Особенно сильное влияние оказывают факторы социально-психологического и личностного характера, такие как: структура коллектива, личностные характеристики руководителя и подчиненных и т.д. При управлении социально-психологическим климатом необходимо уделять пристальное внимание всем этим факторам. Это позволит создать в коллективе наиболее благоприятный климат.

      Важное  значение в управлении социально-психологическим  климатом имеет диагностика его  типа. Для определения существующего  в коллективе вида климата специалисты-психологи  разработали множество методик: оценка состояния климата по различным  показателям,  проведение социометрических и референтометрических исследований, использование опроса сотрудников. Все эти методы позволяют точно определить состояние социально-психологического климата в коллективе, выявить его слабые стороны с целью дальнейшей их коррекции.

      Для достижения успешных результатов деятельности необходимо управлять психологическим  климатом в коллективе. Формирование благоприятного социально-психологического климата – одна их важных задач  управленческого аппарата. Реализация этой задачи включает в себя различные мероприятия: контроль за комплектацией коллектива, управление настроением в группе, применение социально-психологических методов и т.д. Выбор правильной стратегии в управлении социально-психологическим климатом – залог успешной деятельности коллектива.

      Важную  роль в управлении психологическим  климатом, безусловно,  играет руководитель. Именно от его личностных характеристик, поведения, настроения, отношения к  работе и подчиненным во многом зависти  устойчивость и доброжелательность социально-психологического климата.

      Список  литературы

    1. Абрамова  С.Г. Психологические механизмы управления, и том как их использовать. М.: Известия. 2002.– 309с.
    2. Доронина Л. Формирование коллективов // Служба кадров. 2001. №6. С.64-67
    3. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород:  Нимб. 2001.– 720с. 
    4. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М.: Финстатинформ. 2002.-360с.
    5. Круден Г.Дж., Шерман А.У. Зарубежный опыт управления персоналом. Часть 4. Руководство в организации. М.: ИПК госслужбы. 2001.-125с.
    6. Крымова Е. Отпуск – только раз в году // Огни Вычегды. 2003. 28 ноября. С.3
    7. Лесникова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений. М.: Институт практической психологии. 1998.-336с.
    8. Психология и этика делового общения/Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.-326с.
    9. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 1999.-200с.
    10. Урбанович А.А. Психология управления. Минск: Харвест. 2001.-640с.
    11. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М.: Высшая школа. 2000.-304с.    
 
 
 

      Приложение 1

  Респондент 1 Респондент 2 Респондент 3 Респондент 4 Респондент 5 Респондент 6 Респондент 7 Респондент 8 Респондент 9 Респондент 10 Респондент 11 Респондент 12 Респондент 13 Респондент 14 Респондент 15
1. Нравится  ли вам ваша работа?

    А)  Очень нравится  
    Б)  Пожалуй, нравится  
    В) Работа мне безразлична  
    Г)  Пожалуй, не нравится  
    Д)  Очень не нравится

Б А В Б А Б Г В А А Б А В Б А
2. Хотели  бы Вы перейти на другую  работу?  
     А) Да  
     Б) Нет  
     В) Не знаю
В Б В В Б В А В Б Б В Б В В Б
3. Оцените,  пожалуйста, по пятибалльной шкале  степень развития перечисленных  ниже качеств у Вашего непосредственного руководителя: 5 - качество развито очень сильно; 1 - качество совсем неразвито.

Качество       
      А) Трудолюбие  
      Б) Общественная активность  
      В) Профессиональные знания  
      Г) Забота о людях  
      Д) Требовательность  
      Е) Отзывчивость  
      Ж) Общительность  
      З) Способность разбираться в людях  
      И) Справедливость  
      К) Доброжелательность

А-3

Б-3

В-2

Г-1

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

А-4

Б-4

В-3

Г-2

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

А-3

Б-3

В-3

Г-2

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-2

К-2

А-3

Б-3

В-2

Г-1

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

А-2

Б-3

В-4

Г-1

Д-5

Е-2

Ж-4

З-2

И-3

К-2

А-4

Б-4

В-3

Г-2

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

А-1

Б-2

В-1

Г-1

Д-5

Е-1

Ж-3

З-2

И-1

К-1

А-3

Б-3

В-2

Г-1

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

А-3

Б-3

В-2

Г-1

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

А-3

Б-3

В-2

Г-1

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

А-3

Б-3

В-2

Г-1

Д-5

Е-3

Ж-4

З-3

И-3

К-3

А-3

Б-3

В-2

Г-1

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

А-4

Б-4

В-3

Г-2

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

А-3

Б-3

В-3

Г-2

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-2

К-2

А-3

Б-3

В-2

Г-1

Д-5

Е-2

Ж-4

З-3

И-3

К-2

4. Кто из членов Вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну-две фамилии. Коновалова, Гайсин Тагашев Коновалова Коновалова Коновалова  Тагашев Коновалова  Гайсин Тагашев Тагашев Гайсин Коновалова Коновалова  Тагашев Коновалова Гайсин Иванов Миронова Колесниченко Тагашев
5. Предположим,  по каким-либо причинам Вы временно  не работаете; вернулись бы  Вы на свое нынешнее место  работы?  
     А)  Да  
      Б) Нет  
      В) Не знаю
В А Б В А А Б В А А В В А Б В
6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство  членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди;

Б) в нашем  коллективе есть разные люди;

В) большинство  членов нашего коллектива – малоприятные люди

А Б Б А А А Б А А А Б А Б Б А
7. Считаете  ли вы, что было бы хорошо, если  бы члены вашего коллектива  жили недалеко друг от друга?

