Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 15:21, контрольная работа
Основная цель социальной защиты населения на современном этапе не допустить сужения круга исторически сложившихся в стране социальных гарантий.
Правовым инструментом реализации социальной
роли государства являются конституционные
права и свободы граждан, причем Конституция
содержит лишь обязательный на всей территории
страны минимум социальных гарантий. Каждый
субъект РФ вправе, исходя из своих материальных
и других возможностей, расширять круг
этих социальных гарантий: может быть,
увеличен размер индексации пенсии или
детского пособия из местного бюджета,
предоставлено право бесплатного проезда
на общественном транспорте для всех пенсионеров
и т. д.
Глава 2 Конституции
РФ – «Права и свободы человека и
гражданина» - отличается общей демократической
направленностью, разрабатывает основы
правового статуса личности. Содержащиеся
здесь права и свободы приведены в максимальное
соответствие с «Декларацией прав и свобод
человека и граждан», со всеми международными
пактами о правах человека, в частности
с «Всеобщей декларацией прав человека»,
принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие
от прежней Конституции, центр тяжести
лежит не на предоставлении прав гражданину
со стороны государства, а на признании
государством естественных прав человека,
которые принадлежат ему от рождения,
уважение и защита которых - задача государства.
В системе конституционных прав и свобод
(их насчитывается около 10 видов) на первый
план выдвигаются личные (статья 20-29): на
жизнь, на сохранение личного достоинства,
на неприкосновенность, свободу, на тайну
частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается,
что нормы Конституции РФ, закрепляющие
права и свободы, являются всеобщими -
распространяются на всех граждан в равной
степени. Нужно отметить, что наряду с
конституционными в действующем законодательстве
учитываются и нормы международного права.
Применительно к данной работе хотелось
бы выделить один из основополагающих
документов в международном праве по вопросу
о социальной защите населения, который
вплотную реализует на практике провозглашенные
права и свободы. Это Конвенция международной
организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года,
вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней
были употреблены слова «социальная защита»,
содержится перечень видов соцзащиты
и определяется их уровень. На базе данной
Конвенции во многих странах принято национальное
законодательство по вопросам соцзащиты.
Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь.
С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).
К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.
Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.
4. Роль профсоюзов в системе социальной защиты трудящихся.
После принятия в 1996 г. закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзная деятельность в РФ получила необходимое правовое обеспечение в условиях рыночной экономики. В ст. 15 Закона установлено, что отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений. В законе закреплена правовая основа социального партнерства и признано равенство сторон при выработке и принятии входящих в их совместную компетенцию решений.
В соответствии со ст. 2 Закона профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов. Предназначение профсоюзов состоит, в частности, в том, чтобы не позволять работодателю опустить стоимость рабочей силы ниже ее минимального предела.
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
В правовую основу деятельности профсоюзов входит не только собственно законодательство о правах и гарантиях их деятельности, но и трудовое законодательство в целом, так как оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов трудящихся.
Во многих западных странах стержневым принципом организационного строения профсоюзов является профессионально-отраслевой принцип. В Российской Федерации отраслевой принцип построения дополняется территориальным, так как масштабы страны и разнообразие природных и экономических условий жизнедеятельности объективно приводят к повышению роли региональных профсоюзных объединений.
В настоящее время в РФ функционируют свыше 200 профсоюзных объединений, многие из которых построены на профессионально-отраслевом принципе. При этом около 50 профсоюзных объединений включают до 80 % трудящихся.
Профсоюзы являются наиболее устойчивой организованной формой социально-экономических связей наемных работников, основанной на принципах единства, солидарности, справедливости и направленной на выполнение функций представительства интересов трудящихся и на обеспечение их социальной защиты. Они являются самыми многочисленными общественными объединениями во всех странах, особенно в странах с социально-ориентировочной рыночной экономикой. Профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.
Вместе с тем специалисты отмечают следующие проблемы отечественных профсоюзов: высокая активность на федеральном уровне и низкая активность на предприятиях, разобщенность и значительное количество отраслевых и межотраслевых профсоюзов.
В целом профсоюзное движение состоит из конкурирующих профсоюзов, что негативно сказывается на эффективности их деятельности и взаимодействия с социальными партнерами, особенно с работодателями.
Взаимодействие профсоюзов с хозяйственными и государственными органами в решении вопросов удовлетворения интересов и нужд трудящихся требует конкретности и четкого определения функций.
Цели и задачи, поставленные наемными работниками перед профсоюзами, определяют основные функции, выполняемые ими в процессе их деятельности. Главная функция профсоюзов – обеспечение условий для наиболее выгодной для трудящихся продажи единственного товара, которым обладает наемный работник, – рабочей силы, защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции. Важнейшая задача профсоюзов – контролировать, верно ли работодатели осуществляют начисление заработной платы и обеспечивает ли эта заработная плата как минимум простое воспроизводство рабочей силы. При этом профсоюзы не менее чем работодатели заинтересованы в том, чтобы заработная плата в максимальной степени была связана с результатами труда и выполняла стимулирующую функцию.
Отечественная и мировая практика показывает, что новая социально-экономическая ситуация требует от профсоюзов наряду с традиционными функциями способности договариваться с работодателями при решении следующих вопросов:
Например, в ст. 21 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определены формы участия профсоюзов в вопросах содействия занятости населения. Профессиональные союзы вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения и имеют право:
Профессиональные союзы вправе требовать от работодателей включения в коллективный договор конкретных мер по защите интересов трудящихся.
В договоре
предусмотрено создание фонда социальной
поддержки по безработице, за счет которого
оказывается содействие в трудоустройстве,
профессиональном обучении и предоставление
сверх установленных
Органы исполнительной власти, работодатели могут проводить по предложению профсоюзов взаимные консультации по широкому кругу проблем улучшения условий и безопасности труда, занятости, обучения и др.
В ходе консультаций и коллективных переговоров
стороны приходят к договоренности о порядке,
сроках и механизме контроля выполнения
принятых взаимных обязательств, об ответственности
сторон. Если профсоюзы и работодатели
не договорились, или договорились, но
одна из сторон нарушает условия договоренности,
то в качестве арбитра выступает правительство;
его участие в социальном партнерстве
приводит к трипартизму.
Заключение.
Россия еще, долго будет находиться в достаточно сложном положении, восстанавливаясь после мирового финансового кризиса, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.
После рассмотрения в контрольной работе общих понятий можно сделать такой вывод: