Социально - психологический климат коллектива - предмет труда руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы - описание проблемы социально-психологического климата в коллективе. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: определить сущность и роль социально-психологического климата в коллективе; рассмотреть его основные виды; изучит факторы, которые на него влияют; охарактеризовать систему диагностики его состояния; проанализировать стратегию управления социально-психологическим климатом и роль руководителя в этом управлении, а также описать практику управления психологическим климатом коллектива на одном из предприятий.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность социально – психологического климата коллектива 4
Социально – психологический климат: понятие, виды, элементы и факторы, влияющие на него
4
Роль руководителя в формировании благоприятного климата в коллективе
22
Глава 2 Изучение результатов исследования 27
2.1. Краткая характеристика организации 27
2.2. Процедура проведения социологического исследования. Методы сбора информации. 29
2.3. Обобщение и анализ результатов исследования социально – психологического климата в коллективе 32

Заключение 38
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

       Психологический климат - это одна из сторон взаимоотношений людей, результат совместной деятельности членов коллектива, их межличностного взаимодействия. Он неодинаков в разных коллективах. Он возникает не вдруг и не по приказу руководства. Моральное состояние служащего и социально-психологический климат создаются в течение времени. Для того чтобы понять, как формируется психологический климат, необходимо рассмотреть стадии развития коллектива.

       На  первой стадии развития преобладает  формальная структура коллектива: работники  общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются  друг к другу, подлинные чувства  чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо. На этой стадии психологический климат еще не сформирован, но появляются первые задатки будущего климата в коллективе.

       На  второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения внутри рабочей группы. Наконец, «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов, и формируется определенный социально-психологический климат7. В последствии этот климат может меняться неоднократно при появлении новых членов коллектива, при смене руководства, при изменении условий труда и под воздействием других факторов. Климат коллектива динамичен. Он может ухудшаться или улучшаться. Однако можно и примерно формировать социально-психологический климат8 .

      Социально-психологический  климат слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом  на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива. Даже в тех случаях, когда люди не удовлетворены какими-либо материальными факторами производственной обстановки, они не подают заявления об уходе, если в коллективе сложились хорошие взаимоотношения.

       Социально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений. На его формирование влияет совокупность психологических условий, которые либо способствуют, либо препятствуют продуктивной совместной деятельности. Климат взаимоотношений является благоприятной или неблагоприятной почвой для прорастания нравственно-личностного в человеке 9.

      В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным – стимулировать  к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

      Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять  развитие ключевых качеств работника, необходимых  в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры10.

            Таким образом, социально-психологический  климат  играет важную роль  в системе управления персоналом  организации. Он оказывает сильное  влияние на деятельность всей  организации и на успешность  совместной деятельности. Это влияние может быть положительным или отрицательным в зависимости от вида климата. 

       Итак, социально-психологический климат - это общее эмоциональное самочувствие сотрудников организации, которое оказывает влияние на их деятельность. Этот психологический, эмоциональный настрой может активизировать членов рабочего коллектива или тормозить, ухудшать или улучшать трудовую деятельность личности и коллектива в целом, создавать условия, содействующие или препятствующие плодотворной совместной работе. Это зависит от того, какой тип социально-психологического климата сложился в данном конкретном коллективе. Не вдаваясь в анализ  множества разновидностей климата, рассмотрим два наиболее важных состояния климата в группе: благоприятный (его ещё называют нормальным или положительным) и неблагоприятный (отрицательный, конфликтный)11 12

       Благоприятный социально-психологический климат это такое состояние группового настроения, такой психологический  настрой сотрудников, к которому должен стремиться каждый трудовой коллектив. Он свойственен группам с открытым обменом информацией и мнениями, свободой дискуссии и доброжелательной обстановкой доверия.  Результативность таких групп  максимальная, а мелкие конфликты легко гасятся. Обычно нормальный психологический климат  формируется в коллективе с достаточной степенью профессиональной зрелости. Такие коллективы характеризуются  прочными связями между их членами, возникающими на основе общих ценностных ориентаций, позитивно окрашенных неформальных отношений. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотрудники имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач.1314

       Признаками  благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются:

  • высокая требовательность и доверие членов коллектива друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения членами коллектива при обсуждении всех вопросов групповой жизни;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу и преданность ему;
  • высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи и взаимной поддержки (члены коллектива знают, что получат помощь от любого другого, потому что сами всегда оказывают ее любому другому, когда это необходимо);
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
  • терпимость к чужому мнению;
  • высокая степень свободы в личностном и профессиональном самовыражении;
  • ощущение членами группы своей безопасности (здесь никто никогда не обидит, не наговорит гадостей, не будет распускать сплетни и плести интриги за спиной);
  • возможность вести себя естественно и непринужденно (можно совершенно свободно к каждому обратиться, выступить на любом совещании вне зависимости от занимаемой должности);
  • доброжелательная атмосфера в отношениях и хорошее настроение членов коллектива;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения;
  • лояльность сотрудников и руководства (члены коллектива могут ссориться и спорить друг с другом, но для внешнего окружения они составляют единый фронт);
  • уважение друг к другу (члены коллектива признают превосходство коллег, их особые познания в некоторых областях и считаются с ними, несмотря на личные пристрастия);
  • примирение с недостатками друг друга (кто-то из них может иметь раздражающую привычку, но другие скорее стерпят это, чем станут работать с кем-то посторонним).15161718

      В коллективе с нормальным социально-психологическим  климатом все его члены, как правило, отличаются доброжелательным товарищеским отношением к новому человеку. Уважение и доверие, доверительная оптимистическая оценка, желание и умение увидеть лучшее в человеке в таком коллективе является правилом. Атрибутами благоприятного социально-психологического климата являются и внимательное отношение друг к другу, открытые (не «формальные» или «дежурные») улыбки, шутки и даже смех, мимические проявления доброты и дружелюбия, а также мягкие и понимающие интонации голоса в разговорах сотрудников. Стиль управления в таких коллективах, как правило, демократический. Основные методы воспитания сотрудников – личный пример, убеждение, а в нужные моменты – требование. В таких коллективах у работников есть возможность думать, расти и вообще вносить вклад в организацию, даже совершать ошибки без страха наказания1920. Таким образом, нормальный социально-психологический климат включает в себя множество элементов, составляющих хорошие отношения между людьми.

       Второй  тип социально-психологического климата  в коллективе - это неблагоприятный климат. Он является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид социально-психологического климата свидетельствует о проблемах внутри коллектива. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности задачам команды, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого сотрудника21 .

       Признаками неблагоприятного климата в коллективе являются:

  • неудовлетворенность совместной деятельностью и безразличное отношение к ней;
  • недостаточная информированность членов коллектива об аспектах внутренней жизни этого коллектива;
  • недоверие и подозрительность людей друг к другу;
  • несправедливая критика;
  • чувство незащищенности и уязвимости (боязнь ошибок, сплетни и интриги за спиной друг у друга);
  • низкая степень включенности в жизнь коллектива, отсутствие сплоченности и взаимной поддержки;
  • нетерпимость к высказываниям и мнениям других;
  • отсутствие лояльности и уважения друг к другу;
  • перекладывание ответственности за состояние дел в организации с одного на другого;
  • неясность и недоступность целей деятельности для сотрудников;
  • групповой эгоизм;
  • отсутствие энтузиазма в работе;
  • расколотость коллектива на соперничающие группы;
  • невозможность самовыражения и применения своих знаний и умений на практике;
  • невозможность естественного и непринужденного поведения;
  • враждебная, неприветливая атмосфера в отношениях и плохое настроение членов коллектива в рабочее время;
  • сильное давление руководителей на подчиненных;
  • нехватка открытости в отношениях;
  • наличие конфронтации (частые разногласия, споры) и высокая степень конфликтности;
  • уровень требовательности руководства неодинаков для сотрудников, в коллективе есть любимчики и отверженные22 .

       При отрицательном социально-психологическом  климате портятся отношения между  людьми, отдельные членами коллектива отказываются от тяжелой или невыгодной работы, начинают проявлять раздражительность, подозрительность, зависть. В таком коллективе постоянно вспыхивают мелкие ссоры, которые зачастую вырастают в крупные затяжные конфликты. В коллективах, где нет здорового психологического климата, низкая дисциплина труда, авторитарный или либеральный стиль управления, часты уговаривания подчиненных,  просьбы, далеко не всегда принимаемые и выполняемые подчиненными. Противоречие, неприятие, внутреннее несогласие с предписанными требованиями руководства неизбежно ведет к конфликтам, проявлениям враждебности, неудовлетворенности, борьбе23. Неблагоприятный климат чаще проявляется в коллективах с двумя и более лидерами или слабым либеральным лидером, размытыми нормами поведения в группе и слабым социальным контролем. В этой среде важное значение придается слухам и наговорам. Конфликтные коллективы малорезультативны и часто подвержены самораспаду24 .

        Конечно, существуют и промежуточные виды социально-психологического климата. В большинстве коллективов  присутствуют признаки и благоприятного и негативного видов климата. Но эти признаки проявляются интегрально, как общий - положительный или отрицательный фон внутриколлективных отношений. Нормальный социально-психологический климат в коллективе способствует высокой производительности труда, поскольку поддерживает положительный эмоциональный настрой коллектива, предупреждает возникновение конфликтных ситуаций. Следовательно, психологический климат можно рассматривать как важный производственный фактор. Взаимное уважение и взаимопомощь, внимание к личности членов коллектива присущи благоприятному психологическому климату и является нормой взаимоотношений25 .

       Но  бывает и так, что очень высокий  уровень эмоционального удовлетворения, переживаемого членами коллектива от общения друг с другом может  отрицательно сказаться на его продуктивности. Это происходит в том случае, когда желание общаться начинает превосходить желание работать. Тем не менее, уровень развития общения в коллективе очень важен для установления положительных эмоциональных отношений.26

        Социально-психологический климат является показателем, индикатором благополучия в отношениях между сотрудниками организации. И очень важно, чтобы этот индикатор всегда показывал положительный результат, потому что благоприятный климат в любом случае оказывает хорошее влияние на работу всего коллектива. Организация должна стремиться к установлению положительного социально-психологического климата в своем коллективе, а для этого необходимо изучить факторы, так или иначе влияющие на этот климат.

           Существует целый  ряд факторов, определяющих благоприятный социально-психологический климат в коллективе:

       1. Глобальная макросреда - это тот  общественный фон, на котором  строятся и развиваются отношения  людей. К этим факторам относятся:  обстановка в обществе, уровень  жизни населения, организация  жизни населения, социально-демографические факторы, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

       2. Локальная макросредат.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив (размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.).

Информация о работе Социально - психологический климат коллектива - предмет труда руководителя