Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа
Цель этой работы - описание проблемы социально-психологического климата в коллективе. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: определить сущность и роль социально-психологического климата в коллективе; рассмотреть его основные виды; изучит факторы, которые на него влияют; охарактеризовать систему диагностики его состояния; проанализировать стратегию управления социально-психологическим климатом и роль руководителя в этом управлении, а также описать практику управления психологическим климатом коллектива на одном из предприятий.
Введение 3
Глава 1 Сущность социально – психологического климата коллектива 4
Социально – психологический климат: понятие, виды, элементы и факторы, влияющие на него
4
Роль руководителя в формировании благоприятного климата в коллективе
22
Глава 2 Изучение результатов исследования 27
2.1. Краткая характеристика организации 27
2.2. Процедура проведения социологического исследования. Методы сбора информации. 29
2.3. Обобщение и анализ результатов исследования социально – психологического климата в коллективе 32
Заключение 38
Список литературы
3.
Физический микроклимат,
4. Удовлетворенность работой.
Большое значение для формирования благоприятного социально-психологического климата имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д.
Привлекательность
работы зависит от того, насколько
ее условия соответствуют
- в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
- в общении и дружеских межличностных отношениях;
- успехе,
достижениях, признании и
- творческой
и интересной работе, возможности
профессионального и
5.
Характер выполняемой
Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. - все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на социально-психологическом климате в рабочем коллективе.
6.
Организация совместной
Формальная
структура группы, способ распределения
полномочий, наличие единой цели влияет
на социально-психологический
7.
Психологическая совместимость
является важным фактором, влияющим
на социально-психологический
Под психологической
совместимостью понимают способность
к совместной деятельности, в основе
которой лежит оптимальное
Психологическая
совместимость может быть обусловлена
сходством характеристик
На
степень психологической
Выделяют три уровня совместимости:
- психофизиологический уровень совместимости - имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими;
- психологический
уровень предполагает
- социально-психологический уровень совместимости - основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.
Сработанность - это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.
8.
Характер коммуникаций в
Отсутствие
полной и точной информации по важному
для сотрудников вопросу
9. Стиль руководства.
Роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей:
- демократический
стиль - развивает общительность
и доверительность
- авторитарный стиль - обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному социально-психологическому климату;
- попустительский стиль - имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного социально-психологического климата. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.
Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.
Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других. На эту роль, как правило, выбирается человек (группа лиц), который не виновен в случившемся, но отличается от большинства сотрудников, не похож на них, слаб и не способен постоять за себя. Он становится объектом нападок, враждебного отношения, необоснованных обвинений. Наличие «козла отпущения» позволяет членам группы осуществлять разрядку напряжения и неудовлетворенности, которые легко накапливаются в атмосфере взаимного недоверия и страха. Тем самым группа поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность не вызывал в свой адрес такой человек, он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций. Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в группе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя.
Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.
Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.
Любым
трудовым коллективом чтобы он не
распадался и продолжал выполнять
возложенную на него целевую функцию
необходимо руководить. Умение учитывать
психологические факторы и
В
современных условиях преобладающее
значение приобрели социально-
Целью управления персоналом стало побуждение работников к развитию способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не приказывать подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.
Результаты управленческой работы руководителя состоят из двух частей. Во первых - то чего подчиненный добился для себя, какие собственные проблемы, он решил. Во вторых - что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которое руководитель применил по отношению к работнику.
Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания работника и ожидания руководителя очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.
Группу основных ожиданий работника составляют ожидания по поводу:
Информация о работе Социально - психологический климат коллектива - предмет труда руководителя