Социально - психологический климат коллектива - предмет труда руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы - описание проблемы социально-психологического климата в коллективе. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: определить сущность и роль социально-психологического климата в коллективе; рассмотреть его основные виды; изучит факторы, которые на него влияют; охарактеризовать систему диагностики его состояния; проанализировать стратегию управления социально-психологическим климатом и роль руководителя в этом управлении, а также описать практику управления психологическим климатом коллектива на одном из предприятий.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность социально – психологического климата коллектива 4
Социально – психологический климат: понятие, виды, элементы и факторы, влияющие на него
4
Роль руководителя в формировании благоприятного климата в коллективе
22
Глава 2 Изучение результатов исследования 27
2.1. Краткая характеристика организации 27
2.2. Процедура проведения социологического исследования. Методы сбора информации. 29
2.3. Обобщение и анализ результатов исследования социально – психологического климата в коллективе 32

Заключение 38
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Администрация городского округа Самара

Муниципальное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарская  академия государственного и муниципального управления» 

Факультет управления и информационных технологий

Кафедра «Управления персоналом»

Специальность 080505.65 «Управление персоналом» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Социология и психология управления»

Социально - психологический климат коллектива - предмет труда руководителя 
 
 

Студента 3 курса,

Группы 791 Д

Клементьев Владислав

Работа  Допущена к защите

Научный руководитель

к.с.н., доцент Михеева  М.А.

         

_____________________________                                                                                                                                                                                                       (подпись руководителя)

  

______________________________

(дата) 

Работа  защищена с оценкой 

________________________

(подпись  руководителя) 

________________________

(дата)

Самара

2011 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение 3
Глава 1 Сущность социально – психологического климата коллектива 4
    1. Социально – психологический климат: понятие, виды, элементы и факторы, влияющие на него
4
    1. Роль руководителя в формировании благоприятного климата в коллективе
22
Глава 2 Изучение результатов исследования 27
2.1. Краткая  характеристика организации 27
2.2. Процедура  проведения социологического исследования. Методы сбора информации. 29
2.3. Обобщение  и анализ результатов исследования  социально – психологического климата в коллективе 32
   
Заключение 38
Список  литературы 40
Приложение 1 41
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Управление  персоналом на предприятии представляет собой сложную систему, состоящую  из множества взаимосвязанных элементов. Одним из важнейших элементов этой системы является управление социально-психологическим климатом в коллективе. Взаимоотношения людей, психологический климат в организации непосредственно влияют на производительность труда и на отношение персонала к своей работе, друг к другу, к руководителю. Доброжелательный климат в коллективе является залогом успешной работы всей организации: он привлекает клиентов и партнеров, создает обстановку, благоприятствующую работе персонала; он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива, на выработку, принятие и осуществление совместных решений и, как следствие, на достижение эффективности совместной деятельности.

      Современные специалисты-психологи считают, что  работа, чтобы быть успешной, должна приносить радость. Вот поэтому  очень важно уделять как можно больше внимания такой проблеме как социально-психологический климат в коллективе. Если человек чувствует себя на работе комфортно, если его ждут внимательный, доброжелательный начальник и коллеги, то он с радостью торопится начать новую рабочую неделю. Работа в дружественной атмосфере приносит значительно больше отдачи, чем работа в деловой, но «угрюмой» обстановке. В современных организациях сотрудники зачастую подвержены постоянному стрессу из-за нехватки времени, из-за производственных и экономических трудностей, из-за разногласий с начальством и коллегами. Персонал не защищен от социальных и психологических проблем, особенно это касается России. В таких условиях предприятия, руководство которых понимает всю важность социально-психологического климата в коллективе и управляет им, имеют большое конкурентное преимущество. Все вышесказанное и обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

      Цель  этой работы - описание проблемы социально-психологического климата в коллективе. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: определить сущность и роль социально-психологического климата в коллективе; рассмотреть его основные виды; изучит факторы, которые на него влияют; охарактеризовать систему диагностики его состояния; проанализировать стратегию управления социально-психологическим климатом и роль руководителя в этом управлении, а также описать практику управления психологическим климатом коллектива на одном из предприятий.

