Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 15:21, контрольная работа
Основная цель социальной защиты населения на современном этапе не допустить сужения круга исторически сложившихся в стране социальных гарантий.
Введение.
Социальная защита населения предполагает дифференцированное решение различных проблем, которые являются следствием свершения разных социальных рисков. Исторически в России сложились определенные институты, в рамках которых происходило социальное обеспечение населения и его отдельных групп. Приоритетами социального обеспечения всегда были пенсионное обеспечение, социальные выплаты отдельным категориям населения и социальная помощь, размеры и виды которой жестко детерминировались установленными нормативами. В этой помощи личности, ее потенциальным возможностям никогда не отводилось места. В этой связи до 90-х годов прошлого века в стране практически не получил развития институт социальной поддержки. Практическое становление, институционное построение системы социальной защиты населения началось в 1993 году. Положительную роль в этом сыграло организованное в тот период Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
Выбор приоритетов социальной защиты населения должен быть основан на глубоком анализе социальной структуры общества, изучении причинно-следственных взаимосвязей социальных рисков и социальных проблем.
Основная
цель социальной защиты населения на
современном этапе не допустить
сужения круга исторически
Под социальной защитой понимается система общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий каждому гражданину независимо от места жительства, национальности, пола, возраста, происхождения. Это - важнейшая функция государства по отношению к населению в любое историческое время: в условиях нормального развития экономики или кризисный переход. Но в последнем случае значение социально-защитной функции, естественно, резко возрастает.
В действующем законодательстве Российской Федерации понятие
«социальная защита» подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня и качества жизни. Основные права в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции РФ.
Субъектами социальной защиты является:
Законодательство определяет совокупность условий и инструмента, методов, образующих систему социальной защиты населения. Основными элементами практической деятельности системы социальной защиты населения являются подсистемы социального страхования и социальной помощи.
Социальная защита
с экономических и правовых позиций
обуславливается системой отношений
собственника и работников. В рыночной
экономике эти отношения
Отсутствие у граждан способности к труду (временное или постоянное) из-за болезни, несчастного случая, старости или спроса на их труд порождает материальную необеспеченность. Поэтому в рыночной экономике социальная защита выступает как компонент организации хозяйственной и социальной жизни общества, а ее организационно-правовые формы обеспечивают непрерывный характер трудового процесса и воспроизводства рабочей силы.
Рассматриваемая категория «социальная защита» тесно связана с политикой обеспечения прав и гарантий в области уровня и качества жизни. Рассмотрение факторов, определяющих требования к уровню и качеству жизни, позволяет более детально определить категорию «социальная защита» и ее место в решении прикладных задач социальной политики государства.
Также достаточно широко используется термин «социальное обеспечение», которое представляет собой систему компенсации населению последствий социальных рисков, основывающуюся, как правило, на общих налогах, поступающих в государственный бюджет. Социальный риск — признаваемое обществом предполагаемое (вероятное) событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (постоянно или временно), либо спроса на труд и, соответственно, полной или частичной утрате заработка/дохода, являющегося источником средств к существованию.
К числу признанных социальных рисков относятся:
Основными международными признанными принципами социального обеспечения являются принципы:
Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, доходных и социальных потребностей граждан. Это структура потребностей и их обеспечение соответствующими товарами и услугами.
Рост
уровня жизни, его позитивная динамика
создает возможность для
В рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения.
Уровень и качество жизни представляют собой степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. По рекомендации ООН уровень жизни представляет собой систему нескольких элементов:
В действующей Конституции Российской Федерации существенно сужены социальные гарантии по сравнению с прежней Конституцией. Тем не менее, статья 7, определяя Российское государство как социальное, обязывает его создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти положения Конституции соответствуют международным стандартам в области прав человека; однако им, к сожалению, не соответствует социальная политика российского государства.
По данным Госкомстата, в целом по стране число умерших в 2009 г. превысило в 1,14 раза число родившихся. Что касается бедных, то их у нас, по европейским стандартам - 95 %, то есть практически все население страны за вычетом «верхних» 5 процентов. По международному критерию бедности ниже границы бедности в России находится более 60% населения. В соответствии с данными Всероссийского Центра изучения общественного мнения в среднем только один процент населения имеет доходы, которые позволяют им приобрести все, что они пожелают, а 21% не хватает даже на элементарные продукты, 41 % испытывает серьезные затруднения в связи с приобретением необходимой одежды и т. д.
Важнейшая задача – обеспечение государственного и общественного контроля за динамикой прожиточного минимума, по существу, определяющего порог бедности.
В настоящее время минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей. Известно, что «Размер МРОТ проиндексируют с 1 июня 2011 года на 6,5%». Таким образом, в 2011 году МРОТ составит всё те же 4330 рублей в пером полугодии и 4611 рублей во втором полугодии (с 1 июня 2011). В некоторых регионах власти повышают этот показатель. Например, в Москве МРОТ составляет более 10 тысяч рублей. Это и понятно, ведь уровень цен в Московском регионе отличается от любого другого региона страны. Но для России в общем, как правило, МРОТ сегодня - это 4330 рублей. Отсюда ещё следует вычесть 13% и получаем 3800 рублей. Размер оплаты небольшой и прожить в крупном городе на эти деньги нереально. В сельской местности - может быть, но в любом случае, уровень низкий. Средний прожиточный минимум в России составляет между 5 и 6 тысячами рублей. Таким образом, размер минимального размера оплаты труда существенно недотягивает для того, чтобы просто превысить уровень бедности. Даже с учётом грядущей индексации. Инфляция у нас постоянно держится в районе 10% годовых, а МРОТ не индексируется уже длительное время. Многие работодатели используют минимальный МРОТ для уплаты налогов, а всё что сверх этого - идёт в чёрную заработную плату. И это не есть хорошо, так как налоги нужно платить. Сложилась странная ситуация, когда некоторые пенсионеры могут получать в два раза большую пенсию, чем зарплата работающего человека на полный рабочий день. В России большой процент бедного работающего населения и этот нужно устранять.
Анализ благосостояния населения предполагает включение в его состав в качестве важнейшего компонента так называемых бесплатных услуг, то есть продукции таких отраслей социальной инфраструктуры, как образование, в том числе дошкольное воспитание, медицинское и культурное обслуживание, услуги для престарелых и нетрудоспособных граждан и других, предоставляемых на безвозмездной основе в момент их потребления.
Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К такого рода правовым актам относятся законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; правила, инструкции, приказы и другие нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, а так же органов местного самоуправления.
В основном законе Российской Федерации
- в Конституции, принятой всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года, - который
закрепляет основы конституционного строя
страны, национально-государственное
и административно-
Глава 1 Конституции РФ – «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:
1. Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.