А) нет, конечно

Б) скорее нет, чем  да

В) не знаю, не задумывался  об этом

Г) да, конечно

Б Б В В Г В А Б В Г В Б Б В В
8. На  приведённой ниже шкале, цифра «1» характеризует тот коллектив, который вам очень нравится, «9» - тот, который вам очень не нравится. В какую клетку вы поместите ваш коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 
 
6 5 4 7 8 7 5 6 7 8 5 6 5 4 7
9. Как  вам кажется, могли бы вы  дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива? 
    1. Деловые качества большинства коллектива.
    2. Личные качества большинства коллектива

      А)Да

      Б) Пожалуй, да

      В) не знаю, не думал об этом

      Г) нет

      Д) пожалуй, нет

I, II Б I А, II Г I Б, II Б I В, II Б I Б, II А I А, II А I А, II А I В, II В I Б, II Б I В, II Б I Г, II Г I, II Б I А, II Г I Б, II Б I В, II Б
10. Если  бы у Вас возникла возможность  провести отпуск вместе с членами  Вашего коллектива, то, как бы  Вы к этому отнеслись?  
      А) Это бы меня вполне устроило  
      Б) Не знаю, не задумывался над этим  
      В) Это бы меня совершенно не устроило
А Б Б А А Б В В Б А В А Б Б А
11. Могли  бы Вы с достаточной уверенностью  сказать о большинстве членов  Вашего коллектива, с кем они  охотно общаются по деловым вопросам?  
      А) Нет, не мог бы  
      Б) Не могу сказать, не задумывался над этим  
      В) Да, мог бы
Б А В Б Б В В Б Б А Б Б А В Б
12. Какая  атмосфера преобладает обычно  в Вашем коллективе? На приведенной  ниже шкале цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» – наоборот, атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения. В какую из клеток Вы поместили бы свой коллектив? 
1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 
 
 
5 6 5 7 8 6 5 5 7 8 6 5 6 5 7
13. Как  Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долгое время не работали по какой-либо причине, испытывали бы Вы желание встречаться с членами Вашего коллектива, отмечать с ними праздники?  
      А) Да, конечно  
      Б) Скорее да, чем нет  
      В) Затрудняюсь ответить  
      Г) Скорее нет, чем да  
      Д) Нет, конечно
А В Б А А Б Б В А А В А В Б А
14. Укажите,  пожалуйста, в какой степени Вы  удовлетворены различными условиями  Вашей работы?

1. Равномерность  обеспечения работой

2. Размер заработной  платы

3. Санитарно  - гигиенические условия

4. Отношения  с непосредственным руководителем

5. Разнообразие  работы 

А Полностью  удовлетворен

Б Пожалуй, удовлетворен

В Трудно сказать

Г Пожалуй, не удовлетворен

Д Полностью  не удовлетворен

1 Б

2 Г

3 Б

4 Г

5 В

1 А

2 Г

3 А

4 В

5 А

1 Б

2 Г

3 А

4 Г

5 В

1 Б

2 Г

3 А

4 Г

1 Б

2 Г

3 А

4 В

5 В

1 Б

2 Г

3 А

4 Г

5 В

1 В

2 Г

3 А

4 Г

5 В

1 Б

2 Г

3 А

4 В

5 В

1 Б

2 Г

3 А

4 Г

5 В

1 Б

2 Г

3 А

4 Г

5 В

1 Б

2 Г

3 А

4 В

5 В

1 Б

2 Г

3 Б

4 Г

5 В

1 А

2 Г

3 А

4 В

5 А

1 Б

2 Г

3 А

4 Г

5 В

1 Б

2 Г

3 А

4 Г

15. Насколько хорошо, по Вашему мнению, организована Ваша работа?  
      А) По-моему, наша работа организована очень хорошо  
      Б) В общем неплохо, хотя есть возможность улучшения  
      В) Трудно сказать  
      Г) Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую  
      Д) По-моему, работа организована очень плохо  
     
Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б
16. Как  Вы считаете, пользуется ли Ваш  руководитель влиянием на дела  коллектива?

     А)  Безусловно, да  
     Б) Пожалуй, да  
     В) Трудно сказать  
     Г) Пожалуй, нет  
     Д) Безусловно, нет

Б А Б Б А Б А Б А А А Б А Б Б
17. Ваш  пол: М Ж М Ж М Ж Ж М Ж М М Ж Ж М Ж М Ж
18. Возраст 25 29 24 22 24 32 24 24 24 22 22 25 29 24 22
19. Образование:  
      А) Незаконченное среднее  
      Б) Среднее  
      В) Среднее специальное  
      Г) Незаконченное высшее  
      Д) Высшее
Б В Б Б В Г Д Б Б Б Б Б В Б Б
20. Стаж  работы в данном коллективе, лет 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
21. Ваша  профессия продавец кассир продавец продавец продавец продавец кассир продавец продавец продавец продавец продавец кассир продавец продавец
22. Ваша  среднемесячная зарплата с учетом  всех премиальных выплат, рублей 9000 8000 10000 7000 6000 10000 8000 9000 8000 6500 7000 9000 8000 10000 7000
23. Ваше  семейное положение:  
      А) Холост (не замужем)  
      Б) Женат (замужем)  
      В) Разведен (а)  
      Г) Вдовец (вдова)
Б В А А Б А А Б А А А Б В А А

Информация о работе Социально - психологический климат коллектива - предмет труда руководителя