      Тема  социально-психологического климата  в коллективе изучалась и изучается многими людьми. Особенно большой интерес к ней в нашей стране возник в 70-80-х годах прошлого века. В этот период было написано огромное количество научных работ и исследований по данной теме. В настоящее время интерес к теме психологического климата и психологии коллектива также проявляют многие ученые и исследователи социальной и практической психологии.

      Информационная  основа данной курсовой работы – это  учебники и научные исследования по психологии управления и менеджмента, социальной и практической психологии, а также статьи из современных журналов, которые затрагивают тему социально-психологического климата и взаимоотношений в коллективе. В работе были использованы исследования Станкина М.И., КишкельЕ.Н., Кричевского Р.Л. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность социально - психологического климата коллектива

    1. Социально - психологический климат: понятие, виды, элементы и факторы, влияющие на него
 

       Основу  любой организации составляют кадры, которые участвуют во всех сферах ее жизнедеятельности. Люди, работающие в организации очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: возрасту, полу, образованию, национальности, семейному положению и т.д., все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведения других членов организации.

       Вступая в организацию, человек должен уяснить  для себя, каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как следует интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на работу как принято распоряжаться рабочим временем, а так же временем, отведенным для отдыха. В любой организации человек работает в окружении коллег товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительное большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Отношения между коллегами образуют сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему. В связи с этим всплывает такое понятие, как социально - психологический климат организации.

       Существуют  несколько определений понятия  социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.1

       А В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.

       Он  также выделил в этом понятии три «климатические зоны»:

       1. социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан,

       2. моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе.

       3. психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.2

       Психологический климат, без  оценки  личностного отношения к  деятельности и ее результатам, без учета целой совокупность  социальных,  экономических и общественно-личностных факторов, сосредоточенных в структурированной и организованной деятельности, остается просто красивым понятием. Часто, им маскируют недостаток профессионализма, выражающийся в ограниченном знании методов и в неспособности их использования в его оптимальном формировании.

       При обращении к проблемам социально-психологического климата коллектива одним из важнейших является рассмотрение факторов, влияющих на климат. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление.

       Социально-психологического климата в трудовом коллективе является важнейшим показателем психологической ситуации в организации. Он имеет важное значение для успешного функционирования любого предприятия.

       Тесную  связь между удовлетворенностью членов коллектива взаимоотношениями  с товарищами установил еще англичанин Э. Мэйо в первой четверти прошлого века. Его знаменитый Хоторнский эксперимент показал, что на производительность труда в первую очередь влияют неформальные отношения, которые крепнут, когда обращают внимание на нужных рабочих, проявляется внимание к их личной судьбе, оказывается им помощь в трудных ситуациях, улучшаются их жилищные, бытовые условия. Таким образом, этот эксперимент показал тесную связь между особенностями психологического климата в коллективе и продуктивностью труда3

       Современные ученые психологи также придают большое значение проблеме социально-психологического климата в коллективе. Рассмотрим это понятие с точки зрения современной науки. Термин «климат» (от греческого «наклон») пришел в общественные науки из метеорологии, где им обозначается совокупность метеорологических условий, свойственных какой-либо местности. Это понятие, перенесенное в психологию, позволило осмыслить практическое значение целого ряда групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в группе4 .

       На  сегодняшний день существует более сотни определений социально-психологического климата. Каждый крупный специалист дает свое определение понятия «психологический климат». Одни предпочитают употреблять его только в отношении групп людей, считая, что для группы с хорошим психологическим климатом характерны такие качества как дух команды, энтузиазм и успешное достижение общей цели. Другие используют термин более широко, распространяя его на отношение индивида к своей работе, на степень удовлетворенности работой и личную адаптацию. То есть, социально-психологический климат можно рассматривать с объективной и субъективной точек зрения. Объективно психологический климат выступает в характере тех отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни. А субъективно - в переживаемом нами чувстве удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива. Состояние и установки работников и психологический климат группы столь взаимозависимы, что крайне трудно рассматривать их изолированно5 .

       Таким образом, социально-психологический климат в коллективе можно определить так – состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе. А более конкретно, социально-психологический климат - это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций6.

Информация о работе Социально - психологический климат коллектива - предмет труда руководителя